Педагогические условия формирование учебной мотивации у младших школьников
Синягина Татьяна Владимировна,
учитель начальных классов
ГБОУ школа № 561 Санкт-Петербурга
учитель начальных классов
ГБОУ школа № 561 Санкт-Петербурга
Аннотация. В статье рассмотрен процесс формирования учебной мотивации: обозначены главные факторы формирования и основные недостатки в образовательной теории и практике формирования учебной мотивации у младших школьников. На основе проведённой диагностики с использованием анкеты Н.Г. Лускановой были сформулированы выводы об уровне сформированности учебной мотивации у учащихся третьих классов. По мнению авторов, необходима полноценная работа с детьми по повышению и поддержанию на высоком уровне мотивации к учению. Даны основные рекомендации педагогу по учету характера динамики развития учебных мотивов.
Ключевые слова: мотивация, младший школьник, динамика развития учебных мотивов.
Мотивационная система человека имеет сложное строение, а не является простым рядом заданных мотивационных констант. Она включает в себя и автоматически осуществляемые установки, и текущие актуальные стремления, и область идеального, которая в данный момент не является актуально действующей, но выполняет важную для человека функцию, давая ему ту смысловую перспективу дальнейшего развития его побуждения [2].
Можно сказать, что мотивация - это сложная, многоуровневая неоднородная система побудителей, включающая в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д. При этом любая деятельность является полимотивированной, а в мотивационной структуре деятельности можно выделить доминирующий мотив [1].
Главный фактор формирования учебной мотивации учащихся начальных классов - это комплекс педагогических условий, при постоянной реализации которых имеется возможность повысить уровень сформированности учебной мотивации младших школьников. Недостатки в образовательной теории и практике формирования учебной мотивации у младших школьников проявляются в том, что уроки проводятся традиционно; учителя не владеют новыми технологиями его проведения. Несмотря на усиление внимания к изучению формирования учебной мотивации школьников, этот процесс остается недостаточно изученным, в том числе, в определении педагогических условий, обеспечивающих эффективность становления учебной мотивации младших школьников. В педагогическом ракурсе особенно актуальным предстаёт первый школьный этап образования, в котором закладываются все его основы, включая разработку методики формирования учебной мотивации у младших школьников в условиях нетрадиционных форм организации урока, характеризующихся нестандартным подходом к отбору содержания учебного материала, сочетанию методов обучения, внешнему оформлению.
На базе ГБО СОШ №561 г. Санкт – Петербурга было проведено исследование по определению мотивации учебной деятельности детей младшего школьного возраста. В исследовании приняли ученики третьих классов (60 человек). Средний возраст учащихся 8 – 9 лет.
В ходе проведения диагностики уровня сформированности учебной мотивации у младших школьников с использованием анкеты Н.Г. Лускановой, нами были получены следующие результаты: (см. Диаграмма 1).
Учебная мотивация влияет на познавательную активность и желание учиться, на успешность, эффективность и результативность учебной деятельности. Дети с высоким уровнем мотивации имеют средний балл - от «4,6» до «5». Ученики со средним уровнем мотивации имеют средний балл от «3,5» до «4». Дети с низким уровнем мотивации могли иметь те же баллы, что и школьники со средним уровнем. Мотивация учения складывалась из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений: потребности и смысл учения для школьников, их эмоции и интересы.
По результатам исследования становится очевидным, что учебная мотивация учеников 3-х классов снижена, интересы учащихся направлены в основном на внеучебную деятельность и общение с одноклассниками, что существенно снижает уровень усвоения материала по предметам и влияет на успеваемость каждого. Также было установлено, что подавляющее число учеников положительно относятся к процессу обучения. Но уровень активности на уроках снижен.
Было выявлено и присутствие детей «группы риска». Это те дети, чей уровень мотивации в младшей школе в процессе обучения снижен. Также у детей из этой группы низкий уровень интереса и эмоциональной реакции на результативность собственного обучения, что приводит к снижению успеваемости. Следовательно, необходима полноценная работа с детьми по повышению и поддержанию на высоком уровне мотивации к учению. В качестве необходимого для достижения искомого результата нами было выделено следующее:
1. повышать эмоциональную привлекательность урока;
2. включать в работу учителя нестандартные формы подачи материала;
3. устанавливать межпредметные связи - системы отношений изучаемой тематики с темами из других предметных областей, уже изученных учеником и еще не изученных для формирования понимания ценности изучаемого и связи изученного с вновь изучаемым;
4. проводить постоянный мониторинг учебной активности ребенка;
5. осуществлять профессиональную деятельность по коррекции и профилактики низкого уровня учебной мотивации совместно с психологом.
Основные рекомендации педагогу по учету характера динамики развития учебных мотивов состоят в следующем:
• проводить входные, срезовые и итоговые диагностики на выявление динамики развития учебных мотивов;
• подкреплять учебный интерес на постоянном уровне в зависимости от возрастных особенностей учеников;
• оценивать качество достижений ученика, а не его личность; • вместе с учениками перед занятием определять ближайшие цели и цели на перспективу;
• создавать эмоционально насыщенное учебное пространство для комфортного обучения младшего школьника. Данные рекомендации могут быть использованы учителем в ходе разработки им собственных занятий.
