Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Художественное творчество в воспитании
учеников начальной школы

     Творчество – неотъемлемая часть развития любого ребенка, поскольку именно творческие навыки позволяют детям взглянуть на привычные вещи шире, отойти от обыденности, принять нестандартное решение, заставить мышление работать по-новому.

     Нередко родители, прикладывая все усилия для развития энциклопедических знаний, совершенно напрасно исключают  развитие творческих навыков.Однако только всестороннее и гармоничное развитие позволяет достичь максимальных результатов. Что понимают под словом  «творчество» и зачем его надо развивать ?  Наш мозг разделен на два полушария – левое и правое. Левое контролирующее правую часть тела (правую руку и ногу) отвечает за логику. Таким образом , изучение языков, чтение,  математика и любой другой процесс познания, происходящий с помощью анализа и основанный на логических принципах – это работа левого полушария. Правое же контролирует левую часть тела и отвечает за   творческие процессы, то есть восприятие и познание действительности, основанное не на анализе, а на синтезе. К таким процессам относится художественное  творчество – рисование, лепка, актерское мастерство, литература.

     Исторически сложилось так, что у большинства людей  сильно доминирует левое полушарие. Основные процессы обучения, причем с раннего детского возраста, также направлены на развитие причинно-следственного мышления в ущерб образному.

     В идеале у человека должно быть развито и логическое и образное мышление Занятие художественным творчеством в свободное время хорошо уравновешивает первую половину  учебного дня.

  Развитию навыка художественного восприятия – то есть способности увидеть за формой ее внутреннее содержание, помогает наблюдение за природой,  за ее постоянными  изменениями. Очень хорошо развивают детей экскурсии, занятия музыкой, совместное чтение.

     В своей воспитательной работе я использовала несколько направлений для развития творческих навыков у детей.

                         Лепка                                 

      Лепка – это придание формы пластическому материалу ( глине, пластилину, соленому тесту) с помощью рук. Лепка дает возможность детям моделировать мир и свое представление о нем, а также развивает мелкую моторику, а соответственно речь и навыки письма. После уроков многие дети ( как правило девочки) просят, чтобы им дали возможность просто полепить в свободной форме из пластилина, реже из соленого теста. Видимо для них это служит психологической разгрузкой.

                          Рисование                  

    В рисовании важно использовать различные  материалы ( восковые мелки, карандаши, краски) и знакомить детей с нетрадиционными методами рисования. Помимо индивидуальных рисунков и участия в выставках, наши дети создают коллективные рисунки. Это играет  очень важную роль для социализации детей, а также позволяет одновременно включать и  эмоциональную и эстетическую области и общение друг с другом. Современные дети индивидуалистичны, они часто предпочитают живому общению виртуальные игры, поэтому подобный  опыт совместного творчества не просто важен, а необходим. По моему наблюдению очень нравятся подобные занятия девочкам. В них нет соревнования: я – победитель, лучший, а ты – проигравший. Совместное творчество снижает конфликтность, помогает лучше чувствовать другого человека и , конечно, развивает фантазию и навыки рисования.

                 Совместное чтение и устное повествование

     Очень важно приучать детей к культуре чтения и делать это ненавязчиво.  В своей воспитательной работе я отдаю предпочтение устному повествованию.  Рассказывание     позволяет наладить  зрительный и эмоциональный контакт  между рассказчиком и слушате лем. Можно дать детям возможность выразить свое отношение к персонажам сказки или рассказа. Иногда следует предложить самим детям рассказать любимую сказку. К сожалению,  в наше время устное повествование можно считать незаслуженно забытым. Основной упор делается на чтении, причем чтении не семейном , а индивидуальном. Детям же важно бывает проживать историю совместно со взрослым( учителем, родителем) и со своими товарищами. Важен подбор литературного произведения,его созвучность возрасту и воспитательным задачам. Для детей семи и восьми лет хорошо обращаться к народной сказке . В ней присутствуют архетипы народа, мудрость, удивительная красота. В этих случаях очень важно создать  соответствующую атмосферу – сесть кругом, побыть некоторое время в тишине и  уже потом начинать повествование.

 

 В словаре Эфрона написано: « воспитание это воздействие на ребенка, имеющее целью довести его до той доли самостоятельности, которая необходима человеку для исполнения  своего предназначения на земле». Я думаю , что совместное занятие творчеством  помогает решить не только образовательные и психологические задачи сегодняшнего дня, но и  закладывает основу для того, чтобы ребенка  вырос человек, который сочетал в себе и  способность к личной самореализации и умение слышать другого  и сотрудничать с ним.

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»