Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Методическая разработка урока в 4 классе

Князь Владимир. Крещение Руси

Иванова Виктория Валерьевна,
ГБОУ СОШ № 222 с углублённым изучением
немецкого языка «ПЕТРИШУЛЕ»
Центрального района Санкт-Петербурга
Предмет: Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры
Учебник: Костюкова, Т. А. Основы духовно-нравственной культуры народов России: Основы православной культуры. 4 класс (4 -5 кл.) – М.: Дрофа, 2013

Вариант первый
Урок, посвящённый 1000-летию со дня  преставления
святого равноапостольного великого князя Владимира
Цели урока:
  • познакомить детей с князем Владимиром как исторической личностью
  • показать роль Крещения Руси как исторического события
  • показать, как повлияло принятие христианства на князя Владимира как человека
Задачи урока:
  • побудить детей задуматься, почему именно князь Владимир стал крестителем Руси
  • воспитывать патриотические чувства к своей Родине
  • воспитывать благоговейное отношение к святым
Оборудование:
  • мультимедийные презентации «Святые» и «Святой равноапостольные великий князь Владимир»
  • учебный фильм «Князь Владимир и Крещение Руси»
Основные термины и понятия: святой, равноапостольный, великий князь, Византия, Киевская Русь, Крещение Руси, милосердие.
                                              Ход урока
  1. Организационный момент
  2. Повторение изученного
  3.  
- В толковом словаре В. Даля об этих людях сказано так: «Непорочные, угодные Богу»
Кого так называют?
  •  
 - Святых.
  •  
- Давайте вспомним святых, с житиями которых мы познакомились на предыдущих уроках.
Учитель показывает слайды с изображением святых, а дети называют их.
  •  
- Каким качествами отличались эти люди?
  •  
- Милосердием, состраданием, кротостью, трудолюбием, добротой, незлобием …
  •  
- Среди святых были равноапостольные Кирилл и Мефодий. Почему они так названы?
  •  
- Потому что они равны по значению апостолам в распространении христианства.
  •  
- За что были причислены к лику святых князь Александр Невский и Дмитрий Донской?
       Дети:
- За заслуги перед Отечеством и Церковью.

 
  1. Объявление темы урока и  её актуализация
       Учитель:
- Сегодня наш урок посвящён святому равноапостольному великому князю …, тысячелетие со времени его кончины отмечалось в 2015 году. Догадались, о ком пойдёт речь?
       Дети:
- О князе Владимире.
       Учитель:
-Почему он удостоился чести быть назван равноапостольный? Какое историческое событие совершил князь Владимир?
      Дети:
- Потому что он крестил Русь.
      Учитель:
- Как ласково называли князя в народе?
      Дети:
- Владимир – Красное Солнышко.
 
     4.    Работа по теме урока
     Показ презентации «Святой равноапостольный великий князь Владимир».  При показе презентации учитель задаёт в случае необходимости вопросы или даёт пояснения.
Слайд №1
Владимир родился около 960 года. Он был сыном киевского князя Святослава Игоревича. Святослав  разделил  русскую землю между своими сыновьями. Владимир  стал княжить в Новгороде, а его брату Ярополку достался Киев. Владимир, совершив братоубийство, сделался киевским великим князем на долгих 37 лет.
Слайд №2
Он поклонялся богу Перуну,  был жесток и злопамятен.
Слайд №3
Владимир присоединил к Руси новые земли и племена, почитавшие своих богов. Князю нужно было объединить государство под  властью Киева. Тогда Владимир решил выбрать  единую веру.
Слайд №4
Князь принял послов от мусульман, латинян, хазарских евреев и
православных греков.
Слайд №5
Князь принял послов от мусульман, латинян, хазарских евреев и
православных греков.
Слайд №6
Вернувшись в Киев, «мужи» рассказали о красоте византийского
богослужения в храме Святой Софии: «Не знали – на небе или на земле были
мы, ибо нет на земле красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом.
Знаем только, что Бог пребывает с людьми, и служба их лучше, чем во всех
странах.»
Слайд №7
В  988 году князь Владимир крестился  в Херсонесе, приняв  имя Василий.
Слайд №8
После этого последовало крещение киевлян на реке Днепр. Владимир 
обратился к своим подданным со словами: «Если кто не придёт завтра на
реку – богат ли, или убог, или нищий, или раб – да будет противник мне.»
Слайд №9
«Услышав это, — говорит летописец, — с радостью пошли люди, ликуя и
говоря: “Если бы не добро это было , то не приняли бы наш князь и бояре”».
Слайд № 10
Принятие христианства совершенно изменило князя Владимира. Он стал строить церкви по всей стране и творить дела милосердия.
Слайд №11
Князь Владимир  расширял и укреплял Русскую землю. Он ставил и заселял города-крепости, совершал военные походы в другие земли и подчинял их власти киевского князя.
Слайд №12
Князь Владимир вскоре снискал всенародную любовь и  получил в народе ласковое прозвание « Владимир — Красное Солнышко », которое сохранялось за ним в народных песнях и былинах.
Слайд №13
Владимир скончался от болезни в загородной резиденции Берестове под Киевом 15 июля 1015 года.
Слайд №14
Святой равноапостольный великий князь Владимир
Слайд №15
В 1888 году в Киеве неподалеку от места Крещения Руси был установлен памятник князю Владимиру.
Слайд №16
В Херсонесе, на месте предполагаемого крещения князя  Владимира, построен собор в его честь.
Слайд №17
 Статуя князя Владимира  в нише у входа в Казанский собор в Санкт-Петербурге.
Слайд №18
В Санкт-Петербурге на Петроградской стороне возвышается Князь-Владимирский собор.
     5.   Обсуждение презентации
          Учитель:
- Что нового узнали о князе Владимире?
         Дети:
  •  
      
