Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Нравственное воспитание на уроках родного языка

Землянникова Серафима Николаевна,
учитель начальных классов,
ГДОУ школа №471 Санкт-Петербурга

Основная задача обучения родному языку — развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. Перед учителем ставится задача: заложить основы культурного общения, сформировать коммуникативные умения, а главное — доброжелательное отношение к людям, моделей этих отношений, знания норм поведения. Усвоение слов, выражающих нравственные понятия, отношения, будет не только влиять на воспитание, но и на развитие речи.

Главная причина недостаточного запаса нравственных представлений и уровня их обобщенности, по мнению психологов, заключается в том, что эти знания усваиваются школьниками стихийно, без специального и последовательного руководства со стороны учителя.

Чтение художественных произведений в начальных классах — один из важнейших источников нравственного воспитания младших школьников. Художественное произведение как образное отражение действительности воздействует на мысли,чувства, воображения детей, оказывает действенное влияние на их поведение. Читая литературные произведения, школьники учатся разбираться в поведении, мотивах, поступках людей, чувствовать красоту добра, осуждать безобразное, злое.

Очень важно обратить внимание детей на проявление не только добра, но и зла, воспитывать у них желание выступать противнесправедливости, жестокости, нечестности.

Поведение героя литературного произведения для младших школьников нередко служит эталоном, по которому он и оценивает поступки товарищей и свои собственные. В.А.Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах создает прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение, речь, нравственные качества: «Никто так не организует поведение учащихся и не воспитывает их волю, как эмоционально воспринятые и глубоко осмысленные художественные образы. А такое понимание приходит к ребенку тогда, когда он мысленно ставит себя на место того, кто переживает печаль или тревогу».

Наблюдения показывают, что младшие школьники умеют устно передать содержание прочитанного, но затрудняются рассказать о своих собственных впечатлениях или нравственных переживаниях героев художественных произведений. Речь их бедна словами, называющими и оценивающими чувства, отношения, словами, обозначающими нравственные понятия.

Как можно организовать работу с тематической группой слов «человеческие отношения» на примерах – фрагментах разных уроков в IV классе.

I. Уроки литературного чтения.

• А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

1. Назовите качества царицы. (Злая, бессердечная, хвастливая, гордая, завистливая,упрямая.) Как вы понимаете значение этих слов?

2. Перечислите, какими качествами обладала царевна. (Добрая, трудолюбивая, хозяйственная, доброжелательная, верная.)

К словам добрая, верная, доброжелательная, злая подберите синонимы. Используйте «Школьный словарь синонимов русского языка» М.Р. Львова.

3. Кто в сказке положительный герой, а кто — отрицательный?

4. Чему нас учит эта сказка?

• А.П. Платонов. «Сухой  хлеб».

1. Герой этого рассказа — мальчик Митя.

Что нас удивляет в нем? Выберите правильный ответ:

а) желание стать взрослым;

б) отношение к близким;

в) желание и умение трудиться.

2. Какие черты характера уже в детстве проявляются у Мити?

3. Нравится ли вам Митя? Чем?

4. Каким человеком он станет в жизни? Чего никогда не сделает? (Не обидит мать; не пройдет мимо беды; не забудет родных; не погубит растения; не предаст Родину.)

5. Что значит быть добрым?

6. Работа со словариками. Запись слов заботливый, сердечный.

Дома к словам заботливый, сердечный подберите слова с противоположным значением и запишите в словарики. Используйте «Школьный словарь антонимов русского языка» М.Р. Львова.

• К.Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками».

1. Как вы думаете, был ли Эдвард Григ счастливым? Что делало его счастливым?

Свой ответ докажите строчками из рассказа. (Грига сделали счастливым его музыка, талант, любовь к жизни и людям.)

2. Сколько основных мыслей заключено в этих словах? Какие? Сформулируйте своими словами.

