Развитие мелкой моторики. Графический диктант. Рисунки в клеточку
Адулас Наталья Викторовна,
учитель начальных классов
ГБОУ средняя школа №10 Санкт-Петербурга
Всем известно, что, чем лучше будет ребёнок подготовлен к школе, тем легче будет проходить период адаптации. Многие родители, желая помочь своему малышу, стараются записать его на разные занятия, учат читать, складывать, вычитать и даже писать.
Приходит ребёнок в школу. Он и читает, и называет результаты действий, и буквы может написать, но…ответы односложные, выразить свою мысль затруднительно, буквы – кривые, в тетрадке “потерялся”. И вот тут все вспоминают о развитии мелкой моторике – одному из важнейших моментов в подготовке ребёнка к школе.
Графические диктанты (рисование по клеточкам) – это сочетание игры и развития произвольного внимания, пространственного воображения, координации движения, усидчивости, умения ориентироваться в тетради. Эти занятия любимы и дошкольниками, и в начальной школе, но всегда хочется что-то изменить и разнообразить.
Предлагаю «Рисунки в клеточку»
Помимо навыков, которые формируются при выполнении графических диктантов, рисунки в клеточку позволяют отрабатывать многие математические понятия, а главное, дают возможность использовать, наверное, одну из самых ярких сторон детства – цвет.
Занятие начинается с «основной линии» - это прямая горизонтальная или вертикальная линия. На первых занятиях я черчу её сама, при подготовке к занятиям, а потом ребята справляются сами.
Рисунок можно начинать или снизу, тогда каждая рабочая строка – «ступенька», и мы поднимаемся, или сверху, тогда мы спускаемся. Ребята закрашивают количество клеток определённым цветом относительно основной линии по инструкции учителя.
«Грибок»
1 ступенька: 3 зелёных справа от основной линии (далее о.л.), 2 зелёных слева от о.л.;
2 ступенька: 2 простым карандашом справа от о.л.; 1 тем же цветом слева от о.л.;
3 ступенька: 3 простым карандашом справа от о.л.; 2 тем же цветом слева от о.л.;
4 ступенька: 2 простым карандашом справа от о.л.; 1 тем же цветом слева от о.л.;
5 ступенька: 4 коричневых справа от о.л.; 3 коричневых слева от о.л.;
6 ступенька: 4 коричневых справа от о.л.; 2 коричневых слева от о.л.;
7 ступенька: 3 коричневых справа от о.л.; 1 коричневая слева от о.л.
После окончания и фронтальной (по образцу) проверки, можно дать задание: «Дорисуйте листик или то, чего, по вашему мнению, не хватает на картинке».
«Цыплёнок в лодочке»
1 ступенька: 3 синих слева от о.л., 3 справа от о.л.;
2 ступенька: 4 синих слева от о.л., 4 справа от о.л.;
3 ступенька: 1жёлтая слева от о.л., 2 справа от о.л.;
4 ступенька: 2 жёлтых слева от о.л., 3 справа от о.л.;
5 ступенька: 2 жёлтых слева от о.л., 3 справа от о.л.;
6 ступенька: 1 жёлтая слева от о.л., 3 справа от о.л.;
7 ступенька: жёлтых 0 слева от о.л., справа 1 от о.л.;
8ступенька: 1жёлтая слева от о.л., 3 справа от о.л.;
9ступенька: 1жёлтая слева от о.л., 3 справа от о.л.;
10 ступенька: жёлтых 0 слева от о.л., справа 3 от о.л.
Задание: дорисуйте герою клювик, глазик и крылышко (можно по образцу).
Такие рисунки можно использовать и при устных вычислениях в пределах 20, и как ответы при решении простых задач, отработке понятий «больше на...», «меньше на…», «столько же» и др.; при симметричных рисунках, задать только правую (левую) часть, а другую доделать по образцу; на доске начертить о.л., а справа и слева от неё – выражения, значения ответов которых соответствует количеству закрашиваемых клеток. Идеи для рисунков часто появляются после изучения текстов по литературному чтению.
«Парусник»
1 ступенька: справа от о.л. синих клеток столько, каково значение суммы 4 и 2, слева столько же;
2ступенька: справа от о.л. зелёных клеток столько, каково значение разности 12 и 8, слева столько же;
3 ступенька: справа от о.л. количество зелёных клеток равно числу предыдущему 6,слева равно числу следующему за числом 4;
4 ступенька: справа от о.л. коричневых клеток равно значению разности 7 и 7; слева на 1 больше, чем справа;
5 ступенька: справа и слева от о.л. количество синих клеток соответствует магическому числу в русских народных сказках;
6 ступенька: справа от о.л. количество синих клеток соответствует числу, стоящему между 2 и 4, слева – значение выражения 5 без 3;
7 ступенька: справа от о.л.синих клеток 3, слева на 2 меньше;
8 ступенька: справа от о.л. синих клеток самое маленькое чётное число, слева столько, сколько десятков образуют 10 единиц;
9 ступенька: справа от о.л. синих клеток 1, слева - следующее за ним число;
10 ступенька: справа от о.л. 0, слева коричневым карандашом 1 клетка.
Задания можно выполнять как аккуратно закрашивая всю клеточку, так и отмечая её двумя перекрещенными линиями, словно вышивание крестиком.