  1. Закрепление и обобщение нового материала
        Отгадывание кроссворда:
  • Веру какой страны переняли наши предки?
  • Как ласково называли князя Владимира в народе?
  • Как называется собор нашего города,  где можно увидеть статую князя Владимира?
  • В какой реке состоялось Крещение Руси?
  • Как имя святой, кому был посвящён  храм, богослужение в котором больше всего понравилось нашим послам?
  • Какое новое качество характера приобрёл князь Владимир после принятия Христианства?
  • В каком городе произошло Крещение Руси?
  • Как назывался город, где крестился сам князь Владимир?
    Кроссворд чертится учителем на доске или распечатывается для каждого ученика. Когда будут вписаны все ответы, то по вертикали  получится слово Владимир.
Приложение №1
Домашнее задание:
  •  
- При князе Владимире впервые начали чеканить монеты золотые и серебряные.
Только на монетах сохранились прижизненные символические изображения князя Владимира, человека с небольшой бородой и длинными усами. По монетам известен и княжеский знак Владимира. Посмотрите на прорись «сребреника» князя Владимира.
Что напоминает вам княжеский знак?
  •  
- Герб Украины.
  •  
- Совершенно верно, в двадцатом веке  знак князя Владимира стал гербом Украины.
- Каким цветом надо раскрасить эту прорись, если это был «сребреник»
  •  
- Серебряным.
  •  
- Это будет ваше домашнее задание – закрасить прорись и приклеить в тетрадь.
Приложение №2                                                                       
      Если позволяет время, то учитель может показать  учебный фильм «Князь Владимир и Крещение Руси».
 Пояснение
       Данный урок проводился в конце учебного года как итоговый.  Благодаря князю Владимиру наша страна является православной. Именно он более тысячи лет назад выбрал веру для своего народа. Вся наша дальнейшая история, культура, традиции неразрывно связаны с православием, выросли из него. И  учебный курс «Основы православной культуры», изучаемый современными школьниками, не пришёл бы в наши школы, если бы не было Крещения Руси князем Владимиром.
        Второй вариант урока проводился в начале учебного года в рамках темы «Как христианство пришло на Русь. Православие». В этом случае вместо презентации «Святые» проводится повторение изученного о православии на предыдущих уроках. Далее дети совершают путешествие в прошлое  - в дохристианскую Русь, жившую родоплеменным строем, и проходят путь до Крещения Руси и смерти князя Владимира.
                                              Второй вариант
                      Князь Владимир и Крещение Руси
                                                       Ход урока
1. Организационный момент
2. Повторение изученного
Каждый ученик получает пронумерованную карточку с незаконченным предложением, которое должен закончить. При этом дети могут пользоваться учебником и искать ответы в нём. Когда дети выполнят это задание, они выстраиваются согласно номерам и читают получившийся текст.
В зависимости от количества учащихся задание  может выполняться индивидуально или в группах.
  1. Слово православие имеет         …………            корня:       ………….          и           …………… .
  2. В буквальном переводе с греческого означает            ……………………….            …………………      Бога.
  3. Православие исповедует большая часть населения в следующих странах:  ………….. ,           ,………….              ,               …………                 ,              …………               ,                …………                ,
.………..                ,                ………...                 ,                ………...                ,       …………                .
  1. Священное сооружение в православии называется   ………
  2. Слово храм произошло от древнерусского                 ………          .
  3. Храм – это  д………   Б……….      на земле.
  4. Большой храм называют …………..                    .
  5. Самое маленькое церковное сооружение -      …………. .           
  6. На службу в храм зовёт звон           ………     .
  7. В словаре Владимира Даля звон колокола назван Б………….    г…………….   .
  8. Колокольный звон бывает разный. Красный звон – это            ………….               ,     ………….  .          
  9. Малиновый звон – от названия фламандского города           …………  , в котором отливались колокола  с особо чистым звуком.     А     …………    звон бывает у колокола из сплава меди, олова и серебра.
 
