Использование метода проектов во внеурочной деятельности как средства оптимизации положения младшего школьника в коллективе сверстников
Подгорная Анастасия Владимировна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №282
Кировского района Санкт-Петербурга
Принципиальным отличием Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения является их ориентация на результат образования. Особую роль в свете ФГОС приобретает внеурочная деятельность в начальной школе. Одним из её основных направлений может являться проектная деятельность младших школьников. Проектная деятельность - это активная творческая деятельность учащихся, имеющая конкретную цель, определенную структуру, направленная на получения заранее прогнозируемого продукта. В начальной школе она реализуется под руководством педагога. Проектная деятельность интегративна – она соединяет в себе игровую, познавательную, творческую, созидательную деятельность. Это делает её ещё более привлекательной для педагогической практики. Включая детей в проектную деятельность, педагоги решают ещё одну важную задачу, поставленную новым ФГОС – формирование универсальных учебных действий (УУД), в частности, личностных универсальных УД.
Метод проектов был отражен в педагогических идеях прогрессивных педагогов России начала прошлого века - П. Ф. Каптерева, П. П. Блонского, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, В. Н. Шульгина, Н. К. Крупской, М. В. Крупениной, Е. Г. Кагарова. Затем, во второй половине 30-х годов, наряду с педагогическими идеями М. Монтессори, был запрещен. В настоящее время метод проектов всё активнее используется в практике. С раннего возраста педагоги должны прививать детям чувство любви к Родине, уважению к родителям, старшим, сверстникам. Общение с детьми – необходимое условие полноценного развития ребенка. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений. Именно в обществе сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания, лежащие в основе формирования таких личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи и дружеской поддержки, умение разделить радость, а также качества, обеспечивающие способность к самосознанию. В группе сверстников ребенок учится той или иной форме поведения, «ориентируясь на требования группы в виде «ролевых ожиданий», то есть, упражняясь в выполнении определенных социальных ролей, заданных системой межличностного взаимодействия в конкретной группе.
Проблема взаимоотношений ребенка со сверстниками привлекала внимание многих отечественных психологов и педагогов. Можно выделить следующие основные направления, связанные с изучением детских отношений в младшем школьном возрасте:
- изучение межличностных отношений в рамках социально-психологических исследований, где основным предметом исследований были структура и возрастные изменения детского коллектива, изучение избирательных предпочтений детей (Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина) [1]; влияние практических контактов детей на становление детских отношений (А.В. Петровский) [2].
- изучение межличностных отношений Ленинградской психологической школой, где предметом исследований были восприятие, понимание и познание ребенком других людей (А.А. Бодалев) [2].
- изучение межличностных отношений в рамках концепции генезиса общения М.И. Лисиной, где отношения рассматривались как внутренняя психологическая основа общения и взаимодействия ребенка с окружающими [9].
- изучение частных видов межличностных отношений в рамках педагогических и социально-психологических исследований (гуманные, коллективные, дружеские отношения и т.д.).
Существует такое понятие, как статусная структура группы – это система предпочтений и отвержений, эмоциональных симпатий и антипатий между членами группы [3].
Таким образом, исследование межличностных отношений детей в отечественной психологии и педагогике имеет более чем полувековую историю.
В целом в теории и практике образования используется потенциал проектной внеурочной деятельности для развития личностных качеств учащихся и изменения статусного положения в системе межличностных отношений в группе учащихся младшего школьного возраста.
Проблема исследования заключается в том, что если преподаватель будет иметь всю необходимую информацию о проектной деятельности младших школьников, то он сможет чаще и эффективнее использовать метод проектирования во внеурочной воспитательной работе с целью изменения статусного положения учащихся.
Список литературы:
1.Герасимова О.В. Проектная деятельность в воспитательной работе/ О.В. Герасимова// Среднее профессиональное образование - 2011.-№8.- C.42-43.
2.Межличностное восприятие в группе /Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. - М.: 2010. – 261 с.
3. Рассказова А.Л. Социометрический метод исследования малой группы. Учебно-методическое пособие. – М.: МААН, 2009. – 22 с.