Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня

Фарафонтьева Мария Александровна
В настоящее время экологическое образование и воспитание в начальной школе становится всё более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Экологическое воспитание – проблема актуальная. Это связано с тяжёлой экологической ситуацией на Земле, которая определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления. Одна из причин такого положения – экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу. В нашей стране разнообразная флора и фауна. В руках человека красота и богатство родной земли. Стремление извлечь сиюминутную выгоду, не думая об ущербе, наносимом природе и обществу, крайняя заниженность нравственных ценностей и многое другое указывает на низкую экологическую культуру взаимоотношения с окружающей средой.
Экологическое воспитание должно начинаться с раннего детства. Дети восприимчивы к добру, они очень любознательны. И в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы. Младший школьный возраст – этап формирования этих основ. Базовым в развитии экологической культуры первоклассника выступает уровень, приобретённый им в дошкольном возрасте. Новая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счёт: наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя, воспитателя; выполнения предложенных правил поведения и обращения с представителями животного и растительного мира; эмоциональных переживаний; эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках; ощущения потребности в знаниях экологического содержания; бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания и т. д. ; наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней.
Чтобы полноценно осуществлять экологическое развитие детей система работы в начальной школе должна сочетаться с работой семьи в этом направлении. Ведь именно в семье закладываются основы гуманного отношения к природе. Семья даёт первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности в природе.
Ведущей тенденцией занятий в группе продлённого дня является интеграция. Она предполагает взаимопроникновение различных видов деятельности (наблюдение, исследование, беседа, игра, экологические викторины и др.). Благодаря разнообразным формам и методам работы происходит обогащение нравственного опыта детей, воспитание положительных качеств личности, формирование этических и эстетических чувств, воспитывается бережное отношение к природе, стремление изменить мир к лучшему.
Работа по экологическому воспитанию учащихся младших классов в группе продлённого дня предполагает решение ряда задач:
- расширение экологических знаний;
- повышение экологической культуры;
- развитие потребностей гармоничного общения с природой;
- обогащение кругозора детей;
- развитие наблюдения, внимания, памяти, мышления;
- развитие чувства сострадания, сопереживания представителям животного и растительного мира;
- привитие бережного отношения и любви к природе.
Для решения названных задач я спланировала занятия в группе продлённого дня по экологическому воспитанию, объединённые в цикл «Зелёная неделя».
Цикл занятий в ГПД «Зелёная неделя»
Экологические беседы
Экологические чтения
Экологические игры
Творческие занятия
Загадки природы
  • Цикл занятий «Зелёная неделя»делится на пять разделов:
1-й– «Экологические беседы». Беседы расширяют экологические знания, формируют бережное отношение к природе. Во время бесед дети знакомятся с фактами исчезновения растений и животных, обсуждают истории правильного и неправильного поведения в природе, приобщаются к миру природы, к пониманию её ценности в жизни каждого человека, к пониманию своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, живущих рядом с нами в одном земном доме.
2-й– «Экологические чтения». Это получение дополнительной информации экологического характера из художественных произведений В. Бианки, М. Пришвина, Л. Н. Толстого, С. Есенина, А. С. Пушкина, Ф. Тютчева, В. Чаплиной и других. Для поэтов природа является источником вдохновения. Через стихотворение дети видят красоту природы. Рассказы и сказки учат бережному отношению к окружающему миру, развивают познавательный интерес к животным нашего края.
 3-й– «Экологические игры». Игра – важная форма экологического воспитания. Играя,ученики приобретают разнообразный опыт взаимодействия с природой: играя, они выполняют вполне конкретную природоохранную работу; играя, они усваивают правила поведения в окружающей среде; играя, они становятся добрыми, чуткими, отзывчивыми на чужую беду. Игра обогащает личный опыт учеников примерами позитивного взаимодействия с окружающей их средой. Игра интересна, увлекательна. Она насыщена образами и наглядностью, которые остаются в детской памяти. Существует большое разнообразие игр экологического характера (игры-путешествия, познавательные игры, творческие игры, викторины и т. д.).
4-й– «Час творчества». Большой эмоциональный всплеск дают занятия, на которых дети рисуют или что-то мастерят. На этих занятиях они учатся видеть и изображать красоту природы. Школьники включаются в творческую деятельность, результатом которой бывают их собственные рисунки, аппликации, коллективные работы.
5-й– «Загадки природы». Расширению кругозора, развитию наблюдательности, мышления, сообразительности способствуют загадки. Существует множество народных и авторских загадок о живой и неживой природе, о временах года и явлениях природы. Также младшие школьники с большим удовольствием и с творческим подходом принимают участие в сочинении своих собственных загадок на экологическую тему.