Законченные предложения и текст
1. Слово православие  имеет           …два…            корня:       «…прав…»          и          « …слав…» .
2. В буквальном переводе с греческого означает            …правильное…      …славление…      Бога.
3. Православие исповедует большая часть населения в следующих странах:   …Украина… ,   …Белоруссия…,    …Румыния… ,             …Болгария…,     …Молдавия… ,   .…Сербия…,    …Греция…,                …Черногория…,    …Болгария…    и    Россия.                  
4. Священное сооружение в православии называется           …храм…         .
5. Слово храм произошло от древнерусского         «…хоромы…»  .
6. Храм – это  д…ом…  Б…ожий…  на земле.
7. Большой храм называют   …собор…                    .
8. Самое маленькое церковное сооружение -  …часовня…   .          
9.На службу в храм зовёт звон      …колокола…        .
10. В словаре Владимира Даля звон колокола назван  Б…ожий…                  г…лас…             11. Колокольный звон бывает разный. Красный звон – это            …красивый…,       ,         …праздничный…  .          
 12. Малиновый звон – от названия фламандского города           …Малин…, в котором отливались колокола  с особо чистым звуком.
      13. А      …серебряный…  звон бывает у колокола из сплава    
     меди, олова и серебра
 
3. Объявление темы урока и  её актуализация
         Учитель:
 - Вспомните, когда православие пришло на Русь? Кто привёл наших предков к православной вере? Давайте прочитаем текст учебника стр.32 первые два абзаца.
          Дети:
- В 988 году. Князь Владимир.
         Учитель:
- Давайте совершим путешествие в прошлое и вернёмся в дохристианскую, языческую Русь. Тогда люди жили племенами и у каждого племени (родовой общины) были свои боги в зависимости от  занятия племени. Разбейтесь на четыре группы.
Работа в группах
        Дети разбиваются на четыре группы.
        Учитель:
- Сейчас вы должны догадаться, чем занимается ваше племя (община). И подумать, какому богу вы будете поклоняться.
      Учитель выдаёт каждому племени репродукцию рисунка, по которой дети должны понять род занятий их племени.
Приложение №3
       Дети:
- Племя рыбаков, поклоняется богу воды.
        
     « 
 
 
                   Дети:
           - Племя землепашцев, поклоняется богу земли.
 
       
 
      Дети:
- Племя собирателей, поклоняется богу леса.
         Дети:
- Племя кузнецов, поклоняется богу огня.
        Учитель:
- Князь Владимир хотел объединить разрозненные племена и собрал всех на совет, чтобы выбрать главного бога, которому будут поклоняться все. Присылайте на совет своих старейшин.
       Дети присылают по одному человеку то команды.
       Учитель:
     - Выберите, старейшины, какой из ваших богов будет главным над всеми остальными.
      Дети спорят, но не договариваются.
      Учитель:
 - Так и ваши далёкие предки не могли договориться.  Видя несговорчивость старейшин, князь Владимир предложил им всем поклоняться богу Перуну как главному и своим богам.  Но каждому племени свой бог был дороже и полезнее, поэтому все продолжали славить своих богов. Тогда князь Владимир решил принять совсем новую веру. О том, как это происходило, наш урок.