3. Все ли окружающие люди думают так же, как Григ? Всем ли приятно ее отдавать,чем брать? Встречались ли вам люди, которые охотно давали, дарили — не обязательно вещи, а, например, хорошее настроение,улыбку, душу, что_то еще? Расскажите о них. Охарактеризуйте таких людей.

4. Как вы понимаете слова вежливый, воспитанный, заботливый, ласковый, отзывчивый, добрый, доброжелательный, бескорыстный?

II. Уроки внеклассного чтения.

Тема «Ожившие страницы прошлого».

• М.Горький. «Дед Архип и Ленька».

1. Какие картины нужды, бесправия, унижений, жестокости ожили перед вами в процессе чтения?

Какие чувства они вызывают у вас? Как проявляли сочувствие и сострадание друг к другу герои рассказа?

Как Ленька относится к людям? Найдите подтверждение в тексте и прочитайте эти отрывки.

2. Каким был Ленька? Какими словами его можно охарактеризовать?

Запишите эти слова в словарики и на доске. (Добрый, честный, беспомощный, доверчивый, нежный.) Как вы понимаете значение этих слов?

3. Дайте характеристику деду Архипу.

Запишите эти слова в словарики и на доске.

Подберите к ним антонимы. (Жадный, вор, обманщик, нежный, жестокий.)

Что заставляло деда воровать, обманывать, быть жадным?

4. Как автор относится к героям? (Ему жаль и деда, и Леньку, так как очень трудна была их жизнь, даже природа и та, казалось, была против них.)

5. Продолжите рассказ. Что было бы дальше, если бы Ленька остался жив?Какова его дальнейшая судьба?

Тема «Каким ты был, мой ровесник?».

• Е.Пермяк. «Мама и мы».

1. Заполните анкету на литературного героя. Укажите его имя, место жительства, кем были его родители, почему люди о нем знают,опишите основные события в его жизни; назовите основные черты его характера.

2. Какие эпизоды в рассказе вам понравились больше всего? Почему? Как автор относится к героям произведения? Хотелось ли вам дружить с Колей?

3. Что вы можете сказать об Анне Сергеевне?

4. Запишите в словарики слова, характеризующие Анну Сергеевну и Колю. (Находчивый, ласковый, внимательный, чуткий; любящая, заботливая, требовательная, скромная, уважаемая.)

• М.Яновская. «Пастер».

1. Найдите в тексте слова, которые относятся к тематической группе «человеческие отношения». Как вы понимаете их значение? (Милый, тревога, доброжелательность, верный, гостеприимный.)

2. К слову тревога подберите синонимы.

Используйте «Школьный словарик синонимов русского языка» М.Р.Львова.

3. Когда человек испытывает чувствотревоги? Что он чувствует, когда его охватывает тревога, волнение, беспокойство?

III. Уроки русского языка. 
При организации работы с учащимися на уроках русского языка, отбирая творческие работы, необходимо активизировать формирование у младших школьников положительного отношения к товарищам, членам семьи, старым людям; умение использовать  в своих работах лексику, относящуюся к группе «человеческие отношения».

С этой целью ученикам предлагались следующие упражнения.

1. Сочинения на темы:

«Мамочка любимая моя»,  «Мой самый любимый человек», «Нет лучше дружка, чем родная матушка», «О моем друге», «Какие люди мне нравятся», «Теплое слово и в мороз согреет», «У сильного всегда бессильный виноват», «Как можно позаботиться о близких людях», «Тактичный человек», «Традиции в нашей семье», «Когда нужно быть  вежливым».

2. Сочинение-миниатюра по опорным словам (мама, бабушка, сестренка, заботиться, помогать, любить, жалеть) и предложенным заданиям и вопросам:

Определите тему своего рассказа. Какая мысль рассказа будет основной? Как вы озаглавите текст? Подумайте, с чего можно начать рассказ? О чем вы расскажете в основной части текста? Как можно закончить рассказ?

3. Обучающее сочинение на тему «Как бы ты поступил?» по началу.

