Работа по краеведению в начальной школе
Симакова Людмила Анатольевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №73 г.Кирова
В данной работе представлен примерный план проведения месячника по краеведению в 1 – 4 классах, с учётом специфики расположения школы, возможностей проведения экскурсий на предприятия посёлка, посещения музеев, библиотек и походов в природу, выбора мероприятий по классам, параллелям, интересам, и как приложение - олимпиада по краеведению "Люби и знай свой край" в 3 – 4 классах и игра по станциям «Край наш Вятский» для 2 – 4 классов. Цель всех мероприятий месячника проста- привитие любви и бережного отношения к родному краю, его природе, народам и их традициям.
Традиционно новый учебный год начинается с работы по краеведению. Воспитание бережного отношения к окружающему миру, изучение родной природы, знакомство с богатством края - людьми, их бытом, традициями определяет содержание этой работы. Простота и доступность форм проведения мероприятий делают краеведение интересным, увлекательным для младших школьников, что в свою очередь формирует активную жизненную позицию. В сентябре проводится :
План мероприятий месячника по краеведению:
- фотоконкурс "До свидания, лето!"
- конкурс "Самый зелёный класс"
- библиотечные часы: - Кикиморские сказки Н.Русиновой - 1 класс
- Книги Е.Чарушина -2 класс
- Книга Крупина "В Дымсковской слободе" - 3 класс
- Стихи о родном крае - 4 класс
- конкурсы рисунков: - герои Кикиморских сказок
- животные Е.Чарушина
- дымковская игрушка
- мой двор
- моя семья
- классные часы: - моя семья
- мы - юные экологи
- путешествие по карте России и области
- конкурс чтецов о красоте родного края
- презентации: - Красная книга Кировской области
- Нургушский заповедник
- Лянгасовский железнодорожный узел
- Их именами названы улицы нашего посёлка
- экскурсии: - дендропарк
- лесничесто
- пруды
- кедровник
- дубовая аллея
- походы в окрестности посёлка
- посещение музеев - школьного
- поселкового
- занятие в школьном музее
- трудовой десант в лесничестве
- конкурс плакатов с обращениями к жителям посёлка соблюдать чистоту во дворах, на улицах, возле прудов и в лесничестве
- викторина для 1 классов
- олимпиада для 3-4 классов
- игра-эстафета по станциям "Край наш Вятский"
- подготовка к выставкам "Чудо овощ"
"Последний букет Осени"
- конкурс сочинений и стихов собственного сочинения
о родной природе
- оформление альбомов со стихами о природе, приметами Осени, загадками.
Олимпиада по краеведению в 3-4 классах
«Люби и знай свой край»
Цели: 1. Систематизировать и обобщить знания по краеведению, полученные на уроках и во внеурочной деятельности.
2. Выявить лучших знатоков природы родного края.
3. Воспитывать любовь к окружающему миру, бережное отношение к традициям вятского народа.
1. Разминка:
Записать в столбик по шесть названий
1) Деревья нашего леса
2) Цветы нашего луга
3) Звери нашего леса
4) Растения наших полей
5) Карта Кировской области - поверхность
6) - полезные ископаемые
7) Они прославили Вятский край
8) Из чего: - дымковская игрушка
- кирпич
- матрёшка
- макаронные изделия
- лапти
- геркулес
1) 1. 2) 1. 3) 1. 4) 1.
2. 2. 2. 2.
3. 3. 3. 3.
4. 4. 4. 4.
5. 5. 5. 5.
6. 6. 6. 6.
5)1. 6) 1. 7) 1. 8) 1.
2. 2. 2. 2.
3. 3. 3. 3.
4. 4. 4. 4.
5. 5. 5. 5.
6. 6. 6. 6.
2. Допиши:
Кировская…
Вятские…
Нижнее-Ивкинская
Дымковская…
Нововятский…
Александровский…
Успенский…
3. Продолжи:
ель, сосна, кедр…
берёза, осина, черёмуха…
поповник, колокольчик, лютик…
рожь, овёс, просо…
морковь, свекла, капуста…
груздь, рыжик, волнушка…
лиса, волк, медведь…
корова, лошадь, коза…
окунь, карась, щука…
грач, скворец, ласточка…
воробей, ворона, сорока…
4. Соедини прямыми линиями:
А.Грин космонавт
О.Домнина хоккеист
В.Савиных писатель
А.Мальцев художник
Е.Чарушин полководец
В.и А.Васнецовы фигурист
И.Конев общественный деятель
5. Допиши:
Театр на …
… театр
Театральная…
… театр
… музей
Музей…
… музей
Музей…
6. Что означают эти вятские слова? Соедини линиями:
потка лопата
заступ птица
веньгать красиво
дековаться позавчера
надысь баловаться
баско капризничать
7. Как правильно называются грибы?
обабок-
красный гриб-
синявка-
бабье ухо-
поповский гриб-
8. Ты стал экологом. Что ты сделаешь в нашем посёлке, чтобы он стал «жемчужиной Вятского края?
Игра-эстафета по станциям «Край наш Вятский»
Цели: 1. Подвести итоги работы начальной школы по краеведению.
2.Развивать навыки командной работы.
3. Обогатить опыт новыми знаниями о природе родного края.
Участвуют 2-4 классы. Каждый класс делится на 2-3 команды. На каждом этапе 2-3 задания ( по числу команд )
Начало эстафеты –построение, выдача маршрутных листов.
Судьи –учителя, каждый на своём этапе, задание в конверте, по
числу команд.
Исходная позиция- каждый учитель идёт на свой этап со своим классом.
Итоги – на построении, грамоты подготовлены заранее.
1 этап - пазлы - карта России
-карта Кировской области
2 этап - собрать из полосок российский флаг
- объяснить значение каждого цвета
3 этап - на листке соединить дерево и лист, назвать деревья
- загадки о деревьях
4 этап - лекарственные травы - тестовое задание
- правила сбора лекарственных трав
5 этап - грибы - собрать в корзинку съедобные
- правила грибника
6 этап - по колоскам определи злаки
- что производят из каждого
7 этап - назвать птиц по картинкам
- разделить на 2 группы - перелётные и зимующие
8 этап - пазлы дымковских игрушек
- назвать народные промыслы Вятки
9 этап - иллюстрации картин Е.Чарушина и А.Васнецова
- их имена знает вся страна
10 этап - ты – эколог по картинкам найти экологические проблемы)
- "НЕЛЬЗЯ":.. ( ПО КАРТИНКАМ)