Методическая разработка учебного проекта
Дневник моей собаки
Кремешкова Татьяна Владимировна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 254 Санкт-Петербурга
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА
- Название проекта – «Дневник моей собаки»
- ФИО – Кремешкова Татьяна Владимировна
- Год разработки учебного проекта – 2012 г.
- Дисциплина – Литературное чтение.
- Опыт использования (Степень распространения) – участие детей 3 класса
- Проблема проекта – жестокость в современном мире растет, современные дети агрессивны к своим сверстникам, жестоки к животным. С этой проблемой сталкиваются многие родители и педагоги. Как же исправить сложившуюся ситуацию?
- Цель – выработать у детей доброе отношение к окружающим через уважение к животным.
- Задачи:
- Показать отношение человека к бездомным собакам
- Показать, что собака есть единственное животное, верность которого непоколебима.
- Познакомить детей с различными породами собак и их службами
- Обогатить запас авторских произведений с целью усвоения их содержания, образов, сюжетов
- Расширить свободу в творческом комбинировании и переработке жизненного опыта и литературного материал через написание сочинения
- Индивидуальная работа
- Коллективная работа
- исследовательская
- практическая
- творческая
- Лингвистический
- Культурологический
- Научить ориентироваться самостоятельно в круге чтения
- Совершенствовать индивидуальные навыки чтения
- Создать эмоциональный настрой и импульс к самостоятельному творчеству
- Способы решения - учимся определять проблему, проводить мозговой штурм, планировать работу, работать по плану, проводить презентацию, подводить итоги, анализ и рефлексию.
- Форма организации детей –
- Ведущая деятельность –
- Сфера применения результатов –
- Форма продуктов проектной деятельности –
- Написание и оформление сочинения, составление дневника.
- ровесники (3 класс)
- Количество участников - 25 человека
15. Состав участников
- Время работы – 3 недели (19.03.2012 – 13.04.2012)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
учебного проекта «Дневник моей собаки»
Этапы работы над проектом.
1. Подготовительный этап.
Анкетирование (Приложение 1)
2. Погружение в проект.
Знакомство на уроке литературного чтения с программным произведением В. И. Белова «Малька провинилась. Ещё про Мальку».
Задачи:
познакомить с творчеством В. И. Белова
познакомить с содержанием рассказов «Малька провинилась. Ещё про Мальку», проанализировать прочитанные рассказы
Анализ результатов анкетирования.
Объявление темы и цели проекта.
Постановка проблемного вопроса и определения путей его решения.
Тема: «Дневник моей собаки»
Цель: привить любовь и уважение к животным.
Проблемный вопрос: Как вы думаете, что чувствуют и думают домашние и бездомные собаки о людях?
Пути решения:
- найти книги, в которых ведется повествование от имени собаки
- наблюдать за поведением и настроением домашнего питомца
- наблюдать за бездомными собаками своего двора.
- на основе наблюдений и литературы, «увидеть мир глазами собаки»
3. Ход проекта.
1. Чтение литературных произведений по теме проекта.
Учитель предлагает выбрать книгу из предложенного списка или самостоятельно.
Названия книг :
- «Дневник фокса Микки» С. Чёрный
- «Собака Пёс» Даниэль Пеннак
- «Фердинанд великолепный» Людвиг Ежи Керн
- «Жила – была собака» Ирина Пивоварова
- «Собака, которая не хотела быть просто собакой» Фарли Моуэт
2. Внеклассное занятие в форме презентации «Собачьи мысли»
Цель: презентация понравившейся книги, прочитанной во время проектной деятельности.
История какого героя тебя потрясла, как избежать трагических событий в реальной жизни.
Рассказать о жизни, о событиях с точки зрения собак. Как видят собаки человека.
3. Практическое занятие.
Цель: написать сочинение от лица собаки в форме дневника.
Приложение 2 (конспект урока)
Приложение 3 (детские работы)
4. Практическое занятие.
Цель: выбрать породу собаки и нарисовать, оформить сочинение.
4. Оценка результатов и процесса проектной деятельности.
1. Рефлексия, самооценка работы и результатов.
Изменилось ли мое отношение к животным?
Чему научился за время работы?
Над чем тебя заставили поразмышлять истории собак?
Какие трудности я испытывал во время реализации проекта?