Литература
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология Текст/ И. А. Зимняя – 3 – е изд. Ростов-на-Дону: «Феникс»,1997.
2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы Текст / Е.П.Ильин. – СПб.: «Питер»,2000.
Ключевые слова: мотивация, младший школьник, динамика развития учебных мотивов.
Мотивационная система человека имеет сложное строение, а не является простым рядом заданных мотивационных констант. Она включает в себя и автоматически осуществляемые установки, и текущие актуальные стремления, и область идеального, которая в данный момент не является актуально действующей, но выполняет важную для человека функцию, давая ему ту смысловую перспективу дальнейшего развития его побуждения [2].
Можно сказать, что мотивация - это сложная, многоуровневая неоднородная система побудителей, включающая в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д. При этом любая деятельность является полимотивированной, а в мотивационной структуре деятельности можно выделить доминирующий мотив [1].
Главный фактор формирования учебной мотивации учащихся начальных классов - это комплекс педагогических условий, при постоянной реализации которых имеется возможность повысить уровень сформированности учебной мотивации младших школьников. Недостатки в образовательной теории и практике формирования учебной мотивации у младших школьников проявляются в том, что уроки проводятся традиционно; учителя не владеют новыми технологиями его проведения. Несмотря на усиление внимания к изучению формирования учебной мотивации школьников, этот процесс остается недостаточно изученным, в том числе, в определении педагогических условий, обеспечивающих эффективность становления учебной мотивации младших школьников. В педагогическом ракурсе особенно актуальным предстаёт первый школьный этап образования, в котором закладываются все его основы, включая разработку методики формирования учебной мотивации у младших школьников в условиях нетрадиционных форм организации урока, характеризующихся нестандартным подходом к отбору содержания учебного материала, сочетанию методов обучения, внешнему оформлению.
На базе ГБО СОШ №561 г. Санкт – Петербурга было проведено исследование по определению мотивации учебной деятельности детей младшего школьного возраста. В исследовании приняли ученики третьих классов (60 человек). Средний возраст учащихся 8 – 9 лет.
В ходе проведения диагностики уровня сформированности учебной мотивации у младших школьников с использованием анкеты Н.Г. Лускановой, нами были получены следующие результаты: (см. Диаграмма 1).
Учебная мотивация влияет на познавательную активность и желание учиться, на успешность, эффективность и результативность учебной деятельности. Дети с высоким уровнем мотивации имеют средний балл - от «4,6» до «5». Ученики со средним уровнем мотивации имеют средний балл от «3,5» до «4». Дети с низким уровнем мотивации могли иметь те же баллы, что и школьники со средним уровнем. Мотивация учения складывалась из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений: потребности и смысл учения для школьников, их эмоции и интересы.
По результатам исследования становится очевидным, что учебная мотивация учеников 3-х классов снижена, интересы учащихся направлены в основном на внеучебную деятельность и общение с одноклассниками, что существенно снижает уровень усвоения материала по предметам и влияет на успеваемость каждого. Также было установлено, что подавляющее число учеников положительно относятся к процессу обучения. Но уровень активности на уроках снижен.
Было выявлено и присутствие детей «группы риска». Это те дети, чей уровень мотивации в младшей школе в процессе обучения снижен. Также у детей из этой группы низкий уровень интереса и эмоциональной реакции на результативность собственного обучения, что приводит к снижению успеваемости. Следовательно, необходима полноценная работа с детьми по повышению и поддержанию на высоком уровне мотивации к учению. В качестве необходимого для достижения искомого результата нами было выделено следующее:
1. повышать эмоциональную привлекательность урока;
2. включать в работу учителя нестандартные формы подачи материала;
3. устанавливать межпредметные связи - системы отношений изучаемой тематики с темами из других предметных областей, уже изученных учеником и еще не изученных для формирования понимания ценности изучаемого и связи изученного с вновь изучаемым;
4. проводить постоянный мониторинг учебной активности ребенка;
5. осуществлять профессиональную деятельность по коррекции и профилактики низкого уровня учебной мотивации совместно с психологом.
Основные рекомендации педагогу по учету характера динамики развития учебных мотивов состоят в следующем:
• проводить входные, срезовые и итоговые диагностики на выявление динамики развития учебных мотивов;
• подкреплять учебный интерес на постоянном уровне в зависимости от возрастных особенностей учеников;
• оценивать качество достижений ученика, а не его личность; • вместе с учениками перед занятием определять ближайшие цели и цели на перспективу;
• создавать эмоционально насыщенное учебное пространство для комфортного обучения младшего школьника. Данные рекомендации могут быть использованы учителем в ходе разработки им собственных занятий.
Литература
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология Текст/ И. А. Зимняя – 3 – е изд. Ростов-на-Дону: «Феникс»,1997.
2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы Текст / Е.П.Ильин. – СПб.: «Питер»,2000.