Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие мелкой моторики. Графический диктант. Рисунки в клеточку

Адулас Наталья Викторовна,
учитель начальных классов
ГБОУ средняя школа №10 Санкт-Петербурга

Всем известно, что, чем  лучше будет ребёнок подготовлен к школе, тем легче будет проходить период адаптации. Многие родители, желая помочь своему малышу, стараются записать его на разные занятия, учат читать, складывать, вычитать и даже писать.

Приходит ребёнок в школу. Он и читает, и называет результаты действий, и буквы может написать, но…ответы односложные, выразить свою мысль затруднительно, буквы – кривые, в тетрадке  “потерялся”.  И вот тут все вспоминают о развитии мелкой моторике – одному из важнейших моментов в подготовке ребёнка к школе. 

Графические диктанты (рисование по клеточкам) – это сочетание игры и развития произвольного внимания, пространственного воображения, координации движения, усидчивости,  умения ориентироваться в тетради. Эти занятия любимы и дошкольниками, и в начальной школе, но всегда хочется что-то изменить и разнообразить.

Предлагаю «Рисунки в клеточку»

Помимо навыков, которые формируются при выполнении графических диктантов, рисунки в клеточку позволяют отрабатывать многие математические понятия, а главное, дают возможность использовать, наверное, одну из самых ярких сторон детства – цвет.

Занятие начинается с «основной линии» - это прямая горизонтальная или вертикальная линия. На первых занятиях я черчу её сама, при подготовке к занятиям, а потом ребята справляются сами.

Рисунок можно начинать или снизу, тогда каждая рабочая строка – «ступенька», и мы поднимаемся, или сверху, тогда мы спускаемся. Ребята закрашивают количество клеток определённым цветом относительно основной линии по инструкции учителя.

«Грибок»

1                       ступенька: 3 зелёных справа от основной линии (далее о.л.), 2 зелёных слева от о.л.;

2                       ступенька: 2 простым карандашом справа от о.л.; 1 тем же цветом слева от о.л.;

3                       ступенька: 3 простым карандашом справа от о.л.; 2 тем же цветом слева от о.л.;

4                       ступенька: 2 простым карандашом справа от о.л.; 1 тем же цветом слева от о.л.;

5                       ступенька: 4 коричневых справа от о.л.; 3 коричневых слева от о.л.;

6                       ступенька: 4 коричневых справа от о.л.; 2 коричневых слева от о.л.;

7                       ступенька: 3 коричневых справа от о.л.; 1 коричневая слева от о.л.

После окончания и фронтальной (по образцу) проверки, можно дать задание: «Дорисуйте листик или то, чего, по вашему мнению, не хватает на картинке».

 

«Цыплёнок в лодочке»

 

1 ступенька: 3 синих слева от о.л., 3 справа от о.л.;

2 ступенька: 4 синих слева от о.л., 4 справа от о.л.;

3 ступенька: 1жёлтая слева от о.л., 2 справа от о.л.;

4 ступенька: 2 жёлтых слева от о.л., 3 справа от о.л.;

5 ступенька: 2 жёлтых слева от о.л., 3 справа от о.л.;

6 ступенька: 1 жёлтая слева от о.л., 3 справа от о.л.;

7 ступенька: жёлтых 0 слева от о.л., справа 1 от о.л.;

8ступенька: 1жёлтая слева от о.л., 3 справа от о.л.;

9ступенька: 1жёлтая слева от о.л., 3 справа от о.л.;

10               ступенька: жёлтых 0 слева от о.л., справа 3 от о.л.

Задание: дорисуйте герою клювик, глазик и крылышко (можно по образцу).

 

Такие рисунки можно использовать и при устных вычислениях в пределах 20, и как ответы при решении простых задач, отработке понятий «больше на...», «меньше на…», «столько же» и др.; при симметричных рисунках, задать только правую (левую) часть, а другую доделать по образцу; на доске начертить о.л., а справа и слева от неё – выражения, значения ответов которых соответствует количеству закрашиваемых клеток. Идеи для рисунков часто появляются после изучения текстов по литературному чтению.

 

«Парусник»

1 ступенька: справа от о.л. синих клеток столько, каково значение суммы 4 и 2, слева столько же;

2ступенька: справа от о.л. зелёных клеток столько, каково значение разности 12 и 8, слева столько же;

3 ступенька: справа от о.л. количество зелёных клеток равно числу предыдущему 6,слева равно числу следующему за числом 4;

4 ступенька: справа от о.л. коричневых клеток равно значению разности 7 и 7; слева на 1 больше, чем справа;

5 ступенька: справа и слева от о.л. количество синих клеток соответствует магическому числу в русских народных сказках;

6 ступенька: справа от о.л. количество синих клеток соответствует числу, стоящему между 2 и 4, слева – значение выражения 5 без 3;

7 ступенька: справа от о.л.синих клеток 3, слева на 2 меньше;

8 ступенька: справа от о.л. синих клеток самое маленькое чётное число, слева столько, сколько десятков образуют 10 единиц;

9 ступенька: справа от о.л. синих клеток 1, слева - следующее за ним число;

10 ступенька: справа от о.л. 0, слева коричневым карандашом 1 клетка.

 

Задания можно выполнять как аккуратно закрашивая всю клеточку, так и отмечая её двумя перекрещенными линиями, словно вышивание крестиком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»