Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Преемственность между начальным и средним звеном школьного обучения

Шелогина Лилия Николаевна
Сл.1 Преемственность между начальным и средним звеном
школьного обучения.
         Сл.2
Процесс  перехода ребенка из начальной школы в среднюю для многих детей, родителей и учителей является не только радостным и волнующим событием, но зачастую и очень проблемным.
Вопрос преемственности обучения между начальной школой и средней не является новым. Приход в среднюю школу, совпадает с началом «переходного» возраста у детей: они становятся младшими подростками.       
Сл.3
Дезадаптацию  детей в новых условиях учебной деятельности, как одной из основных трудностей, можно сравнить со сложностями адаптационного периода в 1 классе. Однако, кроме объективной новизны ситуации обучения, характерной для 1 и 5 классов, в данном случае добавляется еще так называемый  субъективный фактор: отсутствие единых требований по многим вопросам учебной деятельности  между начальной и средней школой. В частности по следующим аспектам:
Сл.4
Взаимодействие программ обучения: зачастую классы, обучающиеся  в начальной школе по программам уровня, отвечающего современным потребностям и требованиям ФГОС,  переходя в среднее звено, возвращаются к традиционной системе, но дети-то из нее уже выросли, т.е. мы искусственно возвращаем их назад;Сл.5
Преемственность форм и методов обучения: темпа, объема и уровня изложения предметного материала, а также требований к качеству  его оформления.Сл.6
И, наконец,  единство (точнее сказать, его отсутствие) подхода к критериально-оценочной деятельности в начальных и средних классах. Не секрет, что многие «отличники» и «хорошисты» начальной  школы при переходе в среднюю меняют свой « статус» на более низкий. И это не всегда связано только с объективными трудностями обучения. Труднее всего троечникам и детям, которые «4» зарабатывали трудом.Сл.7
Учителя – предметники подчас не имеют возможности учесть индивидуальные особенности учащихся (темп деятельности, тип мышления, специфику восприятия и т. п.), которые влияют, особенно вначале, на качество обучения. Учителя начальных классов реально  имеют такую возможность  в силу своей многопрофильности. Поэтому учитель среднего звена при оценивании ориентируется, прежде всего, на результат его деятельности, без учета индивидуальных особенностей.
      Сл.8
Любой учитель понимает, что инертный, медлительный ребенок не должен слышать от учителя приговор: «Ты не успел, значит не сделал». Не следует забывать, что пятиклассники - народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет.
Сл.9
Спрашивая у детей о том, что они ждут от 5 класса, оказалось, что дети не боятся новых учителей, кабинетной системы. Вот дети сегодняшнего дня. Они знают, для чего пришли в школу.
Сл.10
Посетив открытые уроки в 5 классах по преемственности, я увидела, что учителя-предметники квалифицированные педагоги, по своим профессиональным, психологическим и личностным характеристикам.
Ведь обучение - это не просто передача знаний, а, прежде  всего, жизнь ребенка в школе.
     Сл.11
Понять природу ребенка, помочь ему реализовать все самое лучшее из того, что заложено, притушить отрицательные стороны его характера – вот  в чем суть.      Преемственность предполагает плавный переход на среднюю ступень обучения. Такой, чтобы под натиском новых впечатлений, непривычных приемов работы не растерять все хорошие  приобретения начальной школы, не утратить интерес к обучению.
Сл.12-15
Результаты. Несоблюдение правила преемственности  при переходе с одной ступени на другую неблагоприятно отражается на прохождении периода адаптации ребенка, может привести к резкому снижению мотивации , снижению  успеваемости, ухудшению здоровья и ученика и учителя.  
Сл.16
Преемственность – это  прежде всего сотрудничество учителей начального и среднего звена, школьного  психолога, социального педагога и администрации школы.
 
 
Далее выступают
Психолог
классные руководители
учителя-предметники 
Сл.17
 В рамках  сотрудничества должны проводиться и уроки, на которых в начальной школе присутствуют (или даже сами проводят) учителя среднего звена, имея таким образом возможность заранее оценить особенности детей данного класса. В начале года, в 5 классе,  уроки посещают бывшие учителя начальных классов.
Сл.18
Здоровьесберегающие технологии
Ребёнок – росток человеческий. В нем изначально заложено стремление к развитию. Здоровье подрастающего поколения и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление, в настоящее время - важнейшая социальная задача. Именно в раннем детстве формируется здоровье взрослого человека. Ухудшение здоровья детей школьного возраста стало серьёзной проблемой. Обращаю Ваше внимание на 15 самых актуальных ЗЗТ, которые может использовать любой учитель в своей педагогической деятельности.
Сл.19
Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает единение в следующих направлениях:
образовательные программы;
организация учебного процесса;
единые требования к учащимся;
структура уроков. 
      Данная форма сотрудничества различных ступеней образования позволила бы предупреждать многие педагогические и психологические проблемы, реально осуществлять профилактику детской дезадаптации.
Сл.20
Спасибо за внимание!
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»