Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Значение саморегуляции и самоорганизации в младшем школьном возрасте

 
Ростовцева Екатерина Викторовна,
учитель школы № 502 Санкт-Петербурга
 
Младший школьный возраст связан с переходом ребёнка к систематическому школьному обучению. Начало обучения в школе ведёт к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится "общественным" субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребёнка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
Переход к систематическому обучению создаёт условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребёнок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.
Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребёнка, становится доминирующей функцией. В ходе систематического обучения, направленного на усвоение научных знаний, происходит развитие словесно-логического, понятийного мышления, что ведёт к перестройке и всех других познавательных процессов. Усвоение в ходе учебной деятельности основ теоретического сознания и мышления ведет к возникновению и развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ, внутренний план действий.
В этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения. Происходящая в этом возрасте "утрата детской непосредственности" характеризует новый уровень развития мотивационно-потребностной сферы, что позволяет ребенку действовать не непосредственно, а руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения.
На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, всё большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.
Резкая смена социально-психологических условий жизни ребенка, рост физических, эмоциональных и интеллектуальных нагрузок, отражается на физическом и психическом состоянии первоклассника. Факторы воздействия школы на ребенка многообразны. Оценивая влияние школы на здоровье детей, большинство авторов подчеркивают достаточно выраженные изменения в психической сфере.
Саморегуляция является новообразованием младшего школьного возраста. И в этом возрасте формирование саморегуляции выдвигается в центр психического развития ребенка.
Способность к саморегуляции играет важную роль в организации сложных форм произвольной деятельности, к которым в первую очередь относится учение. Для осуществления учебной деятельности необходимы умения сосредоточить внимание, активно воспринимать и запоминать информацию, предварительно ориентироваться в условиях задания и продумывать ход решения, сверять полученный результат с заданным образцом и предъявленными условиями. То есть для успешного осуществления учебной деятельности необходимо определённое развитие способности саморегуляции. Исходя из этого, можно сделать вывод, что успешность обучения зависит от уровня развития саморегуляции.
Выготский Л.С. утверждал, что в семилетнем возрасте мы имеем дело с началом возникновения такой структуры переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит "я радуюсь", "я огорчен", "я сердит", "я добрый", "я злой", т.е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. В период обучения в начальной школе у детей переживания приобретают смысл, и возникает обобщение переживаний.
Важным условием формирования механизмов самоорганизации у младших школьников является скоординированная работа учителя, родителей, и та среда, в которой ученик пребывает всё учебное время.
В научной литературе представлена структура самостоятельной организации осознанной деятельности, которая соотносится со структурой самостоятельной организации учебной деятельности, которая включает в себя процесс самостоятельного целеполагания, моделирования учебных условий, планирования, самоанализа, самоконтроля, самокоррекции, самооценки, осуществление которых без рефлексивных способностей невозможно. Таким образом, в младшем школьном возрасте самоорганизацию можно рассматривать в рамках учебной деятельности. Чтобы ребёнку успешно овладевать приёмами учебной деятельности, ему необходимо настраивать себя на учебный процесс. Часто неосознанно, учащийся постоянно работает над собой, контролирует свои состояния, действия и так он самоизменяется. Именно здесь ребёнку необходимо помочь в выработке навыков самоконтроля и самоорганизации. Самоорганизация дает возможность самостоятельного поиска решений, опыта взаимодействия с другими людьми, самореализации личных качеств субъекта.
Делая вывод, мы можем сказать, что роль саморегуляции и самоорганизации в младшем школьном возрасте значима. У детей данного возраста начинает развиваться способность к регулированию своего поведения, к самоорганизации, они осваивают приемы планирования, повышаются самоконтроль и самооценка. У детей младшего школьного возраста с низким уровнем саморегуляции и самоорганизации, возникают проблемы в освоении учебной деятельности, т.к. они не умеют поставить цели, им сложно себя контролировать на уроках, могут возникнуть сложности в общении. Наша задача, повысить уровень саморегуляции и самоорганизации у детей младшего школьного возраста.

Список литературы:
  1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб.: Питер, - 1998.
  2. Дубровина И.В. (Данилова Е.Е., Прихожан А.М.). Возрастная и педагогическая психология. М.: Академия, - 2003.
  3. Бедер Я. Психологическая коррекция недостатков саморегуляции у детей с задержками развития, - Вопросы психологии. № 4. 1983.
  4. Веккер Л.М. Психические процессы. Том 2. Л.: Издательство Ленинградского университета, - 1976.
  5. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, -1996.
  6. Пригожин А.И. Современная социология организаций.- М.: Интерпракс, - 1995.
  7. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, - 1989.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»