Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие творческих способностей учащихся
на уроках литературного чтения

Терешкова Любовь Федоровна
     Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, его индивидуальность, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Прогресс нашего общества зависит от творческих людей.
       Эффективность работы учителя может определяться тем, в какой мере он обеспечивает развитие творческих способностей учащихся, готовит их к творческой познавательной деятельности.
       У каждого ребенка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей есть литературные творческие способности, умение сочинять, воображать, придумывать. И тем не менее таланты каждого человека можно развивать.
Творческая деятельность учащихся - совокупность тех видов работ, в которых проявляется творческая самостоятельность: упражнения на создание нового текста, составление устных и письменных рассказов, очерков, зарисовок, юморесок, статей, отчетов, сообщений о результатах наблюдений, исследования.
К числу творческих работ можно отнести не только сочинения, но и изложения и пересказы, с элементами творчества; изложения с изменением лица рассказчика, с изменениями сюжета, с дополнениями; различные виды драматизации (от чтения по ролям до постановок на сцене); импровизации учащихся, иллюстрирование сочинений, использование музыкальных моментов; лучшие образцы выразительного чтения. Безусловно, высшей формой творчества учащихся являются их первые литературные произведения - стихи, проза, выпускаемые газеты и журналы, а также личные дневники, переписка и пр. Творческой является также исследовательская деятельность учащихся: изучение местных топонимов, фразеологии, фамилий, местного диалекта и пр.
Проба письма.
Письмо обладает большими коммуникативными возможностями. Дети хотят писать письма и нуждаются в организации написания писем.
При обучении детей культуре письма используют прием редактирования текста вымышленного письма (например: Винни-Пуха, Незнайки …). Создается конкретная речевая ситуация, перед детьми ставится творческая задача: как изменить текст письма, чтобы можно было понять, о чем же хотел сообщить отправитель.
Другой прием обучения - письма по заданию ("искусственные письма"):
1. Письма родным и друзьям.
2. Письма незнакомому другу.
3. Письма инопланетянам.
4. Письма сказочнику, учительнице и т.д.
  1. Учим выделять красной строкой части письма (обращение, информационную часть, концовку), ставить подпись, дату написания, вводить в повествовательную канву элементы описания, рассуждения.
Придумывание загадок.
- Интересно отгадывать загадки?
- А кто-нибудь пробовал сам составлять загадки? Это еще интереснее.
Учитель показывает рисунок чайника.
-Что это?
-А теперь внимательно рассмотрите чайник и назовите его внешние признаки.
- Какой он? (круглый, с носиком, с ручкой, крышкой).
- На что (кого) похож? (на слона, паровоз, на слона в беретке, на пузатого слона).
- Для чего он нужен? (воду кипятить)
- Где обычно находится?
- Что в чайнике?
-Давайте придумаем загадку и назовем чайник слоном в беретке:
 Слон в беретке на огне сидит, воду кипятит.
Слон в беретке на столе стоит, чаем нас поит
 На плите пузатый слон
хочет сделать нам поклон.
 Горячий, сердитый паровоз
 
Шипит, свистит,
Но на месте стоит
В нём бурлит водица
Как бы нам напиться?
Паровоз шумит, пыхтит,
Скоро чаем одарит.
Проба перышка.
Уроки литературного чтения помогают направить богатую фантазию уче-ника в нужное русло. Правда, есть еще дети, которые с трудом идут на необыч-ные разговоры. Как правило, такие дети скованы в общении со взрослыми и своими сверстниками. Но ''лед постепенно тает'' и дети подключаются к работе.
Работу начинаем с использования одного приема, который Дж.Родари назвал «бином фантазии», а я называю его игрой со словами. Этот прием можно использовать почти на каждом уроке литературного чтения.
Ребята выбирают два любых слова (чем дальше эти слова по смыслу друг от друга, тем интереснее). С помощью предлогов или союзов, их соединением и образуем словосочетание: трамвай в мороженом, мороженое на трамвае, трамваи и мороженое и т.д. Они становятся темами для фантазирования. Ребята фантазируют и одновременно изучают серьезные темы: «Предлоги» и «Союзы».
Кроме того, эта игра помогает снять напряжение и усталость, сохранить воодушевление ребят и нужный темп урока.
Крокодил на шаре.
Жил-был маленький крокодильчик. Его звали Кроки. Он с самого детст-ва хотел летать, но у него не было крыльев. Однажды Кроки нашел старый журнал «Техника - молодежи» и увидел там рисунок воздушного шара. Кроки купил красный воздушный шар и надул его до огромных размеров. Теперь он
мог летать! Крокодил дождался сильного порыва ветра, ухватился за шар и взмыл в воздух. Он был очень счастлив. Сбылась его давнишняя мечта.
Следующий интересный прием - «метод Робинзона Крузо» (так он на-зывается в ТРИЗ).
Сначала проводим такую игру: выбираем любой предмет, например шляпу. Чем она еще (кроме головного убора) может быть? В качестве чего мо-жет использоваться? Кто больше придумает? Шляпа может быть гнездом, ко-рабликом, корзиной для бумаг, ситом и т.д.
