Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование у учащихся познавательных УУД на уроке в начальной школе

(из опыта работы)
Зимина Марина Анатольевна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 276
Красносельского района Санкт-Петербурга
Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя. Важнейшей задачей школы сегодня является развитие личности ученика. На это направлен стандарт II поколения. Учитель начальной школы, реализующий этот стандарт должен не только научить читать, писать, считать,  но и формировать универсальные учебные действия. В 2011 году мы перешли на обучение по новым стандартам. Тогда я уже работала по программе «Школа России» и «Перспектива». Передо мной встала задача – понять сущность ФГОС, отличительные особенности по сравнению с прежним стандартом. Изучила документы и дополнительную литературу, разработала рабочие  программы по предметам. Я определила, что один из важных моментов реализации ФГОС – это формирование УУД. Уже при разработке первых уроков поняла, что моделирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени.  Передо мной возник вопрос: как правильно  спроектировать урок, который формировал бы у учащихся  не только предметные результаты,  но и универсальные учебные действия.
В настоящее время результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся «умения учиться». Универсальные учебные действия обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
В основу УУД входит самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, а также к самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.
В универсальные учебные действия входят:
Коммуникативные                                                         Регулятивные          
(Обеспечивают возможности                                           (Обеспечивают возможность управления
сотрудничества: умение слышать,                                  познавательной и учебной деятельностью 
 слушать и понимать партнера,                                          посредством постановки целей,
планировать и согласованно выполнять                            планирования, контроля, коррекции
совместную деятельность, распределять                           своих действий, оценки успешности
 роли, взаимно контролировать действия                          усвоения.)
друг друга, уметь договариваться,
вести дискуссию, правильно
выражать свои мысли, оказывать
поддержку друг другу и эффективно
сотрудничать как с учителем, так и                                                          Личностные
со сверстниками.)                                                             (Позволяют сделать учение осмысленным,
                                                                                              увязывая их с реальными жизненными
                                                                                               целями и ситуациями.)
 
                                                               Познавательные
                                        (Включают действия исследования,
                                                поиска, отбора и структурирования
                                                необходимой информации,
                                         моделирование  изучаемого содержания.)
Я работаю по УМК «Школа России». Проанализировав учебники «Русский язык»  этого методического комплекса,  можно  сказать, что через тексты учебника учащиеся начинают понимать, что русский язык – это часть русской национальной культуры и что нужно бережно относиться к своему языку, нужно работать над совершенствованием и развитием собственной речи.
Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира. Для формирования ЛУУД мною используются следующие виды заданий: работа над проектами; творческие задания: свободные диктанты, обучающие изложения и сочинения, их анализ и редактирование, написание поздравлений, открыток, писем; подведение итогов урока; самооценка результатов своих работ. Также средствами достижения личностных результатов по русскому языку могут служить:
  • текст (например, познавательного, нравственно-социального и культурного характера);
  • иллюстративный ряд (например, схемы, таблицы, модели правил, определений);
  • продуктивные задания, т.е. вопросы, на которые в тексте учебников не содержится прямых ответов, в то же время там имеется информация, преобразуя которую (создавая для решения задачи собственную модель реальности), ученик может сформулировать свою версию ответа.
Выполняя разные задания, я заметила, что детям больше нравится работать сочинений и изложений. Детям нравится писать сочинения по репродукциям картин.  Поэтому, мне хотелось остановиться именно на этих творческих заданиях. В программе «Русский язык» в начальной школе по УМК «Школа России» много уроков, отведённых  на написание  сочинений. При выполнении этой творческой работы у учащихся развивается  эстетическое сознание  через освоение художественного наследия народов России и мира, развитие творческой деятельности эстетического характера,  воспитание  патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия  человечества.
Сочинения по репродукциям картин начинаются со 2 класса. Второклассники работают над картинами И. С. Остроухова «Золотая осень», С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство», А. С. Степанова «Лоси», И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору».
В 3 классе мы работаем над картинами А. А. Рылова «В голубом просторе», В. М. Васнецова «Снегурочка», И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка», К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», а также пишут два отзыва по картинам М. А. Врубеля «Царевна - Лебедь», и А. А. Серова «Девочка с персиками».
Четвероклассники пишут сочинения по репродукциям картин И.И. Левитана «Золотая осень», В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», А. А. Пластова «Первый снег», В. А. Тропинина  «Кружевница», В. А. Серова «Никка Морозов», Н. К. Рериха «Заморские гости», И. Э. Грабаря «Февральская лазурь», И. И. Левитана «Весна. Большая вода», И. И. Шишкина «Рожь».
Очень важным моментом является работа над анализом и редактированием написанных работ. Исправляя речевые ошибки, ребёнок работает над развитием и совершенствованием собственной речи, пополняет словарный запас, стремится к преодолению трудностей, а также развивается интерес к изучению русского языка. Подводя итог вышесказанному, следует сказать, что     личностные действия делают  учение  осмысленным, связывая  их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Проанализировав  учебники русского языка  УМК «Школа России» в начальной школе  и проведя свои наблюдения, я постоянно возвращалась к тем целям и задачам, которые были поставлены во введении, и пришла к тому, что поставленных целей я добилась. Пока трудно говорить о результатах работы, но я стараюсь и вижу заинтересованность детей в том, что я делаю. Можно сказать, что посредством учебника «Русский язык» происходит развитие личностных УУД, используется воспитательный потенциал русского языка. Работа над проектами, сочинениями, изложениями, использование современных технологий позволяют формированию личностных УУД. Конечно, при работе над формированием личностных действий нужно применять  разные  технологии в комплексе. Я вправе выбирать свои методы и приемы, позволяющие добиваться полноценного овладения моими учениками  умения учиться, организовывать свою деятельность, стать обладателями определённых личностных характеристик. И сами личностные универсальные учебные действия должны развиваться в комплексе с другими учебными действиями, такими, как коммуникативные, регулятивные и познавательные. Над формированием личностных универсальных учебных действий работа будет вестись на всём протяжении учебного процесса. И та работа, которая ведётся мной, является только частью пути для реализации стандартов второго поколения.
             Литература:
1.Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М., Просвещение, 2008.
2.Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.
3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.:Просвещение, 2010. – 31с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»