Как удержать внимание детей на занятиях
Козлова Галина Григорьевна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №212 Санкт-Петербурга
Активизация внимания учащихся является наиболее распространенной проблемой современного обучения. Качество умения, воспитания, развития, результат полученных знаний у ученика зависят, в большинстве случаев, от работы учителя. Важную роль в обучении играет познавательная деятельность, то есть сознательная деятельность учащихся, направленная на поиск информации реальной действительности об объектах, явлениях, конкретных знаниях. Важнейшим компонентом познавательной деятельности является внимание – психический процесс, при котором человек направляет и сосредотачивает свое сознание на каком-то определенном объекте. С одной стороны, внимание направлено на объект, а с другой – сам объект привлекает внимание. Внимание повышает интеллектуальный уровень, сенсорную и двигательную активность и играет огромную роль в обучении. Ведь, чтобы получить хорошие знания, научиться владеть ими, нужно применять много упорства и сосредоточенности.
Учащиеся отвлекаться от учебной деятельности могут по разным причинам. Внешние причины – это неблагоприятная окружающая среда, внутренние – это отвлечение внимания из-за состояния нервной системы. Иногда и учителя не могут правильно построить план урока, он становится скучным, неинтересным детям. В этом случае важно составлять рациональный план урока, переключать внимание и деятельность детей на более интересные задания, применять инновационные формы и методы проведения уроков. Если каждый учащийся на уроке будет занят нужным и интересным делом, тогда будет существовать дисциплина в классе.
Существуют следующие приемы активации внимания на уроке:
1. Связанные с характером раздражителя. Раздражитель должен быть достаточно сильным, чтобы привлечь внимание, и обладать определенной новизной, необычностью. Примеры:
- изменение учителем интонации, громкости и темпа речи;
- использование невербальных средств - жестов, например, сигналом "Внимание" может стать один и тот же жест (рука вверх или что-то другое);
- использование физического контакта, чтобы вернуть внимание ребенка;
- использование движущиеся макеты, игрушки, анимационные ролики;
- выделение цветом или подсвечивание ключевых моментов в презентации или при объяснении материала на доске.
2. Обусловленные интересами школьников: они внимательней слушают и больше понимают ту информацию, которая их привлекает. При заинтересованности возникают положительные эмоции, энтузиазм, желание воспринимать учебный материал, выполнять учебные действия, эмоционально реагировать, восхищаться, наслаждаться, сопереживать. Примеры:
- интересное содержание излагаемого материала;
- применение инновационных методов работы изучения материала;
- использование технических средств;
- чередование различных форм учебной деятельности через каждые 5-6 минут;
- дозирование количества работы, с которой ученик может справиться самостоятельно;
- применение дополнительных заданий для успевающих учеников;
- использование игровых форм урока, командных соревнований.
3. Обусловленные организацией деятельности. Существует зависимость внимания учащегося от того, как организована его деятельность. Примеры:
- постановка цели деятельности и понятны шаги на пути к ней, четкое понимание того, что уже можно сделать, а чему еще надо будет научиться;
- правильное размещение детей в классе: ребят, которые обычно вертятся и отвлекают друг друга, рассадить подальше друг от друга;
- использование взаимопомощи: позволить ученикам учить друг друга тому, что у них получается лучше других (следить, чтобы помощь не заключалась в выполнении работы одним ребенком вместо другого).
Таким образом, применение разнообразных средств и приемов воздействия на детей разного возраста для активации внимания, позволяет делать учебно-воспитательный процесс максимально эффективным.