Методическое пособие
Загадки на клеточках
Ефремова Елена Михайловна,
педагог психолог высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Актуальность.
Одним из основных компонентов успешной адаптации детей в школе является волевая готовность. Это не только умение детей слушаться и выполнять определенные школьные правила, а прежде всего, умение понять и принять задание учителя, подчинить ему непосредственные свои желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог услышать и понять инструкцию, которую он получает от взрослого, выполнить задание согласно инструкции, получить результат и проанализировать его.
Методическое пособие «Загадки на клеточках» способствует развитию волевой готовности ребенка.
Цель.
Развитие у детей волевой готовности к обучению в школе.
Задачи.
1. Научить детей сосредотачиваться на инструкции, которую они получают от взрослого.
2. Развивать умение подчинять свои действия правилу.
3. Учить внимательно рассматривать элементы картинки и последовательно выполнять указания взрослого.
4. Развивать зрительно-моторную координацию, т.е. согласовывать действия глаз и руки.
5. Учить добиваться точности при выполнении задания.
6. Учить анализировать полученный результат.
Адресат.
Пособие предназначено:
· детям подготовительной к школе группы,
· младшим школьникам,
· детям, имеющим проблемы с вниманием и с умением работать по правилам.
Условия проведения.
Индивидуально и в подгруппе по 5-7 человек.
Материалы:
· фломастеры, маркеры на водной основе,
· ламинированные карточки.
Критерии оценки.
Оценка волевой готовности определяется способностью к произвольной регуляции познавательной деятельности, т.е. самостоятельное и активное выполнение всех заданий познавательной направленности.
Методы оценки.
1. Наблюдение за работой ребенка на занятии.
2. Методика Л.И. Цеханской «Учебная деятельность».
ИНСТРУКЦИЯ.
Предварительная работа.
· Вспомнить с детьми, какая рука у них правая, какая левая.
· Показать детям стороны квадрата – верхнюю, нижнюю, правую, левую.
Инструкция детям.
В каждом квадрате ты видишь нарисованные линии. Если перенести эти линии в свободный квадрат, то узнаешь ответ на загадку.
Как переносить линии?
1 вариант:
· Найди начальную точку линии.
· Определи, на каком расстоянии эта точка находится от ближайших сторон квадрата (например: начальная точка находится на расстоянии двух клеток от правой стороны и двух клеток от верхней стороны) и перенеси эту точку в пустой квадрат.
· Определи направление линии от начальной точки (сверху вниз или справа налево и т.д.).
· Определи длину линии (количество клеток) и перенеси эту линию в пустой квадрат.
2 вариант:
· Найди начальную и конечную точки.
· Перенеси эти точки в пустой квадрат.
· Соедини точки.