Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Адаптация первоклассника

Кильмаева Елена Николаевна
Проблема адаптации ребенка к школе обусловлена потребностями практики и требует разработки конкретных направлений по оптимизации включения первоклассников в учебную деятельность. Период адаптации для первоклассников отличается особой сложностью, так как связан с существенным изменением цели, характера, условий жизнедеятельности, социального окружения, их статуса и ролей. Среди различных индикаторов успешной адаптации при поступлении в школу особое значение приобретает аспект физиологический адаптации. Физиологическая адаптация рассматривается как способность организма целесообразно и пластично перестраивать свои функции в соответствии с требованиями внешней среды [1]. М. В. Антропова, А. Г. Хрипкова на основе комплексного изучения изменений в организме у первоклассников в период адаптации (оценки состояния здоровья, анализа соблюдения гигиенических требований к организации учебного процесса) выделила несколько стадий физиологической адаптации первоклассников [1].
Первым этапом физиологической адаптации является стадия тревожности. Это когда вся сложность новой системы связана с систематическим обучением, здесь организм берет на себя реакции и практическую важность всех систем.
Как считают медики:
-      около 70% детей худеют к концу I четверти;
-                     у многих детей отмечается снижение или повышение АД (что является признаком переутомления);
-                     число учащихся, имеющих нервно-психические отклонения, возрастает к концу I четверти примерно на 15-17%;
-                     треть школьников I классов приобретает вредные привычки - сосание пальцев, кусают ногти и т.д.
Чаще всего у детей регистрируется астенический синдром (53%), проявляющийся в повышенной истощаемости, утомления и недомогании, неустойчивом настроении и нарушении сновидений. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут также стать капризы детей дома и в школе; снижение способности к само­регуляции поведения; двигательное беспокойство, неусидчивость; эпизодическая агрессивность - гипердинамический синдром (39%). 19% первоклассников жалуются на головные боли, боли в области сердца, живота, реакции страха - соматовегетативные расстройства.
II этап - нестабильная адаптация, когда организм находит оптимистичный вариант и реакции на последующую эксплуатацию. В результате гипоталамуса и нервной системы активируются корковый слой надпочечников; под влиянием гормонов, выделяемых надпочечниками, все обменные процессы усиливаются, в результате организм может лучше приспособиться к стрессорам. В то же время организмы сильно повреждены. Здесь важно избегать постоянной неподвижной стабилизации.
III этап - период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем организма.
Исследователи отмечали, что только на пятой-шестой неделях обучения постепенно нарастают и становятся более устойчивыми показатели работоспособности, снижается напряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма (центральной нервной, сердечно-сосудистой, симпатоадреналовой), т.е. наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением. Однако, по некоторым показателям, эта фаза относительно устойчивого приспособления затягивается до девяти недель, т.е. длится более двух месяцев. И, хотя считается, что период острой физиологической адаптации организма к учебной нагрузке заканчивается на пятой-шестой неделях обучения, весь первый год можно считать периодом неустойчивой и напряженной регуляции всех систем организма.
Сложный стадиальный характер адаптации требует определенного уровня мобилизации внутренних резервов личности. М. М. Безруких отмечает, что в связи с высокими рисками дезадаптации в период поступления в школу чуть ли не единственным условием сохранения баланса организма со средой является уменьшение учебной нагрузки, что могло бы способствовать более спокойному и менее болезненному приспособлению в психологическом и физиологическом аспектах адаптации [2]. При этом снижение учебной нагрузки до соответствия реальным возможностям школьника должно быть ориентировано не только на детей с невысокими резервами организма. Необходимо научится прогнозировать школьную не успешность, ее гигиеническую составляющую, выступающую как школьная дезадаптации. При этом прогноз школьной не успешности должен строиться не столько по очевидным проявлениям школьной дезадаптации не требующей специальной диагностики (жалобы родителей или учителей), но и основываться на комплексной диагностике неочевидной дезадаптации, проявляющейся в сниженной работоспособности, которая ведет к потере интереса к обучению в дальнейшем. Преодоление той или иной формы дезадаптации, по мнению специалистов, прежде всего, должно быть направлено на устранение причин, ее вызывающей. Оценка внешней стороны адаптации, отражающаяся в картине поведения должна сопоставляться с внутренней стороной адаптации, т.е. с содержанием переживаний учащегося. Поэтому насущно необходима ранняя диагностика адаптационного напряжения и проблем школьной готовности, что позволит совершенствовать систему сопровождения первоклассников, сосредоточит внимание учителей, родителей, на реальных потребностях конкретных детей.
Основная фигура для первоклассника становится психолог - учитель.
Одна из главных задач адаптации реализуемых педагогом-психологом - по сути, зависит от:
1. состояния нервно-психического и общего соматического состояния;
2. совместного программного обеспечения с характерным интеллектом структурированного уровня;
3. дошкольная подготовка требования к программам, которые неявно содержится в учебном плане;
4. эмоциональной воли, личности, стиля общения и метода преподавания конкретного учителя;
5. коммуникативной оптимизации группового взаимодействия в классе.
Основные формы и содержание деятельности педагога-психолога - комплексная диагностика, развитие и коррекционная деятельность, консультирование и воспитание детей, других участников учебного процесса. Технология нацелена не столько на корректировку признаков школьной дезадаптации, а на предупреждение возможных трудностей в обучении и их профилактику.
Поэтому адаптация первоклассника к СОШ – сложное многоуровневое, фактор психического расстройства школьников. Требуется принятие профилактических мер, одной из которых является комплексная диагностика рисков школьной дезадаптации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список литературы
 
1.                  Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузке / под ред. А.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. - М.: Педагогика, 1982.
2.                  Безруких М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) : учеб. пособие для студентов вузов / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. - М.: Академия, 2003. - 416 с.
3.                  Куинджи Н.Н. Функциональная готовность ребенка к школе: ретроспектива и актуальность // Школа здоровья. - 2009. - №3. - С.5-11.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»