Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Грамотный читатель. Формирование читательских
умений, технология продуктивного чтения

Данилова Елена Владимировна
Квалифицированный читатель должен обладать особыми читательскими умениями, без которых невозможно адекватное восприятие и понимание художественного текста. При этом на каждом этапе восприятия литературного произведения активизируются определенные умения
На первичном восприятии художественного текста важнейшим читательским умением является умение воссоздавать в воображении художественные картины, изображенные писателем с помощью слова. Без этого умения читатель в принципе не сможет воспринимать литературные образы. Это связано с тем, что писатель с помощью слова, т.е. условного знака задает лишь некие «вехи», ключевые детали вымышленного мира. Остальное должен дополнить сам читатель с помощью работы своего воображения.
Но детское воображение не так богато, как воображение взрослого. Оно обогащается в процессе развития ребенка, и здесь литература как вид искусства просто незаменима.
Какие методические  приемы могут активизировать воображение читателя?
  • Вопросы при проверки первичного восприятия текста: «Что ты представил?» или «Какие картины ты увидел в своем воображении, когда читал?».
  • Эффективными будут также словесное и графическое рисование, особенно на материале тех произведений, которые не сразу порождают зрительные образы. Это относится к лирическим стихам, текстам, насыщенным сложным психологическим анализом либо с обилием пейзажных зарисовок.
  • Конечно же, огромную роль играет и работа с иллюстрациями профессиональных художников, их рассматривание и анализ.
  • Кроме этого, составление диафильма, сценария мультфильма, конструирование из бумаги или пластилина литературных персонажей, элементов интерьера будет также способствовать «пробуждению» воображения.
  • Инсценирование или драматизация как отдельных эпизодов, так и всего произведения. При этой работе детям придется не раз перечитать текст, обращая внимание на те детали художественного пространства и времени, портретные характеристики, описания поведения героев, которые могли быть упущены, «не увидены» при первом чтении.
Необходимо обращать внимание начинающего читателя на то, как автор с помощью слов помогает нам не только «увидеть» картины художественного мира, но и «услышать» звуки природы, человеческого голоса, «вдохнуть» аромат леса или теплого летнего вечера.
 Другим читательским умением, без которого невозможна культура  полноценного восприятия и интерпретации художественного текста, является умение эмоционально откликаться на художественные образы и картины.
Необходимо помнить, что в восприятии и понимании произведения искусства особую роль играет функция эстетическая, которая состоит в том, что произведение оказывает на читателя мощное эмоциональное воздействие, доставляет интеллектуальное, а иногда и чувственное наслаждение, воспринимается личностно
Поэтому прежде чем анализировать произведение, «разбирать» и толковать его, надо дать школьнику возможность почувствовать эстетическое удовольствие от встречи с искусством, наслаждение от его восприятия.
Чем глубже читатель эмоционально откликается на мир чувств литературных персонажей, чем больше проживает с ними их жизнь, тем ярче и полноценнее он воспринимает художественное произведение и тем сильнее оно воздействует на него и формирует его как человека. Читатель, способный к такому чтению, проживет не одну, а много ярких и разнообразных жизней. Он становится богаче духовно, если в его чтении участвуют и ум, и сердце.
Какие методические  приемы будут способствовать развитию эмоционально-эстетической отзывчивости читателя?
Перед чтением текста не стоит направлять внимание учащихся аналитическими заданиями (например, о каком времени года пойдет речь, сколько частей можно выделить в тексте, чем похож этот текст на другие произведения автора).
Поэтому целесообразнее перед чтением дать задание, направляющее восприятие читателей, например: Прочитайте и представьте картину, которую нарисовал автор! или Какие чувства хотел передать нам поэт?
Некоторые  приемы, способствующие активизации читательского интереса к тексту.
  • Обращение к жизненному опыту читателей. Например: Вспомни, что кажется тебе самым красивым зимой (осенью, весной)? Нарисуй эту картину. Какие по цвету карандаши ты выберешь? Почему?