 
  1. Работа по теме урока
  Показ презентации «Святой равноапостольный великий князь Владимир»
  При показе презентации учитель задаёт в случае необходимости вопросы или даёт пояснения.
Слайд №1
Владимир родился около 960 года. Он был сыном киевского князя Святослава Игоревича. Святослав  разделил  русскую землю между своими сыновьями. Владимир  стал княжить в Новгороде, а его брату Ярополку достался Киев. Владимир, совершив братоубийство, сделался киевским великим князем на долгих 37 лет.
Слайд №2
Он поклонялся богу Перуну,  был жесток и злопамятен.
Слайд №3
Владимир присоединил к Руси новые земли и племена, почитавшие своих богов. Князю нужно было объединить государство под  властью Киева. Тогда Владимир решил выбрать  единую веру.
Слайд №4
Князь принял послов от мусульман, латинян, хазарских евреев и
православных греков.
Слайд №5
Князь принял послов от мусульман, латинян, хазарских евреев и
православных греков.
Слайд №6
Вернувшись в Киев, «мужи» рассказали о красоте византийского
богослужения в храме Святой Софии: «Не знали – на небе или на земле были
мы, ибо нет на земле красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом.
Знаем только, что Бог пребывает с людьми, и служба их лучше, чем во всех
странах.»
Слайд №7
В  988 году князь Владимир крестился  в Херсонесе, приняв  имя Василий.
Слайд №8
После этого последовало крещение киевлян на реке Днепр. Владимир 
обратился к своим подданным со словами: «Если кто не придёт завтра на
реку – богат ли, или убог, или нищий, или раб – да будет противник мне.»
Слайд №9
«Услышав это, — говорит летописец, — с радостью пошли люди, ликуя и
говоря: “Если бы не добро это было , то не приняли бы наш князь и бояре”».
Слайд № 10
Принятие христианства совершенно изменило князя Владимира. Он стал строить церкви по всей стране и творить дела милосердия.
Слайд №11
Князь Владимир  расширял и укреплял Русскую землю. Он ставил и заселял города-крепости, совершал военные походы в другие земли и подчинял их власти киевского князя.
Слайд №12
Князь Владимир вскоре снискал всенародную любовь и  получил в народе ласковое прозвание « Владимир — Красное Солнышко », которое сохранялось за ним в народных песнях и былинах.
Слайд №13
Владимир скончался от болезни в загородной резиденции Берестове под Киевом 15 июля 1015 года.
Слайд №14
Святой равноапостольный великий князь Владимир
Слайд №15
В 1888 году в Киеве неподалеку от места Крещения Руси был установлен памятник князю Владимиру.
Слайд №16
В Херсонесе, на месте предполагаемого крещения князя  Владимира, построен собор в его честь.
Слайд №17
 Статуя князя Владимира  в нише у входа в Казанский собор в Санкт-Петербурге.
Слайд №18
В Санкт-Петербурге на Петроградской стороне возвышается Князь-Владимирский собор.

 
  1. Обсуждение презентации
  2.  
- Что нового узнали о князе Владимире?
  •  
  •  
 
  1. Закрепление и обобщение нового материала
Отгадывание кроссворда:
  • Веру какой страны переняли наши предки?
  • Как ласково называли князя Владимира в народе Владимир - Красно …?
  • Как называется собор нашего города,  где можно увидеть статую князя Владимира?
  • В какой реке состоялось Крещение Руси?
  • В  честь какой святой был храм, богослужение в котором больше всего понравилось нашим послам?
  • Какое новое качество характера приобрёл князь Владимир после принятия Христианства?
  • В каком городе произошло Крещение Руси?
  • Как назывался город, где крестился сам князь Владимир?
    Кроссворд чертится учителем на доске. Когда будут вписаны все ответы, то по вертикали получится слово «Владимир»
Приложение №1
  1. Домашнее задание:
        Учитель:
        - При князе Владимире впервые начали чеканить монеты золотые и серебряные.
     Только на монетах сохранились прижизненные символические изображения князя Владимира, человека с небольшой бородой и длинными усами. По монетам известен и княжеский знак Владимира. Посмотрите на прорись «Сребреника» князя Владимира.     Что напоминает вам княжеский знак?
       Дети:
- Герб Украины.
       Учитель:
- Совершенно верно, в двадцатом веке  знак князя Владимира стал гербом Украины.
- Каким цветом надо раскрасить эту прорись, если это был «сребреник»?
        Дети:
- Серебряным.
        Учитель:
- Это будет ваше домашнее задание – закрасить прорись и приклеить в тетрадь.
Приложение №2
               Если позволяет время, то учитель может показать  учебный фильм «Князь Владимир и Крещение Руси».
 
Пояснения
  1. Наглядность в виде рисунков выбрана в чёрно-белом варианте специально, чтобы эти пособия могли распечатать и те, у кого нет цветного принтера.
  2. Деление на группы можно осуществить в ходе показа слайдов презентации на слайде №4  (в варианте №1).
3. Раскрасить сребреник можно прямо на уроке, купив предварительно в художественном магазине серебряную краску.
 
  Использованные ресурсы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%EB%E0%E4%E8%EC%E8%F0_%D1%E2%FF%F2%EE%F1%EB%E0%E2%E8%F7
http://www.pravmir.ru/svyatoj-knyaz-vladimir-zhitie-ikony-molitvy/
http://www.youtube.com/watch?v=3diNGti0kpY  - фильм

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»