Методическая разработка урока внеклассного чтения
Самый знаменитый медведь на свете
Алексеева Анна Алексеевна
Цель: формировать мотивацию чтения.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с биографией и творчеством писателя.
2. Создать условия для воспитания интереса к творчеству А,А,Милна,
3. Развивать память, речь, наблюдательность, активность, самостоятельность, творческие способности, умение работать в коллективе.
В этом году – мы отмечаем 130 лет со дня рождения А.А. Милна. А многие дети не знают, кто это такой – проблема у3рока.
Чтобы что-то рассказать другим, нужно сначала самим изучить это.
Ромашка Задачи проекта:
- прочитать книги Милна
- узнать об авторе (где жил, когда, кем работал итд)
- узнать, как придумал книгу, про героев книги – история создания
- рассказать другим ребятам, что узнали интересного
- показать сценки из его сказки – это и будет продуктом проекта
- рассказать другим ребятам, показать сценки из его произведений.
1. Знаменитых людей на свете тысячи и тысячи. А вот много ли знаменитых медведей? И сколько среди них плюшевых, игрушечных? Один! Догадались, кто?..
А кто же придумал этого замечательного героя?
(Дети не знают про Милна, некоторые, кто читал книгу, сказали, что автор - Б.Заходер)
Задание №1
Узнать, кто автор. Узнать, как появился этот замечательный герой - Винни-Пух.
И узнать что – нибудь интересное про него.
По желанию – составить для ребят вопрос по биографии и творчеству Милна.
- Где мы можем узнать что-то полезное по нашей теме?
Отвечая на него, дети постепенно выстроили линию: «подумать», «спросить у другого человека», «получить информацию из книг», «обсудить в группе», «почитать в Интернете», сходить в библиотеку.
Вопросы были самые разные, от простых до трудных:
- В какой стране родился Милн?
-Для кого писал свои сказки Милн?
- В честь кого был назван медвежонок?
* Какой известный человек был учителем Милна в школе?
* Самым интересным фактом биографии было то, что Кристофер Робин Милн, когда вырос, поставил памятник в Лондонском зоопарке медведице Винни, которая и была прообразом Винни-Пуха.
Как подитог этапа посмотрели презентацию по биографии и творчеству Милна.
2 . Дети принесли книги Милна.
Во-первых, выяснилось, что он писал не только о Винни-Пухе.
Во-вторых, на обложке указано в переводе Б.Заходера.
- А для чего нужен переводчик?
Во-третьих, иллюстрации и соответственно герой в разных книгах выглядят по-разному.
Рассматривая книги, пришли к выводу, что у каждого свой Вини – Пух.
Возник вопрос – для чего нужна иллюстрация в книге?
Можно ли считать, что художник–иллюстратор вносит свой вклад в создание образа
героя?
Следующий этап – на уроке ИЗО рисовали портрет своего Винни.
Портреты Винни-Пуха использовались на уроке русского языка по теме «Имя прилагательное». Подбирали прилагательные, характеризующие героя сказки.
3. Сценки
Ребята выучили пыхтелки, ворчалки В-П, разыграли сценку «У Кролика» на уроке окр.мира по теме «Правила вежливости».
Игра «Рифмы»
Стихи, в конце строчки пропущено слово, нужно выбрать из списка слов.
Увы! Свирепый Ураган
Взревел - и повалил Каштан!
Друзья мои! В тот страшный час
Никто-никто бы нас не спас.
Никто бы нам бы не помог,
Когда б не Храбрый Пятачок!
- Смелей! - он громко произнес.
-Друзья, скорей найдите трос
(Допустим, толстенький шпагат,
А лучше- тоненький канат).
И знайте: пусть грозит Беда,
Для Смелых выход есть всегда!
Продуктом проекта можно считать устный журнал по биографии и творчеству А.Милна.
Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Приложение
Как и многие другие персонажи книги Милна, медвежонок Винни получил имя от одной из реальных игрушек Кристофера Робина, сына писателя. В свою очередь, плюшевый мишка Винни-Пух был назван по имени медведицы по кличке Виннипег (Винни), содержавшейся в 1920-х в Лондонском зоопарке.
1924 году Алан Милн впервые пришёл в зоопарк с четырёхлетним сыном Кристофером Робином, который по-настоящему сдружился с Винни. За три года до этого Милн купил в универмаге Harrods и подарил сыну на его первый день рождения плюшевого медведя. После знакомства хозяина с Винни этот медведь получил имя в её честь. (Реальными игрушками Кристофера Робина были также Пятачок, Иа-Иа без хвоста, Кенга, Ру и Тигра; Сову и Кролика Милн придумал сам, и на иллюстрациях Шепарда они выглядят не как игрушки, а как настоящие животные).
