Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе, модуль «Основы светской этики»

Совесть. Долг

Утешева Татьяна Владимировна
 
Ресурсы урока    учебник «Основы светской этики» 4кл., А.А.Шемшурин, Н.М. Брунчукова,.. под ред. Т.Д. Шапошниковой. – М.: Дрофа, 2012; электронное приложение к учебнику, компьютер, проектор, интерактивная доска
 
 
Тема урока     «Совесть. Долг»

 
Тип урока:  урок усвоения новых знаний
Цель урока:   создать условия для формирования этических норм поведения в обществе, развивать нравственные ценности учащихся; воспитывать чувство совестливости, ответственное отношение к своим поступкам
Задачи урока:  1. Формирование первичных представлений о значении совести в жизни человека и общества
2. Продолжить формирование важнейших нравственных ценностей.
3. Развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления.
4.  Воспитывать уважительное отношение к окружающим.
                  предметные                                                              планируемые результаты                                                личностные
  - познакомиться с основными нормами светской
и  религиозной морали, понимать их значения в  выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  - понимать значения нравственности
в   жизни человека и общества;
 

 
метапредметные
Познавательные
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности в процессе освоения темы;
- осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- владеть логическими действиями анализа,
синтеза, сравнения, обобщения,  классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами, 
Коммуникативные
  - слушать мнение собеседника, воспринимать его
    этическую позицию, вести диалог, признавать
возможность  различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию;
  - излагать свое мнение и аргументировать свою
 точку зрения, оценку нравственного  поступка;
  - определять общие цели групповой деятельности,
 и   пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;
  - сотрудничать со сверстниками в
  различных учебных ситуациях;
  - понимать и сопереживать чувствам других
людей;
  - проявлять доброжелательность и эмоционально-
 нравственную отзывчивость,
Регулятивные
  - планировать, контролировать и оценивать
 учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и  определять   условия ее реализации;
  - осознавать и проявлять  свои эмоциональные
 состояния, связанные с этическими
переживаниями

 
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

 
Ход урока
содержание деятельности учителя содержание деятельности обучающихся
мотивация познавательной деятельности
« Я знаю, что ничего не знаю…» сказал  философ. И мы с вами, ребята, это понимаем и продолжаем трудиться…
Послушайте притчу, написанную монахом Варнава (читает учитель)
«Нашёл совестливый человек чужой кошелек.
А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось!
Обрадовался человек.
Но не деньгам.
А тому…
Как вы думаете, чему обрадовался этот человек?
(затем обратить внимание детей на слово совестливый)
Давайте проверим, совпали ли ваши предположения с тем, что написал автор.
А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть.
Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой.
Да ещё б и на вечность хватило!
 
Сформулируйте тему и задачи урока

 
 
 
Слушают притчу
 
 
 
 
 
 
Предположения детей. Проблемная ситуация
 
 
 
 
 
Объясняют, какой смысл вложен в два последних предложения.
(Жизнь стала бы мукой, так как человека замучила бы совесть)
 
Ответы детей

 
актуализация необходимых знаний
 
Прочитайте слова, сказанные Цицероном  (на интерактивной  доске)
Как вы понимаете эти слова?  Что же такое совесть?
Откройте учебники на стр. 57, прочитайте, какое определение нам дают авторы. Как вы понимаете слова «совесть можно назвать внутренним голосом человека»?
Вспомните о поступке Марины (из рассказа В.А.Сухомлинского – материал предыдущего урока). Можно ли сказать, что она поступила по совести?

 

«Самое главное украшение человека – чистая совесть»
Ответы детей
 
 
 
Да, ей «внутренний голос» подсказал, что надо вернуться, поблагодарить женщину, её мучила совесть…
организация познавательной деятельности
1. Давайте вспомним рассказ А.Гайдара «Совесть»
Как вы понимаете выражение «грызла совесть»?
Как называется этот литературный приём?
Испытывали ли вы когда-нибудь угрызения совести?
2. Какой вид устного народного творчества помогал в старину (да и сейчас) постигать детям нормы нравственности?
    Соберите пословицы (работа в парах)
Как вы их понимаете? – работа над смыслом пословиц
 
3. В ком стыд, в том и совесть. Можно ли назвать слова стыд и совесть синонимами?
 
4. Чтение рассказа В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»
Почему Лиде стало стыдно перед соловушкой?
- Соберите пословицу, объясните её смысл (на интерактивной доске)
- Подумайте, почему совесть иногда действует на человека сильнее, чем написанные законы? Муки совести – одна из самых сильных человеческих эмоций.
 
 
5. Прочитайте определение, которое дал понятию совесть Л.Н.Толстой (диск)
 
 
 
 
 
Работа над смыслом слов писателя.
Запишите в тетрадь наиболее понятное вам определение слова совесть (учебник, диск, можно обратиться к толковому словарю Ожегова)
 
6. Работа над притчей «Осколки в сердце»
  • Какова тема этой притчи?
  • Сколько частей в ней можно выделить?
  • Работа в парах по заданию: задайте вопрос другу; выделите ключевые понятия; прочитайте диалог по ролям; определите главную мысль
  • Проверка работы
  • Сравните притчи, с которыми вы сегодня познакомились
 
Чтение рассказа детьми (диск)
Ответы детей
Метафора
Дети делятся своим жизненным опытом
 
Сказки, пословицы, поговорки…
Совесть без зубов загрызёт. Как ни мудри, а совести не перемудришь. Когда совесть раздавали, его дома не было. В ком стыд, в том и совесть.
(проверка – интерактивная доска)
В результате размышлений приходим к выводу, что
совесть – стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили (Марина)
стыд – тяжёлые переживания позора перед людьми за своё поведение.
Стр.57-58, обсуждение в парах ответа на вопрос учебника
Ответы детей
Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет.
 
Ответы детей                                                                                     
 
 «Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. Стрелка компаса двигается с места только тогда, когда тот, кто несёт её, сходит с того пути, который она показывает. То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, и совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился»
 
Записывают в тетрадь  (на выбор)
 
 
Самостоятельное чтение (раздаточный материал)
 
 
Работа в парах
 
 
 
Находят различия и сходство
подведение итогов
 
Составьте синквейн на тему «Совесть» - работа в группах
 
 
 
 
 
Проверка групповой работы
 
Поделитесь впечатлениями от урока.
 Что вам захотелось ещё узнать, прочитать?
 
Д.З. – прочитать сказку на стр.59-60, подумать над ответом на вопросы 1,2,3; (задание максимум – 4 на стр.60), работа со словарём – слово долг
 
Изучение темы «Совесть. Долг» можно продолжить на классном часе с использованием занимательных заданий, ситуаций, лит. произведений.
 
Например,
Совесть
Чистая, мудрая
Мучает, грызёт, направляет
Помогает сделать нравственный выбор
(Совесть – внутренний судья человека)
Духовность
(компас)
 
Ответы детей
 
 
 
 

 
       
 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Притча «Осколки в сердце»
Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.
Прошло 30 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться.
Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек.
- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце всю жизнь, – ответил слепой.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»