Толя вышел на лестницу. Соседский мальчик Саша что-то искал. «Мама дала мне деньги на хлеб, а я их потерял», — хмуро пояснил он.

4. Подробное изложение.

Горькая вода.
Толя с Витей возвращались после прогулки в лагерь и встретили старушку с ведром воды. Пройдет старушка пару шагов — стоит, отдыхает.
Витя побежал помочь старушке. Толя пытался остановить товарища: всем не поможешь. Но Витя не послушал его и помог старушке отнести ведра.
В субботу Толя один шел по лесу. Мальчику захотелось пить. Решил он зайти в первую избу и попросить воды. Только открыл дверь — увидел ту самую старушку.
— Пей, сыночек, пей! — ласково сказала старушка и дала ему воды. Толя покраснел, скорей попил, поблагодарил и выскочил на улицу. Вода ему показалась горькой.
(В. Осеева)

Почему вода показалась Толе горькой? Какие чувства вы испытываете к Толе?

5. Обучающее изложение.

Капля воды.
Был жаркий июльский день. К колодцу, под высоким дубом, подошла группа школьников. Они возвращались из туристического похода.
Детям хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли.
А с другой стороны к нему приближалась бабушка. Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и школьники подошли к колодцу одновременно.
На срубе стояло ведро с водой. Дети окружили его и по очереди пили. А бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись к дереву. Когда ребята напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой.
(В.А. Сухомлинский)

Почему бабушка покачала головой? Как бы вы повели себя в данной ситуации?

IV. «Минутки доброты»
 «Минутки доброты» проводятся в течение десяти минут на обычных уроках. На них можно предложить учащимся следующие задания:

1. А) Прочитайте слова.

Мороз, агроном, шофер, доброта, уважительный, иней, заботься, комбайн, корабль,честный инженер, равнодушие, ухаживать, внимательный.

Б) Выполните по образцу.

Явления природы: мороз, ...
Профессии: агроном, ...
Машины: комбайн, ...
Человеческие отношения: доброта, ...

В) К слову доброта подберите однокоренные слова.

2. А) Кого называют равнодушным человеком? (Равнодушный — безразличный, безучастный к людям, окружающему.)

Б) Послушайте рассказ.

Равнодушие
Жила в селе бабушка Арина. Такая старая,что никто не помнил, сколько ей лет. У бабушки два соседа — оба трактористы. У одного дочь Галя, семиклассница, а у другого — дочь Нина, третьеклассница. Однажды спросила Нина у бабушки:
— Бабушка, когда ваш день рождения?
— Завтра, детка, — ответила бабушка.
Дождалась Нина утра, нарвала цветов и несет бабушке. А Галя спрашивает:
— Куда ты несешь цветы?
— Бабушке Арине. Сегодня ее день рождения.
Засмеялась Галя и говорит:
— А разве она твоя бабушка? Почему ты чужую бабушку поздравляешь с днем рождения?
Нину поразили слова Гали. Она спросила с удивлением:
— А разве может быть ничья бабушка?
(По В.А. Сухомлинскому)

В) Что можно сказать о девочках?

3.А)Подберите однокоренные слова к словам уважение, отзывчивый. В «Толковом словарике русского языка» Н.М. Неусыпновой найдите значение этих слов и запомните. (Уважение — чувство, которое основано на признании достоинств кого-нибудь. Отзывчивый — быстро отзывается на чужие просьбы, всегда готовый помочь; чуткий, внимательный.)

Б) За что можно уважать человека? Каждый ли человек достоин уважения?

4. Почему и кого так называют: бессовестный, бесчестный, безжалостный, бескорыстный. Спишите слова, разберите по составу.

5. А) К слову добро подберите антоним.

Б) Дополните предложенные примеры.

Добро:
Помочь старому человеку.
Прийти на помощь слабому.
_________________________

Зло:
Отказать в помощи старому человеку.
Отказать в помощи слабому
_________________________

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»