Приложение 7 (список участников и темы сочинений)
Приложение 1
Анкета для ученика (анонимная)
1. Есть ли у тебя дома собака? (да, нет)
2. Как она у тебя появилась?
А) Купили или подарили;
Б) Пожалел и приютил бездомное животное;
Приложение. № 2
Структура занятия
Цель:: написать сочинение от лица собаки в форме дневника
Задачи: развивать навык составления повествовательного текста;
развивать творческое воображение;
расширить словарный запас
1. Организационный момент
2. Цели и задачи
Учитель: Давайте вспомним, повесть Саши Чёрного «Дневник Фокса Микки». От лица кого написано это произведение?
Послушайте маленький отрывок.
«Что важнее всего в жизни? Еда. Нечего притворяться! У нас полон дом людей. Они разговаривают, читают, плачут, смеются – а потом садятся есть. Едят утром, едят в полдень, едят вечером. А Зина ест даже ночью – прячет под подушку бисквиты и шоколадки и потихоньку чавкает.
Как много они едят! Как долго они едят! Как часто они едят. И говорят еще, что я обжора…
Сунут косточку от телячьей котлетки (котлетку сами съедят!), нальют полблюдца молока – и все.»
Интересно, как собаки видят мир.? Давайте попробуем и мы на сегодняшнем занятии увидеть мир глазами собак.
Цель: написать сочинение от лица собаки в форме дневника
3. Повторение
Вспомним цель и структуру текста повествования.
Цель: рассказать историю
Структура: вступление, основная часть, заключение.
О чём можно рассказать в каждой части?
4. Составление плана.
5. Выбор опорных слов, орфографическая работа.
6. Самостоятельная работа учащихся.
7. Проверка, итог.
Приложение 3 (детские работы)
Сочинение Вячеслава Т
«Меня зовут Лорд. Я породистый лабрадор. Мне 3 года. Расскажу я вам один забавный случай.
Это было летом. Мой хозяин Слава играл со мной в мячик. Один бросок оказался очень сильный, и мяч укатился к сараю. Я побежал искать мячик, и увидел его на дорожке. Только я хотел схватить мячик, как он зашевелился. Тут я решил потрогать его лапой. Он оказался такой колючий, что я завизжал от боли! Слава услышал мой визг и прибежал ко мне. Он объяснил мне, что это ёжик, и у него иголки! И вот почему мне было больно! А мячик мы нашли чуть дальше, в кустах.
Вот так я познакомился с лесной колючкой! После этого случая я буду внимательным и осторожным, буду принюхиваться, а не трогать все лапой»
Сочинение Андрея С.
«Я – собака – спасатель. Меня зовут Джокер.
Наступило лето, и я с хозяином отправился на море. Какое чудное было время! На море мы купались, ныряли, бегали по тёплому песку.
Вдруг мы услышали крик о помощи. Все столпились у берега, и мы тоже подбежали ближе и увидели на волнах тонущего человека. Я не раздумывая бросился в воду, подплыл к нему и помог выбраться на берег.
За спасения человека я получил диплом и килограмм вкусных косточек.
(автор Джек)
P.S. Особенно мне понравились косточки.»
Приложение 7 список участников с названиями сочинений
1. Павел А. «Чихуа-хуа Проша»
2. Александра В. «Прогулка щенка Джонни»
3. Аксинья Г. «Путешествие в чемодане»
4. Полина Г. «Вредные кошки»
5. Кирилл Г. «Подозрительные голоса»
6. Ярослав Д. «Салочки с кошками»
7. Вита Ж. «История с пуфиком»
8. Максим З. «Однажды во дворе»
9. Анастасия И. «Живой подарок»
10. Полина И. «Простая история»
11. Андрей К. «Щенок по кличке Джей»
12. Полина К. «Приятный отдых»
13. Владислава Л. «Дружная семейка»
14. Михаил М. «Собака – сапёр»
15. Светлана М. «Такса по кличке Маугли»
16. Екатерина П. «Один дома»
17. Кристина П. «Самая красивая собака в мире»
18. Софья С. «Побег»
19. Алина С. «Дог Тузик»
20. Екатерина С. «Овчарка Мартик»
21. Андрей С. «Спасение на море»
22. Вячеслав Т. «Знакомство с ежом»
23. Виктория Т. «Однажды на природе»
24. Михаил У. «Трезор»
25.Евгений Х. «Генеральная уборка»