Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие внимания у школьников

Паркина Наталья Степановна
Даже самая интересная лекция, самый интересный материал самыми внимательными подростками воспринимается не дольше 7-8 минут, после чего обязательно наступает кратковременное переключение внимания. Избежать отключений внимания учащихся невозможно, а вот сделать их минимальными по частоте реально.
 Развитие внимания, укрепление его свойств должно обязательно сочетаться с формированием мотивации учебной и познавательной деятельности, а также с воспитанием волевых качеств и чувств долга и ответственности.
Степень развития всех свойств внимания, а также произвольности, во многом зависит от индивидуальных особенностей каждого подростка. Самый распространенный вариант невнимательности - это неустойчивость внимания, его непроизвольное отключение, импульсивность, чересчур поспешное реагирование на восприятие информации.
Внимательность – устойчивость внимания, длительное сосредоточение его на нужном объекте: учебном тексте, на какой-либо мысли и т. д.
Внимание подростка. Если у младшего школьника преобладает непроизвольное внимание, которое возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений в силу Особенностей объекта (новизны, силы воздействия, соответствия актуальной потребности и др.), то подросток вполне может управлять своим вниманием.
Внимание подростка становится хорошо управляемым, контролируемым процессом и увлекательной деятельностью. Интересная для подростков деятельность вдохновляет их на поддержание произвольного внимания, которое направляется и поддерживается сознательно поставленной целью. Внимание в подростковом возрасте сильно зависит от физиологического состояния ребенка, что обусловлено, прежде всего, гормональными изменениями в его организме. Именно в подростковом возрасте кривая утомляемости резко повышается, особенно в 13-14 лет.
Определение уровня развития произвольного и непроизвольного внимания по тесту Корректурная проба.
Для профилактической работы с невнимательными школьниками большое значение имеет развитие отдельных свойств внимания.
Для проведения занятий можно использовать следующие виды заданий:
  1. Развитие концентрации внимания. Основной тип упражнений - корректурные задания, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит «быть внимательным», и развить состояние внутреннего сосредоточения. Эта работа должна проводиться ежедневно (по 5 мин в день) в течение 2-4 месяцев. Рекомендуется также использовать задания, требующие выделения признаков предметов и явлений (прием сравнения); упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца (последовательность букв, цифр, геометрических узоров, движений и т. д.); задания по типу: «перепутанные линии», поиск скрытых фигур и др.
  2. Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.
  3. Тренировка распределения внимания. Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий (например, чтение рассказа и подсчет ударов карандаша по столу, выполнение корректурного задания и прослушивание пластинки с записью сказки и т. п.). По окончании упражнения (через 10-15 минут) определяется эффективность выполнения каждого задания.
  4. Развитие навыка переключения внимания. Выполнение корректурных заданий с чередованием правил вычеркивания букв.
  5. Отыскивание чисел, или слов песни по таблице, по порядку. Норма 45-60 секунд на таблицу (аналог Таблицы Шульте).
  6. Игра «Поем вместе»: ведущий предлагает спеть вместе песню, причем, если ведуший хлопает в ладоши 1 раз, все начинают дружно петь вслух, если 2 раза, все продолжают петь, но только мысленно про себя, если опять 1 раз, снова продолжают петь вслух. И так несколько раз, пока кто-нибудь из участников не ошибется. Тот, кто ошибается, сам становится ведущим.
  7. Игра «Кто внимательней»: водящий должен запомнить порядок расположения участников игры, затем, отвернувшись, назвать, как стоят его товарищи, в каком порядке.
И другие игры и упражнения, представленные в серии книг Л. Ф. Тихомировой Популярное пособие для родителей и педагогов.
Проблема эмоциональной неустойчивости, неуравновешенности учащихся.
Период 10-12 лет – благоприятный для развития таких качеств личности, как познавательная активность и любознательность.
Протекание кризиса независимости, его симптомы:
Строптивость
Упрямство
Негативизм
Своеволие
Обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям
Ревность к собственности
Протест-бунт
Симптомы кризиса зависимости:
Чрезмерное послушание
Зависимость от старших
или сильный регресс к старым интересам,
вкусам, формам поведения
И то и другое, варианты самоопределения. Повышенно-либерально, «разрешающее» отношение часто наталкивается на глухое раздражение подростка, а достаточно жесткий (на при этом аргументированный) запрет, вызвав кратковременную вспышку негодования, напротив, ведет к успокоению, эмоциональному благополучию.
Подросткам необходима помощь в организации правильного общения со сверстниками; умелость ребенка, знание им своих сильных и слабых сторон является основанием для формирования самостоятельности, уверенности в себе, личностная независимость, что позволяет быть более компетентным в общении; данную особенность можно использовать в коррекционной работе по формированию внимательности (опора на лидерство, дать возможность детям почувствовать роль руководителя, хотя бы во время занятия, или в процессе руководства пением своих сверстников).
Условно выделяют три наиболее выраженные группы так называемых трудностей детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере:
  1. агрессивные дети (степень проявления, длительность действия и характер возможных причин)
  2. эмоционально-расторможенные дети (бурно на все реагируют)
  3. слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, тревожные, робкие
Неадекватность эффективность реакции носят защитный, компенсаторный характер.
Основные факторы, влияющие на эмоциональные нарушения:
  1. природные особенности (например, тип темперамента)
  2. социальные факторы:
-тип семенного воспитания
- отношение педагога
Для более точного разрешения проблемы, необходимо определить:
  1. особенности семейного воспитания
  2. отношение окружающих к ребенку
  3. уровень его самооценки
  4. психологический климат в группе
Методы и методики:
  1. наблюдение
  2. беседа с родителями и педагогом, с учащимися
  3. проективные методики
Выбранные диагностические приемы используются с целью
  • выявить причины дезадаптивного поведения
  • характер внутренних проблем
  • особенность защитных механизмов
 
Для профилактики эмоциональных отклонений в поведении детей, возможно использование следующих приемов в работе педагога:
  1. Познакомить детей с различными приемами саморегуляция эмоциональных состояний, которые являются наиболее оперативным средством, позволяющими организовывать поведение в трудной ситуации и действовать адекватно ее условиям:
Элементарные формы самовнушения
Самоприказ
Счет до 3,10
  1. Соблюдение атмосферы спокойствия, дружелюбия, быть рядом, общаясь на равных; не показывая превосходства в знаниях, умениях (затронется самолюбие)
  2. Принимая самостоятельность подростка, не сводите ее к вседозволенности
  3. Больше проявляйте свои чувства. Важно, чтобы подросток не только вас понимал, но и принимал. Понимая, принимая и осуществляя идею, подросток становиться вашим единомышленником.
  4. Вступая в общении, учитывать интересы подростка, ради его интересов и для него.
  5. Учите подростка самого справляться со своими трудностями. Имея четкую цель, можно составить план ее достижения. Учите самостоятельной постановке целей, очередности их достижения.
  6. Подбор музыкальных произведений, отрывков или произведений малых форм, чтобы оказать влияние на психическое состояние детей (музыка предупреждает развитие утомления и способствует росту эффективности деятельности, а для подростков и юношей, музыка может быть одним из эффективным средством образования и поддержания динамического стереотипа, особенно  в деятельности, имеющей определенную ритмичность)
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»