Развитие образовательной среды,
способствующей формированию УУД на лабораторных занятиях окружающего мира и технологии
Урюпина Валентина Александровна,
учитель начальных классов ГБОУ лицей № 384
Кировского района Санкт-Петербурга
Федеральный стандарт переориентирует современную педагогику, начиная с начальной школы, с ЗУНовской парадигмы, на деятельностную, формирующую универсальные учебные действия. Что это означает? Что должно и может измениться в современной школе?
Прежде всего, меняются приоритеты. Конкретное знание, усвоенное на предметных занятиях, имеет сегодня меньший приоритет, чем умение самостоятельно получить информацию, освоить новое знание или, если потребуется, самому обнаружить тенденцию, открыть закономерность. Знание алгоритма решения конкретного типа задач менее важно, чем опыт и даже навык собственного подхода, алгоритма, способа решения задачи. Учащийся накапливает собственный опыт конструктивных действий в процессе учения, начинает понимать свои сильные и слабые стороны в тех или других видах деятельности, приобретает способность к рефлексии и самоанализу, как и к анализу действий окружающих. Существенными становятся навыки преодоления трудности в решении проблемы, умение работать вместе с другими, слушать и слышать чужую позицию и аргументировано высказывать свою. Это далеко не полный список того, чем должен овладеть учащийся в школе начиная с 1-го класса.
Овладение универсальными учебными действиями должно происходить на определенном содержательном материале, в рамках той или другой предметной области. Все эти стороны формирования УУД возникают и на уроках окружающего мира. Природа и общество-мир, в котором живет маленький человек, исключительно интересны для его активного освоения и исследования. Природная любознательность, его любопытство сохраняются к тому моменту, когда он приходит в школу. Очень важна задача сохранения и развития этого любопытства, интереса, желания узнать и разобраться в том, как устроены вещи, какие идут процессы, почему происходят изменения в природе и в обществе, как устроен я сам и другие люди вокруг меня.
Разумеется, у ребенка уже есть богатый опыт и разнообразные представления об окружающем мире к началу обучения в школе, но многие представления нуждаются в уточнении, расширении, корректировке. Не все наблюдения подвергались анализу и вербальным описаниям. Вот тут-то школа и может предложить ребенку замечательные инструменты, которые помогут ему оценивать, уточнять, определять зависимости, анализировать все то, что до этого он просто наблюдал, воспринимая на веру взрослые оценки и определения.
Прекрасными помощниками являются комплекты лабораторного оборудования «Спектр» для начальной школы по окружающему миру и технологии.
- Природа звука.
- Плавание и погружение.
- Воздух и атмосферное давление.
- Равновесие и устойчивость (мосты).
Кроме оборудования прилагается «Руководство для учителя» и листки для детей. Показать.
Что происходит с водой, если в нее что-нибудь погрузить? Вытеснение воды.
Дети должны выстроить представление о вытеснении воды и отвергнуть распространенное представление, что вытеснение связано с весом предмета.
Для этого проводятся эксперименты на станциях.
С помощью этих экспериментов могут быть получены новые сведения:
1. Чем больше предмет, тем больше воды он вытесняет.
2. Предметы занимают в воде определенное место и поэтому они вытесняют воду.
3. Предмет может вытеснить столько воды, сколько сам занимает места по объему.
Важные принципы:
- Постановка задач (сначала предположить, затем проверить).
- Проводить эксперименты, чтобы проверить предположения.
- Подчеркивание важных высказываний учащихся в отношении цели занятия (вытеснение зависит от объема).
- Стратегия конфликта: принятие и опровержение неправильных представлений.
На примере мостов младшие школьники должны разобраться в принципах воздействия и действия этих технических сооружений, учиться самостоятельно искать решение технических проблем, воспроизводить исторические изображения, изучать их дальнейшее развитие и усовершенствование, анализировать технические средства и сооружения на предмет их прочности.
Задачей занятий – изучить, что делает прочными различные виды мостов,
-какие технические принципы лежат в их основе,
-как эти принципы используются в других постройках.
ЧЕМУ ОБУЧАЮТСЯ ДЕТИ НА ЗАНЯТИЯХ?
Обучение происходит в ходе решения проблем. При этом они имеют возможность освоить целый ряд умений, таких как анализ заданных условий, оценка имеющихся в их распоряжении средств, преодоление трудностей в процессе поиска решений, а также взаимопомощь. Большое значение имеет и то, что процесс самостоятельного поиска решений повышает уверенность в собственных силах.
Лабораторные занятия на уроках технологии и окружающего мира создают благоприятные условия для формирования важнейших составляющих учебной деятельности-планирования, преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться результата.
Выполнение заданий позволяет систематически практиковать работу в парах, группах и микрогруппах, стимулируя выработку умения совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь и взаимный контроль.
Хотелось, чтобы в школах появились учебники нового типа и разработки учебно-методических пособий для учителей, которые реализовывали бы технологию формирования универсальных учебных действий в данной учебной дисциплине.