Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста

Пилипас Инна Александровна,
воспитатель ГПД ГБОУ школа № 561
Калининского района Санкт-Петербурга
Память – это важнейший когнитивный процесс, позволяющий сохранять полученный ранее опыт, повторно использовать его как в быту, так и в трудовой и учебной деятельности. Актуальность темы данной статьи обусловлена тем, что роль памяти в жизни человека чрезвычайно велика, и необходимо уделять внимание развитию этого процесса с раннего возраста, поскольку состояние памяти отражает общее состояние умственной активности, и ее тренировка с дошкольного возраста позволяет в дальнейшем лучше усваивать материал школьной программы, запоминать необходимую информацию.
Память является важнейшей функцией психики и служит объединяющим звеном в ее организации [2]. Также данный познавательный процесс способствует тому, что в нужный момент информация всплывает в человеческом сознании. Это позволяет рационально и грамотно совершать действия: человек становится целостной личностью.
Память подразделяется на три основных вида: сенсорную, кратко-и-долгосрочную [3]. Сенсорная память фиксируется на уровне реакции органов чувств (слух, зрение, обоняние, осязание и вкус). Если информация, полученная при данном виде памяти не является необходимой, то она сменяется новой, стирается за секунды (например, силуэты незнакомых людей на улице). Кратковременная память позволяет запоминать информацию за 20-30 секунд. После дальнейшей фильтрации данных, необходимое переходит в долгосрочную память, ненужное стирается и заменяется новым. В течение дня данный вид памяти используется наиболее часто: человек получает большие объемы информации, которые в полной мере не могут быть усвоены мозгом. Долговременная память может быть представлена такими примерами, как: адреса, имена, языки, номера – то есть та информация, которой мы пользуемся ежедневно, автоматически. Однако, и этот вид памяти ограничен: какие-то данные угасают, сменяются новыми, актуальными на данный момент времени. Если же возникнет надобность в старой информации (появятся яркие образы, подобные ситуации), то давно забытое вспомнится, даже если человек думал, что эти данные забыты и не подлежат восполнению.
В зависимости от того, какую информацию человек запоминает, можно выделить: словесную или вербальную память (память на слова), образную память (память на образы), двигательную память (осуществляет сохранение информации о двигательных процессах, например: повторяющиеся движения работника, производящего изделие на заводе, навыки письма в школе, ходьба), эмоциональную память (память на эмоции, чувства, переживания) и т. д. [4]
Основу памяти составляет генетически обусловленная способность запоминать информацию, или природная память. Возможности природной памяти проявляются в дошкольном возрасте, в период до 7 лет, в дальнейшем эта способность может не развиваться или ослабевает (при наличии нервных болезней, при переутомлении ребенка и т. д.) [1].
Однако каждый человек может усовершенствовать свою память с помощью разнообразных приемов запоминания, способов обработки информации. Эти приемы  - культурная память. Чем сильнее природная память и более развита культурная, тем больше, быстрее и прочнее запоминает человек. Как особенности природной и культурной памяти человека проявляются в его жизни?
Если человек заучивает, зазубривает, многократно повторяя материал, или как будто фотографирует его, то такое запоминание называется механическим, или непосредственным (без средств). Такое запоминание также является природной памятью. А когда человек старается запомнить информацию, он ищет для этого способы или приемы, осмысливает материал. Это более высокое и сложное запоминание – логическое (с помощью средств), или культурная память, которой принадлежит ведущая роль. Ведь благодаря приемам запоминания человек становится способным управлять процессом запоминания и управлять собой.
Каждый из перечисленных видов памяти может быть основным, ведущим, который больше влияет на результат, или дополнительным, вспомогательным, который играет в процессе запоминания менее значимую роль. Это зависит от того, как человек запоминает информацию, опираясь на природную или культурную память.
Возможности природной памяти у каждого свои. Объем природной памяти зависит от характера запоминаемой информации. Человек может помнить целые поэмы, молитвы, тексты и это происходит потому, что данную информацию он пропускает через свою душу и сердце, осмысливает ее.
