Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Значение пластилинографии в развитии художественных
умений у учащихся
начальных классов
в группе продлённого дня
Мамина Алена Рашитовна,
воспитатель группы продлённого дня 
 
В данной статье мы рассмотрим значение лепки – пластилинографии в развитии учащихся начальных классов художественных умений в группе продлённого дня.
Когда человек рождается, он начинает познавать мир, причём делает это самым эффективным и безотказным способом - всё нужно увидеть, услышать, пощупать руками. Так же и дети младшего школьного возраста узнают мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют им узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасаются. Одним из помощников учащихся в этом важнейшем для их развития деле является лепка. Лепка – это такой вид изобразительного искусства, в процессе чего создаются объёмные скульптурные изделия из мягких материалов. Лепка широко используется на уроках, занятиях в группе продлённого дня с детьми младшего школьного возраста, а так же на кружковых занятиях, так как она формирует умственные способности детей, творческое отношение к окружающему миру, расширяет их кругозор. Лепить можно из глины, из теста, пластилина, снега и других мягких материалов. В ходе работы нельзя эти материалы заменять друг другом, а использовать именно тот, который отвечает поставленной цели и задачам данного урока, так как каждый из перечисленных материалов имеет свои особенности.
На занятиях в группе продлённого дня занимаясь лепкой, в основном используется пластилин, так как работа с пластилином не требует обработки как с глиной. Какой бы материал не применялся бы на уроках, хоть пластилин, хоть глина, приёмы и способы  лепки одинаковы, поэтому рассмотрим работу с пластилином в технике пластилинография. Занятия  по пластилинографии способствуют интеллектуальному развитию детей. Полученные результаты и сам процесс работы раскрывают творческие способности ребенка, делают детский мир красочнее и духовно богаче.
Основным материалом в технике пластилинография является пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.
Развитие руки ребенка, ручных умений является одним из самых главных условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка. Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. А именно, фактически руки в данный период жизни являются для учащихся дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае, если развитие двигательной активности рук отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими). Однако, развивая художественные умения, мы влияем на общее психическое развитие ребенка. Систематические упражнения по тренировки движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.
Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий  тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других уроках (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.). Данная техника хороша тем, что она доступна детям начальных классов, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.
В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Вывод. Занятия по пластилинографии в группе продлённого дня способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок тренирует руку к такому сложному навыку, как письмо и речь. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»