Именем Пух (Pooh) звали лебедя, который жил у знакомых Милнов (он фигурирует в сборнике «Когда мы были совсем маленькими»).
В сентябре 1981 61-летний Кристофер Робин Милн открыл памятник медведице Винни (в натуральную величину) в Лондонском зоопарке (скульптор Лорн Маккин).
-Одним из учителей Алана был Герберт Уэллс (да-да, тот самый), он преподавал в школе математику и естественные науки;
- Алан закончил закрытую школу для мальчиков, затем старейший Кембриджский университет, где занимался математикой и классическими языками;
- Отказавшись от карьеры математика, государственного служащего, педагога, Милн начинает жизнь независимого журналиста;
- Никто не умел шутить так весело, так безоглядно и так… глупо, как шутил Милн. Его называли «одним из первых английских юмористов»;
- Милн серьёзно интересовался спортом, сам был неплохим спортсменом: игры с мячом, парусный спорт, гребля, рыбная ловля;
- В своих литературных предпочтениях преклонялся перед Диккенсом, ценил Киплинга, очень ценил стихи Кэрролла;
- Был мастером разгадывания кроссвордов;
- Итогом его военного опыта стало высказывание: «Я убеждён, что война – преступление…»
1. У кого дом в дупле, а возле двери висит колокольчик со шнурком? (У Совы). 2. Кто любит стоять, свесив голову набок, грустить и думать о серьезных вещах? (Ослик Иа-Иа) 3. Кто, несмотря на свой маленький рост, был самым большим другом Винни-Пуха? (Пятачок). 4. Кто был хозяином дома, в дверях которого застрял объевшийся Винни-Пух? (Кролик).
1 чтец:
Ворчалка. Эту ворчалку Винни сочинил, когда искал горшочек с медом, который сам же и съел.
Куда мой мед деваться мог?
Ведь был полнехонький горшок!
Он убежать никак не мог!
Ведь у него же нету ног!
Не мог уплыть он по реке
(Он без хвоста и плавников!)
Не мог зарыться он в песке.
Не мог и все же был таков!
Не мог уйти он в темный лес.
Не мог взлететь под небеса.
Не мог, а все-таки исчез!
Ну, это прямо чудеса!
2 чтец:
Эту Шумелку Винни-Пух и Пятачок пели, когда шел снег.
Иду вперед
(Терлим - бом - бом)
И снег идет
(Терлим - бом - бом)
Хоть нам совсем,
Совсем не по дороге!
Но только вот
(Терлим - бом - бом)
Скажите, от -
(Терлим - бом - бом)
Скажите, от -
Чего так зябнут ноги?!
3 чтец:
Кто ходит в гости по утрам,
Тот поступает мудро!
Я прихожу к своим друзьям,
Едва забрезжит утро.
Под вечер скоро спать пора
Хозяева зевают:
Вот если гость придет с утра -
Такого не бывает!
Да, если гость пришел с утра,
Ему спешить не надо!
Кричат хозяева: "Ура!"
(Они ужасно рады!)
Недаром Солнце в гости к нам
Всегда приходит по утрам!
Тарам - парам, парам - тарам.
Ходите в гости по утрам!
Но разумеется (еще более "прежде всего"!), нужно было понять героев сказки. Кто такие эти игрушки и зверушки, где коренится их сказочное обаяние, почему они вызывают у людей - в частности, у меня - ту любовь с первого взгляда, о которой я упоминал выше?
И мне кажется, я кое-что понял.
Все они - необычайно глубокие и яркие образы, живые воплощения глубинных человеческих характеров, типов. Я бы сказал даже, архетипов...
И скептик и пессимист Иа-Иа, и не в меру деятельный интриган Кролик, и необычайно ученая дама - Сова, этот пернатый синий чулок, и "очень маленькое существо" - Пятачок, и поэт-философ Винни-Пух...
Вот один простой пример моего "вмешательства": у Милна Пуховы песенки - все! - называются "Шум". Но можно ли представить себе книгу о Пухе без Шумелок, Кричалок, Вопилок, Сопелок и даже Пыхтелок?
2 тур – разминка. Узнайте по зачитанному мною описанию, что это за герой.