Современному школьнику приходится запоминать не только слова, но и правила, формулы, иностранные слова и литературные тексты. Поэтому для закрепления учебного материала и умения в дальнейшем применять его на практике необходимо применять разнообразные приемы запоминания [1]. Рассмотрим подробнее каждый из них.
Прием группировка заключается в том, что любой материал можно разделить на части, группы. В любом параграфе можно выделить вступление, основную часть, заключение и вывод.
При использовании приема классификации материал делится на части, классы (животные и растения, знакомые слова и незнакомые, простые и сложные и т.д.). То есть информация классифицируется, а нагрузка на память уменьшается во столько раз, на сколько частей был разделен материал, который нужно было запомнить.
Прием ассоциации заключается в том, что какое-либо явление, слово и любая другая информация, необходимая к запоминанию, соотносится со схожими понятиями, образами и т.д. Для использования этого приема достаточно спросить у ребенка: что напоминает тебе это слово или этот рисунок? О чем напоминает новая информация, будет зависеть от возраста ребенка, его уровня развития, пола ребенка и т.д. Поэтому не нужно критиковать, отрицать то, что предлагает ребенок, т.к. процесс ассоциаций индивидуален для каждого человека.
Любой материал содержит то, что может стать опорой для запоминания (даты, необычные словосочетания, имена, незнакомые или наоборот очень знакомые слова и т. д.). На этом основывается прием опорного пункта.
В процессе обучения, когда необходима точность запоминания (правила, формулы, определения), можно использовать прием аналогии, когда устанавливается сходство, подобие предметов, явлений, в целом различных. Выучив одно определение как образец, остальные можно запоминать, использовав выученное, по аналогии (например, биология – наука, которая изучает …, математика – наука, которая изучает … и т. д.).
Прием схематизации заключается в том, что содержание полученного материала изображается в виде схемы (теоремы, правила, диаграммы и т.д.).
Прием структурирования основан на восприятии материала как единого целого. Это достигается за счет установления внутри него связи, что позволяет хорошо запоминать, сохранять и воспроизводить любую информацию (неизвестную, запутанную), так как направлен на упорядочение материала.
Память младшего школьника может запоминать произвольно и непроизвольно, может заучивать материал, может использовать какой-либо способ для запоминания информации. Но непосредственная память почти не пересекается с опосредованной, они существуют параллельно [2].
Для школьника младшего возраста гораздо легче заучить, вызубрить материал, чем осмыслить. К концу младшего школьного возраста продуктивность опосредованной памяти выше продуктивности непосредственной. Также есть различия в запоминании мальчиков и девочек. Девочки охотнее запоминают любой материал, у них результаты произвольной механической памяти выше, чем у мальчиков. Мальчики более успешны в овладении способов запоминания, поэтому их опосредованная память оказывается более эффективной, чем у девочек.
Младшие школьники способны искать ассоциации, классифицировать, группировать материал, искать опорные пункты. При этом важно, чтобы занятия доставляли ребенку удовольствие, радость. Взрослые должны поощрять ребенка в его исследованиях, способствовать самостоятельному поиску ответов на вопросы. Активная мыслительная деятельность ребенка создает необходимую атмосферу для процесса запоминания, стимулирующую развитие памяти ребенка.
Младший школьный возраст - это возраст, когда ребенок демонстрирует свое мнение, свою избирательность, стремится стать взрослее. Именно в этот период он начинает осмысливать свои способности, свою индивидуальность. И память не является здесь исключением. Свои способности к запоминанию ребенок должен осознавать, а взрослые, должны ему в этом помогать. В начале школьной жизни память является способностью, которая определяет успешность обучения, но в дальнейшем, процесс обучения начинает влиять на то, как будет развиваться память.
 
Литература:
1. Ахмадуллин Ш.Т. Развитие памяти у детей. Как научить ребенка запоминать легко и надолго. М.: Билингва, 2016 г.
2. Житникова Л. М. Учите детей запоминать. М.: Просвещение, 1985 г.
3. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Ярославль. «Академия развития», 1997.
4. Познавательные способности в обучении/ Под ред. Шадрикова В. Д. М.: Просвещение. 1991.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»