Грамотный читатель. Формирование читательских
умений, технология продуктивного чтения
Данилова Елена Владимировна
Квалифицированный читатель должен обладать особыми читательскими умениями, без которых невозможно адекватное восприятие и понимание художественного текста. При этом на каждом этапе восприятия литературного произведения активизируются определенные уменияНа первичном восприятии художественного текста важнейшим читательским умением является умение воссоздавать в воображении художественные картины, изображенные писателем с помощью слова. Без этого умения читатель в принципе не сможет воспринимать литературные образы. Это связано с тем, что писатель с помощью слова, т.е. условного знака задает лишь некие «вехи», ключевые детали вымышленного мира. Остальное должен дополнить сам читатель с помощью работы своего воображения.
Но детское воображение не так богато, как воображение взрослого. Оно обогащается в процессе развития ребенка, и здесь литература как вид искусства просто незаменима.
Какие методические приемы могут активизировать воображение читателя?
- Вопросы при проверки первичного восприятия текста: «Что ты представил?» или «Какие картины ты увидел в своем воображении, когда читал?».
- Эффективными будут также словесное и графическое рисование, особенно на материале тех произведений, которые не сразу порождают зрительные образы. Это относится к лирическим стихам, текстам, насыщенным сложным психологическим анализом либо с обилием пейзажных зарисовок.
- Конечно же, огромную роль играет и работа с иллюстрациями профессиональных художников, их рассматривание и анализ.
- Кроме этого, составление диафильма, сценария мультфильма, конструирование из бумаги или пластилина литературных персонажей, элементов интерьера будет также способствовать «пробуждению» воображения.
- Инсценирование или драматизация как отдельных эпизодов, так и всего произведения. При этой работе детям придется не раз перечитать текст, обращая внимание на те детали художественного пространства и времени, портретные характеристики, описания поведения героев, которые могли быть упущены, «не увидены» при первом чтении.
Другим читательским умением, без которого невозможна культура полноценного восприятия и интерпретации художественного текста, является умение эмоционально откликаться на художественные образы и картины.
Необходимо помнить, что в восприятии и понимании произведения искусства особую роль играет функция эстетическая, которая состоит в том, что произведение оказывает на читателя мощное эмоциональное воздействие, доставляет интеллектуальное, а иногда и чувственное наслаждение, воспринимается личностно
Поэтому прежде чем анализировать произведение, «разбирать» и толковать его, надо дать школьнику возможность почувствовать эстетическое удовольствие от встречи с искусством, наслаждение от его восприятия.
Чем глубже читатель эмоционально откликается на мир чувств литературных персонажей, чем больше проживает с ними их жизнь, тем ярче и полноценнее он воспринимает художественное произведение и тем сильнее оно воздействует на него и формирует его как человека. Читатель, способный к такому чтению, проживет не одну, а много ярких и разнообразных жизней. Он становится богаче духовно, если в его чтении участвуют и ум, и сердце.
Какие методические приемы будут способствовать развитию эмоционально-эстетической отзывчивости читателя?
Перед чтением текста не стоит направлять внимание учащихся аналитическими заданиями (например, о каком времени года пойдет речь, сколько частей можно выделить в тексте, чем похож этот текст на другие произведения автора).
Поэтому целесообразнее перед чтением дать задание, направляющее восприятие читателей, например: Прочитайте и представьте картину, которую нарисовал автор! или Какие чувства хотел передать нам поэт?
Некоторые приемы, способствующие активизации читательского интереса к тексту.
- Обращение к жизненному опыту читателей. Например: Вспомни, что кажется тебе самым красивым зимой (осенью, весной)? Нарисуй эту картину. Какие по цвету карандаши ты выберешь? Почему?
- Активизация работы творческого воображения учащихся. Например: Пофантазируй о судьбе осенних листьев, хрупкой снежинки или капельки, падающей из грозовой тучи. Можешь ли ты представить их настроение, чувства и мысли? Какие они по характеру? Какие приключения могут произойти с ним на пути к земле?
- Рассказ о событиях, связанных с историей создания произведения.
- Рассказ о писателе и его произведениях.
- Просмотр произведений живописи или близких по теме, проблемам, историческому колориту литературного текста, которое предстоит читать.
- Прослушивание музыки, созвучной настроению изучаемого литературного произведения.
- Викторина, кроссворд по произведениям писателя, уже знакомым детям.
- Выставка книг писателя.
- Антиципация (читательское прогнозирование содержания произведения по его заглавию, иллюстрациям, имени автора).
Цель этапа проверки первичного восприятия текста – определить, какое эмоционально-эстетическое воздействие оказало чтение произведения на читателей, что дети восприняли в тексте самостоятельно, а что прошло мимо их внимания.
Поскольку восприятие и переживание художественных образов – процесс глубоко интимный и длительный, то и результаты его могут проявиться не сразу. Именно поэтому методист З. И. Романовская считала нецелесообразным задавать какие-либо вопросы сразу после чтения, для того чтобы дать ребенку возможность завершить внутренние духовные процессы восприятия и «проживания» художественных образов. Она предлагает учителю не разрушать этот сложный эстетический процесс банальными вопросами: понравилось или не понравилось? Чем понравилось? Почему?
Учитель может лишь помочь начать беседу, задавая вопросы максимально общие
- Что вы можете сказать об этом произведении?
- Об этом персонаже?
- Что показалось особенно интересным? непонятным? трогательным? смешным?
- Какой эпизоды (слова, картины) показались тебе самыми красивыми, необычными? Хочется ли тебе еще раз перечитать их? С каким настроением ты будешь их читать?
- Что необычного ты узнал из этого произведения? Какие чудеса открыл тебе писатель?
- Совпали ли наши предположения (до начала чтения) с содержанием произведения?
Необходимо помочь учащимся раскрыть содержательность этих поэтических средств, используя следующие типовые вопросы:
• Какие слова кажутся вам наиболее красивыми, необычными, звучными?
• Почему автор выбрал именно такие слова и выражения?
• Какую картину они позволяют нарисовать?
• Какие чувства, мысли хотел передать с их помощью поэт?
Важным и сложным читательским умением является умение воспринимать образ-персонаж, т.е. эмоционально относиться к нему, сопереживать, сорадоваться вымышленной жизни придуманного героя.
Умение осваивать идею произведения, понимать авторскую концепцию жизни и человека.
Постигая на заключительном этапе урока идейный смысл стихов и рассказов, учащиеся под руководством учителя могут поразмышлять над следующими итоговыми вопросами:
• Для чего автор написал это произведение?
• Что мы открыли для себя, читая и перечитывая этот прекрасный рассказ?
• Что можно сказать о самом писателе, который создал это удивительное стихотворение?
На заключительном этапе урока предполагается обобщение результатов анализа. Формы обобщения
• Выразительное чтение произведения.
• Чтение по ролям и инсценирование.
• Творческие пересказы разных видов.
• Собственно творческие работы учащихся.
• Составление иллюстраций к прочитанному тексту или выставки рисунков, связанных с темой, героями, наиболее яркими и выразительными картинами произведения.