- 1 команда: “Он очень любит прыгать, ест все, кроме желудей, меда, моркови... Очень любит рыбий жир. Поселился в доме Кенги”. Кто это? (Тигра)
- 2 команда: “Это очень маленькое существо, не любит, когда на него напрыгивают. Очень любит желуди и друга Винни”. Кто это?
Музыкальная пауза
3 тур – Состязание капитанов.
Капитану 1 команды назвать несколько литературных произведений Винни-Пуха. (Кричалки, пыхтелки, сопелки, шумелки)
Капитану 2 команды вспомнить, как разыграла Кенга Пятачка, Пуха, Кролика? (Она решила, что звери хотят напугать ее и подыграла им.)
Командам предоставляется возможность попробовать себя в роли поэтов.
4 тур – Сочини стихотворение.
Дано 2 строки, продолжите сами.
1 команде:
Мне вчера приснился сон,
К Кенге был я приглашен...
2 команде:
С капустой я домой иду
И вдруг встречаю на ходу...
Музыкальная пауза. Как только музыка перестает звучать – вы должны сдать листочки с шедеврами жюри.
5 тур – Вопросы по тексту произведения.
За правильные ответы с 1 по 5 правильный ответ – 1 балл, в 6 вопросе за каждого героя – 1 балл.
- Как Пятачок объяснил то, что написано на доске, которая прибита к столбу? (Дедушка Вильям Посторонний)
- На кого охотились Пятачок и Винни? (Пчелы)
- Как называлось место, где жили игрушки? (Чудесный лес)
- Кто нашел хвост Иа? (Сова)
- Какие подарки преподнесли Иа на день рождения? (Полезный горшок, лопнувший шарик красного цвета)
- Назовите героев сказки?
6 тур – ИГРОВОЕ ЗАДАНИЕ.
(Каждой команде дан отрывок из сказки. Задача – придумать свое продолжение отрывка, отличное от сказочного.)
Музыкальная пауза.
Игра с болельщиками:
- Какой подарок получил Винни, совершив Славное Дело? (Коробка с карандашами, точилкой, резинкой, линейкой)
- Кто лучше всех в лесу говорил: “Да, Кролик”, и “Хорошо, Кролик”? (Ру)
- Кто был самым умным в Чудесном лесу? (Кристофер Робин)
- Что никогда особо не любил делать Пятачок? (Купаться)
7 тур – РЕШЕНИЕ КРОССВОРДОВ.
У каждой команды на столе лежит свой кроссворд. Победит то, кто, отгадав весь кроссворд, напишет и сдаст жюри лист с ключевым словом.
1 команде:
ПО ВЕРТИКАЛИ: В 1960 г. “Винни-Пух” А.А. Милна был издан в СССР. Кто перевел эту книгу на русский язык? (Заходер)
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
- Вставьте пропущенное слово:
“Опять ничего не могу я понять,
Опилки мои в беспорядке.
Везде и повсюду, опять и опять
Меня окружают ...” (загадки)
- Вставьте пропущенное слово:
“Когда ж закончил я рассказ,
То кое-кто спросил: “И все?”
Ты говорил тут целый ...(час)
А рассказал ни то ни се...”
- Что потерял ИА? (хвост)
- Что находится в голове Винни? (опилки)
- В каком городе стоит памятник медведице Винни? (Лондон)
- Наука, которой учился А. Милн в университете? (Математика)
-
О ком эти строки?
“А он не ест ни меду,
Ни вкусных желудей –
Ну ничего, чем кормят
Порядочных людей!” (Тигра)
2 команде:
ПО ВЕРТИКАЛИ:
1. Вставьте пропущенное слово: “Давным-давно – кажется, в прошлую пятницу – Винни-Пух жил в лесу один-одинешенек, под именем...” (Сандерс)
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
- Какого цвета был воздушный шар, когда Винни летел за медом? (Синий)
- Как зовут старого ослика? (Иа)
- Как звали маму крошки Ру? (Кенга)
- Продолжите фразу: “Я тучка, тучка, тучка, а вовсе не...” (Медведь)
- Фамилия актера, который озвучивал Винни-Пуха? (Леонов)
- Вставьте слово: “Куда мой мед деваться мог? Ведь был полнехонький ...!” (горшок)
- Имя хозяина пушистого мишки. (Кристофер)
Игра с болельщиками:
- Во время наводнения на выручку к Пятачку поспешило судно, на котором были Кристофер Робин и Пух. Какое звание носил Пух? (Первый помощник Пух)
- Как называлось это судно? (“Мудрость Пуха”)
- Вспомните, какое географическое открытие совершил Пух? (Открыл Северный полюс)
- Почему Винни и его друзья любят друг друга? (Они умеют видеть и слышать то светлое, что непременно есть в каждом человеке)
- Вспомните эпизод с охотой за медом. Почему Кристофер Робин не отказался идти за зонтиком, когда Пух попросил его? (Не захотел обидеть маленького друга)
- Попробуйте рассмешить любым способом грустного ослика ИА.
