Художественное творчество в воспитании
учеников начальной школы
Творчество – неотъемлемая часть развития любого ребенка, поскольку именно творческие навыки позволяют детям взглянуть на привычные вещи шире, отойти от обыденности, принять нестандартное решение, заставить мышление работать по-новому.
Нередко родители, прикладывая все усилия для развития энциклопедических знаний, совершенно напрасно исключают развитие творческих навыков.Однако только всестороннее и гармоничное развитие позволяет достичь максимальных результатов. Что понимают под словом «творчество» и зачем его надо развивать ? Наш мозг разделен на два полушария – левое и правое. Левое контролирующее правую часть тела (правую руку и ногу) отвечает за логику. Таким образом , изучение языков, чтение, математика и любой другой процесс познания, происходящий с помощью анализа и основанный на логических принципах – это работа левого полушария. Правое же контролирует левую часть тела и отвечает за творческие процессы, то есть восприятие и познание действительности, основанное не на анализе, а на синтезе. К таким процессам относится художественное творчество – рисование, лепка, актерское мастерство, литература.
Исторически сложилось так, что у большинства людей сильно доминирует левое полушарие. Основные процессы обучения, причем с раннего детского возраста, также направлены на развитие причинно-следственного мышления в ущерб образному.
В идеале у человека должно быть развито и логическое и образное мышление Занятие художественным творчеством в свободное время хорошо уравновешивает первую половину учебного дня.
Развитию навыка художественного восприятия – то есть способности увидеть за формой ее внутреннее содержание, помогает наблюдение за природой, за ее постоянными изменениями. Очень хорошо развивают детей экскурсии, занятия музыкой, совместное чтение.
В своей воспитательной работе я использовала несколько направлений для развития творческих навыков у детей.
Лепка
Лепка – это придание формы пластическому материалу ( глине, пластилину, соленому тесту) с помощью рук. Лепка дает возможность детям моделировать мир и свое представление о нем, а также развивает мелкую моторику, а соответственно речь и навыки письма. После уроков многие дети ( как правило девочки) просят, чтобы им дали возможность просто полепить в свободной форме из пластилина, реже из соленого теста. Видимо для них это служит психологической разгрузкой.
Рисование
В рисовании важно использовать различные материалы ( восковые мелки, карандаши, краски) и знакомить детей с нетрадиционными методами рисования. Помимо индивидуальных рисунков и участия в выставках, наши дети создают коллективные рисунки. Это играет очень важную роль для социализации детей, а также позволяет одновременно включать и эмоциональную и эстетическую области и общение друг с другом. Современные дети индивидуалистичны, они часто предпочитают живому общению виртуальные игры, поэтому подобный опыт совместного творчества не просто важен, а необходим. По моему наблюдению очень нравятся подобные занятия девочкам. В них нет соревнования: я – победитель, лучший, а ты – проигравший. Совместное творчество снижает конфликтность, помогает лучше чувствовать другого человека и , конечно, развивает фантазию и навыки рисования.
Совместное чтение и устное повествование
Очень важно приучать детей к культуре чтения и делать это ненавязчиво. В своей воспитательной работе я отдаю предпочтение устному повествованию. Рассказывание позволяет наладить зрительный и эмоциональный контакт между рассказчиком и слушате лем. Можно дать детям возможность выразить свое отношение к персонажам сказки или рассказа. Иногда следует предложить самим детям рассказать любимую сказку. К сожалению, в наше время устное повествование можно считать незаслуженно забытым. Основной упор делается на чтении, причем чтении не семейном , а индивидуальном. Детям же важно бывает проживать историю совместно со взрослым( учителем, родителем) и со своими товарищами. Важен подбор литературного произведения,его созвучность возрасту и воспитательным задачам. Для детей семи и восьми лет хорошо обращаться к народной сказке . В ней присутствуют архетипы народа, мудрость, удивительная красота. В этих случаях очень важно создать соответствующую атмосферу – сесть кругом, побыть некоторое время в тишине и уже потом начинать повествование.
В словаре Эфрона написано: « воспитание это воздействие на ребенка, имеющее целью довести его до той доли самостоятельности, которая необходима человеку для исполнения своего предназначения на земле». Я думаю , что совместное занятие творчеством помогает решить не только образовательные и психологические задачи сегодняшнего дня, но и закладывает основу для того, чтобы ребенка вырос человек, который сочетал в себе и способность к личной самореализации и умение слышать другого и сотрудничать с ним.