Кроме этого необходимо помнить, что одним из важнейших условий формирования экологической культуры являются непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями природы. Большой и разнообразный материал для наблюдений дают прогулки. Ученики знакомятся с тем, что находится около школы и в соседнем парке, учатся наблюдать за природой.
Помимо традиционных форм экологического воспитания младших школьников в настоящее время получают широкое распространение такие инновационные формы, как природоохранные акции.
Снабжение учеников системой форм и методов воздействия на ребёнка, соответствующей возрастным особенностям младших школьников, комплексный подход к воспитательному процессу, организация взаимодействия ребёнка с окружающей средой, воздействие на эмоционально-чувственную сферу личности школьника – условия, при которых экологическое воспитание обеспечит эффективное развитие экологической культуры личности.
 План занятий цикла «Зелёная неделя» в 2 классе
Понедельник – «Экологические беседы»
Вторник – «Экологические чтения»
Среда –«Экологические игры»
Четверг –«Творческие занятия»
Пятница –«Загадки природы»
09
Беседа-диалог «Сентябринка в гостях у ребят».
В. Чаплина «Дружба».
Познавательная игра «Живая природа».
Рисуем «Мир красоты».
«Чудеса природы».
10
«Забота о животных».
Осень в творчестве А. С. Пушкина.
Игра-путешествие «По страницам Красной книги».
Коллективная работа – рисунок «Книга осени».
О животных.
11
«Мы – друзья природы».
М. Пришвин «Хромка».
Почемучкина игра «Неизвестное об известном».
Коллективная работа – аппликация «Листопад в ладошках».
«Явления природы».
12
Беседа-диалог «Сбережём зелёную ель».
Г. Скребицкий «Кот Иванович».
Игра-путешествие «По лесным тропам».
Конкурс работ «Вальс снежинок».
«Времена года».
01
Познавательная беседа «В гостях у Лесовичка».
Зима в творчестве Сергея Есенина.
Игра-путешествие «Жуки приглашают в гости».
Конкурс рисунков «Зимний лес».
«Лесные загадки».
02
Познавательная беседа «Весёлый мир насекомых».
В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».
Познавательная игра «Лукошко грибника».
Акция «Помогите птицам!» (изготовление кормушек).
«Подземное царство грибов».
03
«Природа и человек».
Л. Н. Толстой «Птичка».
Познавательная игра «Пернатые друзья».
Коллективная работа – аппликация «Скворцы прилетели».
«Экологическое ассорти».
04
«Таинственный мир подводного царства».
Весна в творчестве Ф. Тютчева.
Игра-путешествие «Щука, карп, пескарь и сом нас зовут в свой водоём».
Коллективная поделка «Аквариум».
«На кого похожа рыбка?».
05
«Краса Земли – цветы!».
Н. Сладков «Тень».
Познавательная игра «А знаете ли, вы…»
Акция «Моя школа – цветущий сад» (посадка цветов на школьных клумбах).
Творческая работа «Сочиняем загадки о Земле и её обитателях».
Беседа – диалог «Краса Земли – цветы».
Цели: расширять знания младших школьников о цветах, воспитывать любовь и бережное отношение к цветам, развивать воображение, память, внимание, познавательные способности учащихся, расширять кругозор.
 Содержание беседы.
- Ребята, вы любите цветы? Что вам больше нравится: любоваться ими, дарить или рисовать цветы?
- Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов. Цветы всегда были любимы людьми. Даря их друг другу, они выражали свои чувства: любовь, уважение, признательность, почтение. Цветы всегда вдохновляли художников, поэтов, музыкантов. Давайте и мы ближе познакомимся с цветами, полюбуемся ими и, может быть, сами станем чуточку добрее, мудрее, красивее.
- Ребята, вы хорошо знаете цветы? А вот сейчас мы и проверим.
Есть одна игра для вас -
Я прочту стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте,
Дружно хором отвечайте.
В траве густой, зелёной, он выглядит нарядно.
Но с пашен, как сорняк, он выгнан беспощадно.
Головка голубенькая, и длинный стебелёк.
Ну, кто ж его не знает? Ведь это … (василёк)
Золотая середина и лучи кругом,
Это, может быть, картина: солнце в небе голубом?
Нет, не солнце на бумажке,
На лугу цветок … (ромашка)
На солнечной опушке в траве стоит она.
Лиловенькие ушки тихонько подняла.
И тут поможет вам смекалка.
Все зовут цветок … (фиалка)
Подрастёт – нарядится в беленькое платьице.
Лёгкое, воздушное, ветерку послушное.
