Использование интернет-ресурсов в начальной школе
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сказано: «Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире»[1] Отсюда вытекает главная «задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми» [1]. Для этого «необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе» [1]
Современный мир – это мир компьютерных технологий, в котором умение грамотно владеть информационными технологиями ставится на одну ступень с умением читать и писать. Использование ИКТ в различных сферах человеческой деятельности давно стало нормой. Сфера образования тоже не стоит на месте: современный учитель психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. И, действительно, урок с включением ИКТ позволяет учителю удерживать внимание детей, организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся.
Внедрение ИКТ в образование расширило возможности, как для учителя, так и для учащихся и их родителей.
Современный школьник должен усвоить с ранних лет, что компьютер или планшет – это не просто гаджет для игр, но и его помощник, его консультант, его учитель.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится, что система поддержки талантливых детей должна быть подкреплена «…распространением электронных образовательных ресурсов, развитием дистанционных технологий образования с использованием различных сервисов сети Интернет». [1]
Я хочу рассказать об использовании интернет-ресурсов во внеурочное время для
- повышения мотивации обучения
- развития интереса к различным темам курсов обучения
- расширение кругозора
- осознания степени усвоения теоретического материала
- подготовки домашнего задания
- коррекционной работы
Чем старше ребенок, тем труднее его чем-то заинтересовать, увлечь. Поэтому работу надо начинать с 1 класса.
В 1 классе мы начинаем со знакомства с сайтом «Юша» (https://iqsha.ru), на котором каждый ребенок может заниматься дома, выбирая себе задание в соответствии с возрастом, классом, учебным предметом. 10 заданий каждый день он может выполнить бесплатно, если ребенок проявляет больший интерес, то родители могут оформить подписку. Работая на этом сайте, ребята видят результат выполнения каждого задания. Если задание выполнено неверно, то Юша объясняет ошибки и показывает верный ответ. Выполнив ряд заданий, ребенок получает медали и ордена, которые остаются в его личном кабинете. Их можно распечатать. Первоначально, знакомство происходит в системе внеурочной деятельности, в дальнейшем в домашнем режиме.
Со 2 класса дети моего класса активно участвуют в работе платформы «Учи.ру» (https://uchi.ru). Эта платформа предлагает ребятам не только участие в олимпиадах и конкурсах, но и ежедневные занятия по математике, а сейчас и английскому языку и окружающему миру. На платформе проходят вебинары по разбору решения сложных задач, в которых могут участвовать даже учащиеся. Работа на платформе ограничена по времени (20 минут в день), что вполне достаточно для ребят.
Работа на платформах Юши и Учи.ру нравиться детям еще и потому, что каждое задание хорошо иллюстрировано, что соответствует возрастным особенностям ребенка.
Со 2 класса ученики моего класса начали участвовать не только в работе платформ, но и решили померяться силами с другими детьми. На родительском собрании было принято решение об участии в различных конкурсах и олимпиадах. Мы остановились на олимпиадах «Инфоурока» (https://infourok.ru), «Олимписа» (https://www.olimpis.ru), «Видеоурока» (https://videouroki.net).
Олимпиады «Инфоурока» и «Видеоурока» проводятся в классе на бумажной основе, далее вносятся варианты ответов на сайте. После подведения итогов, каждый ребенок может посмотреть свои ошибки, по каждой ошибке ребенку предлагается посмотреть материал видеоурока и опять выполнить задание.
Конкурсы «Олимпис» проводятся в онлайн-режиме, причем, оплачивая участие 1 раз, ребенок может участвовать сразу в нескольких конкурсах (для начальной школы их 5). Впоследствии, организатор высылает наградные материалы прямо на адрес школы, что очень удобно.
В 3 классе мы добавили еще и работу с электронной школой «Знаника» (http://znanika.ru). Эта учебная платформа не только предлагает участие в различных конкурсах и олимпиадах, но и предлагает работу в кружках, что может очень облегчить подготовку учителя к проведению занятия. Несмотря на то, что участие в конкурсах «Знаники» занимает достаточно много времени у учителя (распечатка заданий, сканирование и загрузка решения), мы в этом году (4 классе) оформили годовой абонемент, который включает в себя участие в 11 конкурсах как предметных, так и метапредметных. По окончании каждого конкурса школа «Знаника» присылает отчет о результатах класса в целом и уровнем владения каждым учеником различных содержательных линий. Кроме того, школа «Знаника» проводит мониторинг по русскому языку, математике, английскому языку с предоставлением подробного отчета и РНО для каждого учащегося.
В 4 классе ребята являются уже более продвинутыми пользователя ПК, что позволяет привлекать их к работе по дальнейшему расширению учебного пространства и использованию компьютера в учебных целях. Так при изготовлении карты слова по русскому языку, ребята находят информацию о значении слова, пользуясь толковым словарем, ищут синонимы, антонимы и фразеологические обороты с данным словом при помощи поисковой системы.
В 1-3классах на уроках мы используем электронную систему голосования. Ребята очень нравиться такой вид работы, они привыкают работать с тестовыми заданиями, но… результат не всегда получается хорошим. При фронтальной работе с системой электронного голосования возникают некоторые трудности:
- Ребенку сложно отследить неправильные ответы
- РНО представляет собой или написание определенных правил, или устный опрос после дополнительной подготовки, что отнимает много времени у учителя
Участие ребят в конкурсах и олимпиадах, работе учебных платформ и тестированиях не только повышает интерес к изучаемому предмету, но и заставляет учащихся адекватно взглянуть на свои успехи, помогает сформировать самооценку, что очень сложно в младшем школьном возрасте, так как ребенку в силу возрастных особенностей кажется, что если он все сделал, то он молодец, а учитель к нему просто придирается.
Даже в младшем школьном возрасте за счет дистанционных олимпиад, конкурсов, работе на учебных платформах можно развивать у ребят познавательный интерес к учению, формировать навыки самостоятельной учебной работы. Со временем у детей в сознание формируется, что компьютер – это не только средство для развлечения, а инструменты для развития своих способностей, увлечений, проявления себя.
1. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"