- Слово жюри. Награждение. Фотографирование.
Стихи
- Когда мы были очень маленькими
- Теперь нам шесть
- Ожидая у окна
Сказки
- Принц кролик
- Принцесса-Несмеяна
- Обыкновенная сказка
- Когда-то давным-давно…
- Золушка
- Баллада о королевском бутерброде
Действующие лица:
Кролик.
Винни-Пух.
Винни-Пух: Если чешется в затылке — не беда! В голове моей опилки, да, да, да! (Останавливается перед входом в дом Кролика.) Ага! Если я что-нибудь в чем-нибудь понимаю, то дыра — это нора, а нора — это подходящая компания, а подходящая компания — это такая компания, где меня чем-нибудь угостят и с удовольствием послушают мою Ворчалку. И все такое прочее! Эй! Кто-нибудь дома? (Шум.) Я спросил: «Эй! Кто-нибудь дома?»
Кролик: Нет! И незачем так орать, я и в первый раз прекрасно тебя понял.
Винни-Пух: Простите! А что, совсем-совсем никого нет дома?
Кролик: Совсем-совсем никого!
Винни-Пух (в сторону): Не может быть, чтобы там совсем-совсем никого не было! Кто-то там все-таки есть — ведь кто-нибудь должен же был сказать: «Совсем-совсем никого!» Слушай, Кролик, а это не ты?
Кролик: Нет, не я!
Винни-Пух: А разве это не твой голос?
Кролик: По-моему, нет. По-моему, он совсем, ну ни капельки не похож! И не должен быть похож!
Винни-Пух: Вот как? (Задумался.) Будьте так добры, скажите мне, пожалуйста, куда девался Кролик?
Кролик: Он пошел в гости к своему другу Винни-Пуху. Они знаешь какие с ним друзья!
Винни-Пух: Ой! Так ведь это же я!
Кролик: Что значит «я»? «Я» бывают разные!
Винни-Пух: Это «я» значит: это я, Винни-Пух!
Кролик (удивленно): А ты в этом уверен?
Винни-Пух: Вполне, вполне уверен!
Кролик: Ну, хорошо, тогда входи! (Осмотрел Пуха с головы до ног.) Ты был совершенно прав. Это действительно ты. Здравствуй, очень рад тебя видеть!
Винни-Пух: А ты думал, кто это?
Кролик: Ну, я думал, мало ли кто это может быть! Сам знаешь, тут, в лесу, нельзя пускать в свой дом кого попало! Осторожность никогда не повредит. Ну ладно. А не пора ли чем-нибудь подкрепиться? (Расставляет чашки, тарелки; Винни-Пух страшно обрадовался.) Тебе чего намазать — меду или сгущенного молока?
Винни-Пух (с восторгом): И того и другого! А хлеба можно совсем не давать! (Наевшись, встал из-за стола, от всей души пожал Кролику лапу.) Мне пора идти.
Кролик: Уже пора?
Винни-Пух (замялся): Ну... я мог бы побыть еще немного, если бы ты... если бы у тебя...
Кролик: По правде говоря, я сам собирался пойти погулять.
Винни-Пух: А-а, ну хорошо, тогда и я пойду. Всего хорошего.
Кролик: Ну, всего хорошего, если ты больше ничего не хочешь.
Винни-Пух: А разве еще что-нибудь есть?
Кролик (заглянул во все банки): Увы, совсем ничего не осталось!
Винни-Пух: Я так и думал. Ну, до свидания, мне пора идти. (Застревает в «дверях» дома Кролика.) Ай, спасите! Ай, помогите! Не могу ни взад ни вперед!
Кролик: Ты что — застрял?
Винни-Пух: Не-ет, я просто отдыхаю, думаю кой о чем...
Кролик: Теперь все ясно. Ты застрял.
Винни-Пух: Все из-за того, что выход слишком узкий!
Кролик: Нет, все из-за того, что кто-то пожадничал! За столом мне все время казалось, хотя из вежливости я этого не говорил, что кто-то слишком много ест! И я твердо знал, что этот «кто-то» — не я! Делать нечего, придется сбегать за Пятачком