Развитие внимания у школьников
Паркина Наталья Степановна
Даже самая интересная лекция, самый интересный материал самыми внимательными подростками воспринимается не дольше 7-8 минут, после чего обязательно наступает кратковременное переключение внимания. Избежать отключений внимания учащихся невозможно, а вот сделать их минимальными по частоте реально.Развитие внимания, укрепление его свойств должно обязательно сочетаться с формированием мотивации учебной и познавательной деятельности, а также с воспитанием волевых качеств и чувств долга и ответственности.
Степень развития всех свойств внимания, а также произвольности, во многом зависит от индивидуальных особенностей каждого подростка. Самый распространенный вариант невнимательности - это неустойчивость внимания, его непроизвольное отключение, импульсивность, чересчур поспешное реагирование на восприятие информации.
Внимательность – устойчивость внимания, длительное сосредоточение его на нужном объекте: учебном тексте, на какой-либо мысли и т. д.
Внимание подростка. Если у младшего школьника преобладает непроизвольное внимание, которое возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений в силу Особенностей объекта (новизны, силы воздействия, соответствия актуальной потребности и др.), то подросток вполне может управлять своим вниманием.
Внимание подростка становится хорошо управляемым, контролируемым процессом и увлекательной деятельностью. Интересная для подростков деятельность вдохновляет их на поддержание произвольного внимания, которое направляется и поддерживается сознательно поставленной целью. Внимание в подростковом возрасте сильно зависит от физиологического состояния ребенка, что обусловлено, прежде всего, гормональными изменениями в его организме. Именно в подростковом возрасте кривая утомляемости резко повышается, особенно в 13-14 лет.
Определение уровня развития произвольного и непроизвольного внимания по тесту Корректурная проба.
Для профилактической работы с невнимательными школьниками большое значение имеет развитие отдельных свойств внимания.
Для проведения занятий можно использовать следующие виды заданий:
- Развитие концентрации внимания. Основной тип упражнений - корректурные задания, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит «быть внимательным», и развить состояние внутреннего сосредоточения. Эта работа должна проводиться ежедневно (по 5 мин в день) в течение 2-4 месяцев. Рекомендуется также использовать задания, требующие выделения признаков предметов и явлений (прием сравнения); упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца (последовательность букв, цифр, геометрических узоров, движений и т. д.); задания по типу: «перепутанные линии», поиск скрытых фигур и др.
- Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.
- Тренировка распределения внимания. Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий (например, чтение рассказа и подсчет ударов карандаша по столу, выполнение корректурного задания и прослушивание пластинки с записью сказки и т. п.). По окончании упражнения (через 10-15 минут) определяется эффективность выполнения каждого задания.
- Развитие навыка переключения внимания. Выполнение корректурных заданий с чередованием правил вычеркивания букв.
- Отыскивание чисел, или слов песни по таблице, по порядку. Норма 45-60 секунд на таблицу (аналог Таблицы Шульте).
- Игра «Поем вместе»: ведущий предлагает спеть вместе песню, причем, если ведуший хлопает в ладоши 1 раз, все начинают дружно петь вслух, если 2 раза, все продолжают петь, но только мысленно про себя, если опять 1 раз, снова продолжают петь вслух. И так несколько раз, пока кто-нибудь из участников не ошибется. Тот, кто ошибается, сам становится ведущим.
- Игра «Кто внимательней»: водящий должен запомнить порядок расположения участников игры, затем, отвернувшись, назвать, как стоят его товарищи, в каком порядке.
Проблема эмоциональной неустойчивости, неуравновешенности учащихся.
Период 10-12 лет – благоприятный для развития таких качеств личности, как познавательная активность и любознательность.
Протекание кризиса независимости, его симптомы:
Строптивость
Упрямство
Негативизм
Своеволие
Обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям
Ревность к собственности
Протест-бунт
Симптомы кризиса зависимости:
Чрезмерное послушание
Зависимость от старших
или сильный регресс к старым интересам,
вкусам, формам поведения
И то и другое, варианты самоопределения. Повышенно-либерально, «разрешающее» отношение часто наталкивается на глухое раздражение подростка, а достаточно жесткий (на при этом аргументированный) запрет, вызвав кратковременную вспышку негодования, напротив, ведет к успокоению, эмоциональному благополучию.
Подросткам необходима помощь в организации правильного общения со сверстниками; умелость ребенка, знание им своих сильных и слабых сторон является основанием для формирования самостоятельности, уверенности в себе, личностная независимость, что позволяет быть более компетентным в общении; данную особенность можно использовать в коррекционной работе по формированию внимательности (опора на лидерство, дать возможность детям почувствовать роль руководителя, хотя бы во время занятия, или в процессе руководства пением своих сверстников).
Условно выделяют три наиболее выраженные группы так называемых трудностей детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере:
- агрессивные дети (степень проявления, длительность действия и характер возможных причин)
- эмоционально-расторможенные дети (бурно на все реагируют)
- слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, тревожные, робкие
Основные факторы, влияющие на эмоциональные нарушения:
- природные особенности (например, тип темперамента)
- социальные факторы:
- отношение педагога
Для более точного разрешения проблемы, необходимо определить:
- особенности семейного воспитания
- отношение окружающих к ребенку
- уровень его самооценки
- психологический климат в группе
- наблюдение
- беседа с родителями и педагогом, с учащимися
- проективные методики
- выявить причины дезадаптивного поведения
- характер внутренних проблем
- особенность защитных механизмов
Для профилактики эмоциональных отклонений в поведении детей, возможно использование следующих приемов в работе педагога:
- Познакомить детей с различными приемами саморегуляция эмоциональных состояний, которые являются наиболее оперативным средством, позволяющими организовывать поведение в трудной ситуации и действовать адекватно ее условиям:
Самоприказ
Счет до 3,10
- Соблюдение атмосферы спокойствия, дружелюбия, быть рядом, общаясь на равных; не показывая превосходства в знаниях, умениях (затронется самолюбие)
- Принимая самостоятельность подростка, не сводите ее к вседозволенности
- Больше проявляйте свои чувства. Важно, чтобы подросток не только вас понимал, но и принимал. Понимая, принимая и осуществляя идею, подросток становиться вашим единомышленником.
- Вступая в общении, учитывать интересы подростка, ради его интересов и для него.
- Учите подростка самого справляться со своими трудностями. Имея четкую цель, можно составить план ее достижения. Учите самостоятельной постановке целей, очередности их достижения.
- Подбор музыкальных произведений, отрывков или произведений малых форм, чтобы оказать влияние на психическое состояние детей (музыка предупреждает развитие утомления и способствует росту эффективности деятельности, а для подростков и юношей, музыка может быть одним из эффективным средством образования и поддержания динамического стереотипа, особенно в деятельности, имеющей определенную ритмичность)