А пока стоит одетый в жёлтый сарафанчик.
Все зовут его, ребята, просто … (одуванчик)
Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя.
Полюбуйтесь дикими
Алыми … (гвоздиками)
Нам каждому весенняя природа дорога.
Ручьями распускаются холодные снега.
От снега очищаются и хвоя, и валежник,
И первый появляется в проталине … (подснежник)
(демонстрация иллюстраций цветов)
- Русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками, Морозом и Ветром, решила не пускать на Землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело Землю и открыло дорогу Весне. Поэтому подснежник считают первым цветком, встречающим весну.
Рассмотрите картину и скажите, почему этот цветок называют подснежником? Он первым появляется из-под снега. Подснежники. Этим именем часто называют все растения цветущие рано весной. Но настоящие подснежники растут в горных районах и встречаются редко. Они очень нежные и красивые.
Многие первоцветы – лекарственные растения. Собирая первоцветы, как лекарственные травы, человек часто вырывает их с корнем, нанося вред растениям, вытаптывает места их произрастания. Весной и летом вы иногда бываете в лесу, в поле, на лугу. Там растут красивые цветы. Люди собирают большие букеты первоцветов, ландышей, фиалок, колокольчиков (демонстрация иллюстраций цветов). А знаете ли вы, что многие из цветов всё реже и реже встречаются в природе? Сорвавший красивый цветок человек, наверное, не думает, что бессмысленно погубил еще одно растение исчезающего вида. И не знает, что на нашей планете в опасности уже 25 тысяч видов растений. Если мы хотим, чтобы цветы радовали нас долгое время – их надо беречь!
- Не рвите цветы, не рвите -
Пусть будет нарядной земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые, незабудковые
И ромашковые поля!
«Сказка о ромашках».
- А сейчас я предлагаю вам перенестись на 100 лет вперёд и послушать, какая печальная история произошла с девочкой Машей и мальчиком Мишей.
Однажды в саду около дома они увидели какой-то неизвестный цветок, похожий на солнце с белыми лучиками. Никто не мог объяснить происхождение удивительного цветка. Подумали даже, что семечко его прилетело из Космоса на летающей тарелке. И только старенькая бабушка, которой было почти 100 лет, вспомнила, что этот цветок называется ромашкой. Когда-то на Земле были огромные поляны, сплошь покрытые ромашками. Цветы были очень красивы, и люди рвали их, делая пышные букеты. А ромашек становилось всё меньше и меньше. Потом они исчезли совсем. Чудом сохранившаяся одна ромашка и вызвала такое удивление у людей.
Вот, что может случиться, если мы не будем беречь полевые цветы. Очень многие растения исчезают с лица Земли, в первую очередь с красивыми цветками. Давайте беречь родную природу! Тогда не придётся заносить в Красную книгу всё новые и новые растения.
- Ребята, а помните ли вы, что такое Красная книга? Это книга, в которой перечислены растения и животные, охраняемые государством и которые должны беречь и вы. «Красной» книгу назвали потому, что красный цвет – цвет опасности и тревоги за всё живое на Земле, будь то огромное животное или маленький цветок. В этой книге есть редкие и охраняемые растения нашей страны. Только в Подмосковье более 300 видов исчезающих растений. С каждым годом скудеют краски наших пригородных лесов, лугов, прудов и речек. Уже редко встретишь на тенистых лесных полянах прекрасный персиколистный колокольчик. Бесполезно, вероятно, искать в сосновом бору легендарную сон-траву. А в тихих заводях рек уже не растёт белоснежная кувшинка. Цветы исчезают, и мы, теряя их, теряем красоту.
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное «стой!»,
Нам казалось всё мало, всё мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обречённо глядел василёк,
Безнадёжно гвоздики глядели…

С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у цветов
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди плачут
И росу роняют на песок.
Давайте подведём итог нашей беседы:
- Какие цветы вы знаете?
- Какие цветы растут на школьной клумбе, у вашего дома?
- Назовите цветы, которые занесены в Красную книгу.
- Что нужно делать, чтобы сохранить исчезающие цветы, чтобы каждую весну и каждое лето они радовали нас своим пёстрым хороводом?
- Расскажите стихотворения о цветах, которые вы знаете, спойте песню о цветах.
Литература:
1. Александров Б., «О чём рассказывали цветы». М., 1996г.
2.«Внеклассные мероприятия», Вако, М. ,2007г.
3. Домбек С. О., Лебедева Н. В. «Классные классные дела в начальной школе». Сфера, М., 2007г.
4. Плешаков А. А. «Зелёные страницы». Просвещение, М. ,2005г.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»