  • Активизация работы творческого воображения учащихся. Например: Пофантазируй о судьбе осенних листьев, хрупкой снежинки или капельки, падающей из грозовой тучи. Можешь ли ты представить их настроение, чувства и мысли? Какие они по характеру? Какие приключения могут произойти с ним на пути к земле?
  • Рассказ о событиях, связанных с историей создания произведения.
  • Рассказ о писателе и его произведениях.
  • Просмотр произведений живописи или близких по теме, проблемам, историческому колориту литературного текста, которое предстоит читать.
  • Прослушивание музыки, созвучной настроению изучаемого литературного произведения.
  • Викторина, кроссворд по произведениям писателя, уже знакомым детям.
  • Выставка книг писателя.
  • Антиципация (читательское прогнозирование содержания произведения по его заглавию, иллюстрациям, имени автора).
Важное значение в развитии читательского умения эмоционально откликаться на прочитанное произведение имеет и этап проверки первичного восприятия текста
Цель этапа проверки первичного восприятия текста – определить, какое эмоционально-эстетическое воздействие оказало чтение произведения на читателей, что дети восприняли в тексте самостоятельно, а что прошло мимо их внимания.
Поскольку восприятие и переживание художественных образов – процесс глубоко интимный и длительный, то и результаты его могут проявиться не сразу. Именно поэтому методист З. И. Романовская считала нецелесообразным задавать какие-либо вопросы сразу после чтения, для того чтобы дать ребенку возможность завершить внутренние духовные процессы восприятия и «проживания» художественных образов. Она предлагает учителю не разрушать этот сложный эстетический процесс банальными вопросами: понравилось или не понравилось? Чем понравилось? Почему?
Учитель может лишь помочь начать беседу, задавая вопросы максимально общие
  • Что вы можете сказать об этом произведении?
  • Об этом персонаже?
  • Что показалось особенно интересным? непонятным? трогательным? смешным?
  • Какой эпизоды (слова, картины) показались тебе самыми красивыми, необычными? Хочется ли тебе еще раз перечитать их? С каким настроением ты будешь их читать?
  • Что необычного ты узнал из этого произведения? Какие чудеса открыл тебе писатель?
  • Совпали ли наши предположения (до начала чтения) с содержанием произведения?
Умение воспринимать изобразительно-выразительные средства художественного языка (особая ритмичность, звукопись, разные виды тропов, повторы, инверсии и т.д.).
Необходимо помочь учащимся раскрыть содержательность этих поэтических средств, используя следующие типовые вопросы:
•          Какие слова кажутся вам наиболее красивыми, необычными, звучными?
•          Почему автор выбрал именно такие слова и выражения?
•          Какую картину они позволяют нарисовать?
•          Какие чувства, мысли хотел передать с их помощью поэт?
 
Важным и сложным читательским умением является умение воспринимать образ-персонаж, т.е. эмоционально относиться к нему, сопереживать, сорадоваться вымышленной жизни придуманного героя.
Умение осваивать идею произведения, понимать авторскую концепцию жизни и человека.
Постигая на заключительном этапе урока идейный смысл стихов и рассказов, учащиеся под руководством учителя могут поразмышлять над следующими итоговыми вопросами:
•          Для чего автор написал это произведение?
•          Что мы открыли для себя, читая и перечитывая этот прекрасный рассказ?
•          Что можно сказать о самом писателе, который создал это удивительное стихотворение?
На заключительном этапе урока предполагается обобщение результатов анализа. Формы обобщения
•          Выразительное чтение произведения.
•          Чтение по ролям и инсценирование.
•          Творческие пересказы разных видов.
•          Собственно творческие работы учащихся.
•          Составление иллюстраций к прочитанному тексту или выставки рисунков, связанных с темой, героями, наиболее яркими и выразительными картинами произведения.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»