Содействие благоприятному течению адаптации
первоклассников к школьному обучению
посредством проектной деятельности
с использованием ИКТ
Использование ИКТ в проектной деятельности имеет особое значение. Благодаря применению данной технологии достигаются основные метапредметные результаты:
- знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером;
- обработка и поиск информации;
- создание, представление и передача сообщений;
- планирование, управление и организация деятельности.
Основополагающими принципами проектного метода обучения с применением ИКТ являются: научность, доступность, систематичность и последовательность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Основные формы учебно-воспитательного процесса, реализующие метод проектов с применением ИКТ: урок, внеурочная деятельность, исследовательская деятельность учащихся.
Проектная деятельность с использованием ИКТ помогает проявить себя всем детям. Как любая образовательная технология, она формирует активную учебно-познавательную деятельность учащихся в условиях увеличивающейся информатизации общества.
Обучение проектной и исследовательской деятельности в начальной школе происходит на уроках с выходом во внеурочную деятельность. Часто тема проекта рождается во время урока, а разрабатывается проект и выполняется во внеурочное время.
Благодаря использованию метода проектов:
- повышается вероятность творческого развития учащихся;
- естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной;
- развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности.
Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.
При организации проектной деятельности с использованием средств ИКТ в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
В сентябре 2014 года я взяла первый класс. Передо мной встали определенные проблемы, знакомые всем учителям начальной школы. Как сделать адаптацию первоклассника безболезненной. Как с самых первых дней заинтересовать ученика, сформировать положительное отношение к школе. Как объяснить, что учиться это не скучно, а интересно. Ответом на все эти вопросы стало создание городского сетевого учебного проекта для первоклассников "Путешествие школьного портфельчика". Цель проекта: содействие благоприятному течению социально - психологической адаптации первоклассников к школьному обучению.
Для проведения проекта был создан сайт https://sites.google.com/site/putesestviaskolnogoportfelcika/home
Наличие сайта проекта позволило в полной мере организовать эффективное взаимодействие участников проекта. Ведущим видом деятельности младшего школьника является игровая деятельность. Поэтому наш сетевой проект игра, в которой есть необычные персонажи. Проходя испытания, ребята научились работать в команде, слушать учителя и друг друга, уважать мнение других. Первоклассники узнали, как работать в сети Интернет, отправлять по электронной почте выполненные задания на сайт проекта.
В процессе работы над сетевым проектом команды учащихся – первоклассников под руководством учителей - кураторов команд выполняли разнообразные задания.
Первое испытание "Составление списка школьныхпринадлежностей". https://sites.google.com/site/putesestviaskolnogoportfelcika/home/pervyj-etap
Второе испытание "Пересечение границы". Отгадывание загадок на школьную тему.https://sites.google.com/site/putesestviaskolnogoportfelcika/home/vtoroj-etap
Третье испытание "Волшебный лес". Выполнение заданий по формированию правил поведения в школе.
https://sites.google.com/site/putesestviaskolnogoportfelcika/home/tretij-etap
Четвертое испытание "Поход через болото". Выполнение заданий, направленных на развитие образного мышления, формирование связной устной и письменной речи.https://sites.google.com/site/putesestviaskolnogoportfelcika/cetveertyj-etap
Пятое испытание "Дорога к замку". Выполнение заданий, направленных на формирование навыков счета в пределах 11, развитие логического мышления.
https://sites.google.com/site/putesestviaskolnogoportfelcika/home/pataa-ostanovka
После выполнения задания на каждом этапе команды должны были проанализировать свою работу, заполнив соответствующую анкету на сайте проекта. Взаимодействие между участниками проекта осуществлялось через сайт проекта. Отправка домашних заданий координатору проекта происходила по электронной почте. Координатор проекта взаимодействовал с экспертной группой проекта: распределял задания и продукты проектной деятельности команд между членами экспертной группы; пересылал членам экспертной группы материалы, предназначенные для оценивания;получал результаты оценки (в баллах) и публиковал их на сайте.
Продуктом сетевого проекта стало создание компакт - диска "Мой первоклассный портфель". Это портфель достижений (портфолио) команды, в котором представлен совместный продукт команд - участниц сетевого проекта. Такая форма фиксирования предметных, метапредметных и личностных результатов, индивидуальных достижений команд показала, что у первоклассников появилась тенденция к творческому сотрудничеству друг с другом и с учителем.
А самым главным продуктом проектастала адаптация первоклассников, повышение мотивации к обучению в школе.Проект «Путешествие школьного портфельчика» помог его участникам почувствовать себя в центре внимания, т. к. итоги командных работ были представлены на сайте широкой аудитории.