После такой тренировки предлагаем детям пофантазировать на тему «Необитаемый остров, где растут ... шарфы на деревьях».
На уроке литературного чтения мы работали над рассказом В.А Осеевой «Синие листья», а в конце урока я дала задание пофантазировать и придумать свой конец.
Еще интересный прием, который я использую, - оживление предметов. Любой предмет можно делать главным действующим лицом сказки или рассказа. Представим себе, что может сказать, придумать тот или иной предмет (например, ученический стул) в качестве примера привела свой рассказ (кстати, пример учителя тоже очень хороший прием).
Ворчун
Почему именно его поставили за учительский стол? Чем он лучше? Такой же, как все, как Я, деревянный, синий. Правда, у него ножки больше изогнуты, но Я на два месяца младше, а значит – прочнее. И краска у него уже в некоторых местах вытерлась. А Я как новенький.
Куда его потащили? Но я же говорил, что Я лучше. Ну заметьте меня, ну поставьте за учительский стол! Я, Я уж ... Почему именно его поставили…
Есть еще много предметов фантазирования, которые можно использовать, сочиняя сказки и рассказы. Придумывают сами дети, хотя пока прибегаем и к помощи родителей, последнее время все реже, но вскоре будут писать самостоятельно. Хочется верить, что ребенок, написавший добрый фантастический рассказ, когда-нибудь действительно полетит в космос, построит необыкновенный город, излечит неизлечимую болезнь и уничтожит, наконец, все зло, которое накопилось на нашей многострадальной земле.
С помощью сочинительства расширяется словарный запас детей. Ребята учатся излагать свои мысли письменно, а это намного труднее, чем устно. Они учатся логике изложения. Эго пригодится и при изучении других предметов.
Творческие работы в начальной школе.
Чаще всего в начальной школе сочинения - это работы смешанные, с преобладанием повествования или рассуждения. Тексты всех типов имеют свою стилевую и жанровую дифференциацию: рассказ, сказка, описание художественное или деловое, газетная заметка или статья, объявление, частное или деловое письмо и т.д.
Заметка.
"Заметка" - это краткое сообщение в печати (Ожегов С.И.). Заметка состоит из трех частей:
а) вводная (читателя знакомят с местом и временем действия, обстановкой);
б) изложение основных фактов;
в) концовка.
Заметка призвана ответить на вопросы: 'Что произошло? Когда? Кто участвовал?" Она рассказывает только о самом новом факте, не описывая подробностей.
Заметка является самым доступным для младших школьников жанром. Чтобы придать работе практическую направленность, можно организовывать на уроках игровые ''телеминутки", выпускать стенгазеты.
Например, "19 октября в нашем З''В" классе был проведен математический КВН "Листопад", в котором участвовали все учащиеся класса. Учительница давала такие задания по математике, которые помогали найти ответы на ее вопросы. А мы с мальчиками проиграли, потому что много ссорились между собой".
Репортаж.
"Репортаж" - сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация о печати, на радио, телевидении, очевидцем которых является автор".
Заметка только называет событие, отвечает на вопрос, что произошло, а репортаж воссоздает картину происшествия, рассказывает о том, как оно произошло.
1. Дать сопоставить заметку и репортаж.
2. Дать негативный образец репортажа. Проанализировать его.
3.Самостоятельно составить репортаж (например, о проведении школьной перемены, урока физической культуры, о празднике осени).
4. На уроке - "телеминутки".
Памятка (репортаж).
1. Что? Где? Как происходило?
2. Описание места события.
3. Описание действий героев.
4. Собственное отношение к происходящему.
"Сейчас я нахожусь в Зв классе и веду свой репортаж со ''Дня именин''. Кругом вижу оживленные, радостные лица. Ребята очень довольны.
Интервью.
Интервью предназначено для печати беседы журналиста с каким-либо человеком по важным вопросам жизни страны, города, школы и т.д. Форма: вопрос - ответ.
Из простейших методов развития творческого воображения для использования в учебно-воспитательном процессе можно выделить: мозговой штурм, морфологический анализ, метод фантограмм.
Фантограмма – новое словообразование. Связано оно с понятием ''фантазия'', ''фонтом''. Фантазия, воображение, способность вообразить. Фонтом – призрак.
Фантограмма – сочинения, в котором действительность выступает в сверхъестественном, нереальном виде. Это позволяет поддерживать познавательный интерес, развивать творческое воображение учащихся, обогащать их словарный запас. Вырабатывать умения аргументировано строить ответ на любую заданную тему, соблюдать структуру сочинения.
      В основе успешного усвоения знаний лежит познавательный интерес. Поэтому необходимо умело сочетать приемы, методы, формы работы, чтобы заинтересовать учеников новой деятельностью, вызвать у них положительную мотивацию учения. Решать эти задачи помогает систематическая работа по развитию речи учащихся, их мышления, творческого воображения.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»