Методическая разработка урока по внеурочной деятельности
в третьем классе по программе «Моя первая экология»
в третьем классе по программе «Моя первая экология»
Будущее города – город будущего
Ефимова Галина Михайловна
Данный урок разработан в рамках программы В.А. Самковой «Моя первая экология», которая опубликована в сборнике программ внеурочной деятельности. Новая школа 21 века, под редакцией Н.Ф. Виноградовой, Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2011 год.
Цель урока: показать учащимся, что будущее нельзя предсказать, но его можно спрогнозировать.
Основные понятия: будущее, футурология, сценарии развития будущего.
Основные задачи урока:
Обучающие
- получение представления об основных требованиях экологической безопасности городской среды
- определение экологических параметров современного города
- получение знаний в области экологических требований к постройке современных городов и городов будущего
- создание условий для поиска и отбора необходимой к уроку информации.
- содействие развитию социальной и коммуникативной компетентности, аналитического мышления, активности, рефлексивных способностей обучающегося;
- развитие умения отстаивать и аргументировать свою позицию.
- создание условий для исследовательской и проектной деятельности.
- создание условия для развития творческих и художественных способностей учащихся, фантазии
- создание условий для выражения обучающимися собственного мнения, продуктивной индивидуальной и групповой работы.
- создание условий для оценки качества и результата своей работы и работы группы в целом.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
1.Организационный этап урока | ||
Подготовка учеников к восприятию материала. Руки? На месте! Ноги? На месте! Локти? У края! Спина? Прямая! Девиз нашего урока: «Мало знать-надо уметь применять» Формулировка темы урока |
Ученики готовятся к занятию, концентрируют внимание. | |
2. Мотивационный этап | ||
Учитель демонстрирует фрагмент мультфильма «Незнайка в Солнечном городе». Этот мультфильм ребята должны были целиком посмотреть дома. Далее следует фронтальная работа по вопросам: Что это за мультфильм? Кто автор произведения по которому снят этот мультик? В какой город попал Незнайка, существует ли он на самом деле? Этот город вымышленный, его придумал детский писатель Николай Носов. Этот город был представлен писателем как город-будущего. Однако, многое из того, что тогда придумал писатель сбылось уже сейчас. Давайте сыграем в игру «Отгадай» На доске карточки с фотографиями современных гаджетов, приспособлений и программ. Учитель зачитывает характеристики этих предметов или явлений, а учащиеся должны отгадать. 1.По Солнечному городу можно было передвигаться на велосипедах (современные велопарковки, которые теперь есть во многих городах мира) 2.Не заблудиться Незнайке помогали специальные аудиоподсказки (современные аудиогиды и навигаторы) 3.Помимо навигаторов в Солнечном городе была и видеосвязь (прототип Скайпа) 4.Приобщение жителей города к произведениям культуры. (Как и в Солнечном городе, общественный транспорт украшен различными видами городов) 5.Вращающиеся вслед за Солнцем дома (Такой дом был построен в Фрайнбурге и существует до наших дней, круглые дома теперь строят во многих городах мира) |
Принимают участие в игре |
|
3. Основной (содержательный этап) | ||
Николай носов и другие писатели предсказали многое из того, что сейчас есть в нашей жизни. Вспомните, какие авторы были близки к современным открытиям. Мы побывали в Солнечном городе вместе с Незнайкой, а теперь и нам предстоит построить свой город будущего. Давайте оценим наши возможности, что нам нужно знать для того, чтобы наш город отвечал потребностям человека-будущего, и что такое будущее, когда оно наступит…. Поможет ответить на эти вопросы наш друг Всезнайка….. Далее необходимо рассказать ребятам о том, что такое футурология, какими должны быть города будущего. Необходимо обсудить, что город будущего должен быть экологически безопасен. Города будущего – экологически чистые города мира. Об этом говорят проекты, где город будущего – экологически чистый, энергетически независимый, высокотехнологичный город, расположенный на земле или в океане. Можно вспомнить альтернативные источники энергии, с которыми знакомились ранее. Демонстрируется презентация. Далее учащиеся делятся на группы. Каждая группа получает задание Вам необходимо спроектировать город, в котором люди будут жить через пятьдесят лет. В вашем городе должны действовать следующие правила: воздух и вода должны быть пригодны для жизни человека, нельзя выбрасывать в атмосферу, воду и почву вещества, которые их портят, город должен быть снабжен электричеством и должен существовать независимо от других городов. Результат работы группы: рисунок города-будущего. Выступление от группы, в котором содержится рассказ о городе. В заключении урока мы получаем несколько вариантов городов-будущего. |
Ребята перечисляют, что, по их мнению, необходимо, чтобы построить город будущего. Называют альтернативные источники энергии. Учащиеся делятся на группы, получают задания, распределяют работу внутри группы, выполняют задания |
|
4.Рефлексия | ||
Учитель предлагает ребята оценить свое эмоциональное состояние на уроке. Это возможно сделать любым из известных способов. Мы заполняем в течение года горохом три небольшие бутылочки с надписями «я остался доволен тем, что сделал», «буду стараться еще лучше», «мне не все удалось и я расстроился» | Принимают участие в рефлексии. | |
Конец формы