Пр Сергий –покровитель, заступник и охранитель государства и церкви
Захарова Ирина Анатольевна
Есть имена, которые не забыты, хотя люди ,их носившие ,жили давно. Это потому, что дело, сделанное таким человеком, было так велико , так далеко выходило за пределы своего века, своим благотворным действием так глубоко захватило жизнь дальнейших поколений, что этот человек постепенно становился идеалом лица,. Такие люди становятся для грядущих поколений вечными их спутниками, даже путеводителямиВлияние преподобного Сергия
1.УМИРОТВОРИТЕЛЬ КНЯЗЕЙ
Сергий, уже престарелый, устроил вечный мир между непримиримыми до того врагами: Димитрием московским и Олегом рязанским
2 .МОЛИТВЕННИК-ПОЛИТИК
Князья ездили к нему за советом
3 .БЛАГОТВОРИТЕЛЬ ,СУДИЯ И МИРОТВОРЕЦ
Обиженный прибегнул к Сергию. Сергий призвал к себе обидчика и сказал ему так: "Чадо мое, веришь ли ты, что есть Бог? Знай же, что он отец сиротам и вдовицам, судья праведным и грешным; те, кто грабят других и недовольны дарованным от благости Божией, беспрестанно желают чужого, те сами обнищают, и дома их опустеют, и забудется сила их, и в будущей жизни ждет их бесконечное мучение. Отдай же тому сироте то, что ему следует, и вперед так не поступай". Виновный послушался
4..ОПРЕДЕЛИЛ ПЕРЕДАВАТЬ КНЯЖЕСТВО ОТ ОТЦА К СТАРШЕМУ СЫНУ
5. УСТРОИТЕЛЬ МНОГИХ МОНАСТЫРЕЙ
Вокруг монастырей - поселения, потому:
освоение новых территорий Кроме Троицкой обители, Сергий еще при своей жизни был основателем нескольких монастырей. Однажды у него произошла размолвка со старшим братом Стефаном во время вечернего богослужения. Стефан, стоя на левом клиросе, спросил канонарха: "Кто тебе дал эту книгу?" - "Игумен", - отвечал канонарх. "Кто здесь игумен, - сказал Стефан, - не я ли первый сел на этом месте?" Сергий услыхал эти слова и, окончивши вечерню, не зашел в келью, а направил путь в Махрищенский монастырь к своему другу киевлянину Стефану, основателю Махрищенского монастыря; посоветовавшись с ним, Сергий вознамерился поселиться на пустынном берегу реки Киржачи и основать там новый монастырь.
- имел много учеников
Известно «Чудо о птицах». Сергий, ты молишься о своих духовных детях. Господь принял твою молитву. Посмотри кругом. Так умножится число учеников твоих, и после тебя они не оскудеют (Явление Божией Матери)
. 6. Первый способствовал развитию грамотности среди иноков и на Руси.
Ччтение книг в монастыре приравнивалось к труду физическому и молитве
7. ПЕЧАЛЬНИК ЗЕМЛИ РУССКОЙ:
- поднял дух русского народа во время монголо-татарского нашествия
народ, привыкший дрожать при одном имени татарина, собрался наконец с духом
-оживить и привести в движение дух русского народа, поднять его выше — такое проявление духовного влияния всегда признавалось чудесным; потому что его источник — вера.
- благословил на битву Дмитрия Донского
. Самую громкую славу приобрело отношение пр Сергия к Куликовской битве.Князь Димитрий, собираясь идти на Мамая, ездил к нему за благословением. Сергий предрек ему победу и возбуждал как великого князя, так и весь русский народ на священную брань за свободу Руси. Святой игумен благословил идти на брань двух иноков своей обители: Александра Пересвета, бывшего боярина, и Ослябя; и оба они пали в битве Когда предсказание сбылось, и русские победили, святость Сергия возвысилась еще более.
8. ЧУДОТВОРЕЦ
Воскрешение мертвого отрока (Никому не передавайте)
Отец-боярин Кирилл ,знатного рода ,ездил с князьями в Орду,матушка - Мария, Стефан и Петр – братья.Узнав о стремлении сына к монашеской жизни, родители просили повременить с уходом из дома.
"Потерпи немного, - говорили родители Варфоломею, - мы стары, бедны и немощны, братья твои более заботятся о своих женах, нежели о нас. Послужи нам, проводи нас в гроб, а там делай, что хочешь". Вскоре они, чувствуя приближение кончины, постриглись в монахии . Старший брат Стефан лишился жены и пошел в монастырь. Варфоломей уступил женатому брату Петру свою часгь наследства, покинул отцовский дом и отправился по окрестностям искать места для пустынного житья. Он сначала уговорил идти с собою брата своего Стефана, вместе с ним, построил деревянную келью и церковь в лесу, на том месте, где теперь стоит богатый Троицкий собор.
Варфоломей принял пострижение под именем Сергия, так как в день, когда совершилось это пострижение, праздновалась память мучеников: Сергия и Вакха. Ему было тогда двадцать три года. Брат не выдержал трудностей, ушел. Сергий остался один в лесу, пробыл там более года, подвергаясь чрезвычайным лишениям, опасностям.Вскоре начали приходить к нему монахи один за другим и строили около него келиии
в местечке Маковец, между Радонежем(жил) и Хотьково (похоронены родители).
Сергий, после долгих отказов, был рукоположен в священники и назначен игуменом от переяславского епископа Афанасия. Так положено было начало Троицко-Cepгиевского монастыря.
Сначала новооснованный монастырь был крайне беден, в нем было всего двенадцать братий, Сам Сергий показывал собой пример трудолюбия: пек хлеб, шил обувь, носил воду, рубил дрова, во всем служил братии, ни на минуту не предавался праздности, а питался хлебом и водой. Возник около монастыря посад, а за ним заводились села и починки; люди вырубали леса и обращали дикую землю в обработанную. Эти новопоселенцы в своих взаимных делах обращались к Сергию, как к судье и миротворцу
Стремление покидать мир усиливалось не оттого, что в миру скоплялись бедствия, а по мере того, как в нем возвышались нравственные силы. Это значит, что русское монашество было отречением от мира во имя идеалов, ему непосильных, а не отрицанием мира во имя начал, ему враждебных.
Монастырь служил для переселенца-хлебопашца и хозяйственным руководителем, и ссудной кассой, и приходской церковью, и, наконец, приютом под старость. Вокруг монастырей оседало бродячее население
Молись и трудись, нестяжание, послушание – таковы были главные правила жизни преп одобного Сергия.