Дети с девиантным поведением
Лаврентьева Светлана Николаевна
Отклоняющееся поведение личности – это поведение, которое не соответствует общепринятым социальным нормам. Личности с девиантным поведением вызывают лишь негативную оценку со стороны других. Такие дети являются проблемой для их родителей, воспитателей, а также, друзей. Такие трудности, зачастую, связаны с изменениями в обществе. Из-за этого происходит увеличение школьников, имеющих конфликтное или агрессивное поведение, и с каждым годом их количество все больше. Эти дети не умеют общаться в группе, классе и зачастую их совсем не интересует учеба.Почему же так много детей с отклоняющимся поведением и что делать?!
Почему же появляется отклонение в поведении детей и что на это влияет? Причинами появления, отклоняющегося поведения, могут быть такие факторы как наследственность, окружение человека, воспитание и т.д.
Одной из причин происхождения такого поведения является то, что многие дети не видят тонкой грани между правильным и неправильным. Из-за чего и происходит смещение ценностей в сторону асоциальной деятельности.
Другой причиной происхождения такого поведения можно назвать противоправное. При этом человек наносит вред другому человеку. Это может быть выражено воровством или грабежом.
Следующей причиной подобного поведения является деструктивное. В этом случае человек наносит вред самому себе, причем, он может быть как физическим, так и психологическим. Одним из примеров может являться мазохизм.
Дети с девиантным поведением именно так пытаются выразить себя. В младшем возрасте это может выражаться в проступке или по-другому – драка с одноклассниками или сверстниками.
Что же делать и какие профилактические и коррекционные меры можно провести?
Профилактикой девиантного поведения детей и подростков является то, что родители, воспитатели и учителя не должны допустить появления подобного поведения. Поэтому очень важно проводить работу, направленную на то, чтобы ребенок понимал важность социальных норм и умел правильно решать конфликтные ситуации.
С профилактической точки зрения необходимо сформировать у ребенка интерес к общению со сверстниками и взрослыми; выработать навык правильного общественного поведения; учить ребенка контролировать своё эмоциональное состояние, ну а далее, закреплять полученные знания о культуре поведения. Из коррекционных методов можно взять те, что будут интересны ребенку: подвижные игры, словесные игры с движениями, чтение художественной литературы и т.д. Также, необходимо придерживаться правильного режима дня, рациона питания и ограничить просмотр телевизионных передач и кинофильмов.
Проблемы девиантного поведения, возникшие у ребенка, надо решать на раннем этапе. Чем старше ребенок, тем с девиантным поведением бороться будет сложнее. Причем такая работа должна быть комплексной.
При работе с детьми с девиантным поведением надо помнить, сам ребенок не умеет контролировать себя и взаимодействовать с окружающим миром. Из-за этого происходит искажение восприятия действительности, проявляются негативные эмоции. Чтобы избавиться от этого, необходимо скорректировать(построить) контакты ребенка с ровесниками. Пути, по которым можно пойти: начать можно с формирования у ребенка интереса к окружающему миру, людям. Здесь ребенок должен научиться понимать их. Тем самым закрепить коммуникативные навыки. Так же, надо изучать с ребенком элементарные правила поведения в обществе. А следовательно, выработка адекватного поведения в коллективе. Здесь, необходимо научить ребенка правильно оценивать собственные силы и контролировать(балансировать) эмоциями. Развивать умение решать различные проблемы.
Данное поведение(девиантное) детей и подростков является настоящей катастрофой для семьи и коллектива, где ребенок обучается. В разном возрасте это проявляется по-разному. К тому же выделяют различные типы асоциальности. Существует много факторов, которые провоцируют такие отклонения в образе жизни детей. Так что очень важно предотвратить это и скорректировать поведение детей и подростков.