Игра как средство развития познавательного интереса
учащихся на уроках литературного чтения
в начальной школе
Халикова Виктория Евгеньевна
Чтение-это окошко, через которое дети
видят и познают мир и самих себя.
В.А.Сухомлинский
Уроки литературного чтения –это уникальный инструмент приобщения ребёнка к художественной, научной литературе. Чтение является неисчерпаемым источником обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательной, эмоционально-волевой сфер ребёнка. Главной методической целью любого урока является создание условий для проявления познавательной активности учеников, и уроки литературного чтения отвечают этой цели наиболее полно. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературного чтения – одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения в условиях реализации ФГОС.видят и познают мир и самих себя.
В.А.Сухомлинский
В методической литературе интересы младших школьников характеризуются как интересы с сильно выраженным эмоциональным отношением, что особенно ярко раскрывается в содержании знаний. Интерес к впечатляющим фактам, к отношению явлений природы, событий обществ жизни (история), позволяют говорить о многосторонних интересах школьников.
Незаменимым инструментов развития познавательного интереса была и остаётся игра.
Все, наверное, хорошо помнят, как меняются лица детей, когда учитель произносит фразу: «А теперь давайте поиграем!»
Например, в содержание курса УМК «Перспектива», с целью развития и стимулирования творческой активности учащихся, вводятся приёмы театральной драматизации произведений, которые тоже являются своего рода игрой, но в то же время обеспечивают более глубокое понимание сюжетных линий произведения, поступков героев (их мотивы), смысла прочитанного, развивают чувство сопереживания и отзывчивости.
В процессе драматизации литературных произведений дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, передают их точку зрения на различные события. Среди задач, которые решает данный приём, можно отметить:
-воспитание творческой направленности личности;
-развитие творческого воображения;
-формирование образного мышления;
-развитие речи.
В первом классе можно использовать простой, но очень полезный игровой приём, который решает сразу несколько задач. В классе (не на видном месте) развешиваются рисунки или фотографии со сказочными персонажами. Детям нужно, не вставая с места, найти любого из этих персонажей, вспомнить, героем какого произведения он является, рассказать о нём.
Очень популярна у детей 6-7 лет игра «Помоги героям вернуться в сказку». Для неё достаточно перепутать картинки или карточки с именами литературных персонажей и попросить детей вернуть всех героев по своим произведениям.
Игра-конкурс для 3-4 класса «Назови автора».
Детям раздаются карточки с отрывками произведений, которые изучались в данном разделе. Задача - прочитать выразительно для соперников. Соперники должны назвать автора.
Подбери антоним, который завершил бы русскую народную пословицу.
Ученье — свет, а неученье — ... (тьма).
Знай больше, а говори ... (меньше).
В учебе корень горек, зато плод ее ... (сладок).
Не бойся врага умного, бойся друга ... (глупого).
Лучшая вещь — новая, лучший друг — ... (старый).
Мир строит, а война ... (разрушает).
Смелый побеждает, а трус ... (погибает).
Ласточка день начинает, а соловей ... (кончает).
Игры и игровые задания развивают у детей внимание, воображение, память, логическое мышление. Они требуют от детей организованности, умений придерживаться правил игры, подчиняют свои интересы интересам коллектива. Особенно необходимы игры в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. В них удается сконцентрировать внимание даже у гиперактивных детей.
Из перечисленных слов и выражений нужно выбрать только те, которые подходят к данной сказке. Например: ласточка, крот, мышь, Тортила, жаба, ключик, эльфы, мельница.
Сказка наоборот. Использование приёма Джанни Родари, при котором события в сказке излагаются в той же последовательности, но вместо персонажей этой сказки вводятся новые персонажи или объекты. Этот прием помогает детям отойти от стереотипов при придумывании продолжения уже знакомой сказки.
Игра-это всегда маленький праздник, а у педагога есть прекрасная возможность этот праздник дарить детям!