Организация и проведение проектной деятельности
в начальной школе
Туманова Татьяна Сергеевна,
воспитатель ГБОУ школы (VIIвида) №561
Метод проектной деятельности – это личностно ориентированная технология, в основе которой лежит развитие познавательных навыков, творческого мышления учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Проектная деятельность в начальной школе позволяет наиболее широко охватить все виды деятельности учащихся, т.к. включает в себя познавательную, игровую и творческую деятельность, охватывая все аспекты жизни детей в школе и дома.
Метод проектной деятельности может быть использован в изучении любого предмета, может применяться и на уроках и во внеурочной работе с детьми. В процессе занятий проектной деятельностью учащиеся приобретают навыки не только усвоения определенного объема знаний, но и навыки постоянного самостоятельного обновления знаний, в том числе навыки эффективного поиска требуемой информации, ее систематизации для хранения и применения в своей деятельности. Реализации своих потенциальных возможностей может мешать низкая самооценка. Предоставление детям возможности самореализации во время внеурочной проектной деятельности может стать дополнительным источником повышения самооценки. Такая деятельность должна проходить в условиях поощрения, внимательного и доброжелательного отношения педагога. Для успешной работы в составе группы дети должны обладать соответствующими навыками общения и сотрудничества. Важно выработать в ребенке способность взаимодействия с коллективом в соответствии с социально принятыми нормами и правилами, развивать в нем понимание переживаний и потребностей других людей. Одним из способов достижения этой цели может быть совместная работа детей над общей темой проекта, но при этом каждый ребенок может отвечать за определенную часть работы.
Для включения информационной деятельности в проектную деятельность необходимо предусматривать специальные организаторские приемы.
К таким приемам относятся:
1) одновременная работа над разными проектами по одной теме (это позволяет создать мотивацию для поиска информации по одной и той же теме);
2) включение в перечень этих проектов одного коллективного информационного проекта - создание энциклопедии, альбома или тематической картотеки.
В результате проектная деятельность начинается с первого, необходимого этапа – работы над темой, в процессе которой детям предлагается собирать разнообразную информацию по общей теме. При этом дети должны сами выбирать, что они хотели бы узнать по данной теме.
В итоге внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная. Первый компонент – работа над темой – это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая педагогом и реализуемая в проектах. Второй компонент – работа над проектами – это организованный учителем или воспитателем комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта).
В результате можно сформулировать следующие цели и задачи работы над темой:
Цель: реализация детьми своих способностей и потенциала личности.
Задачи:
- Формирование навыков диалогового общения, взаимодействия.
- Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
- Развитие способности чуткого отношения к людям, сопереживания.
- Воспитание целеустремленности и настойчивости.
- Формирование умения самостоятельного и совместного принятия
решений
- Формирование социально приемлемых форм поведения.
- Формирование умения решения творческих задач.
- Воспитание навыков организации рабочего пространства и
использования рабочего времени.
- Формирование умения работы с информацией (сбор,
систематизация, хранение и использование).
Технология организации и проведения проектной деятельности включает в себя следующие этапы:
- Выбор темы.
- Сбор информации.
- Выбор проектов.
- Реализация проектов.
- Презентация.
1.Выбор темы.
Тема – это ограниченная область знаний, выделяемая на основе наблюдения познавательных потребностей и интересов детей и реализуемая через проекты. Выбор темы определяется как интересами детей, так и возможностями воспитателя.
Тема может быть связана с различными учебными предметами. Если детей увлекает работа над темой, то внесение элементов изучаемой темы на уроки, позволит повысить мотивацию обучения.
2.Сбор, систематизация и хранение информации по теме.
Для того, чтобы в процессе сбора информации она была бы систематизирована, необходимо организовать выбор детьми областей интересов внутри темы. Свой выбор дети делают самостоятельно, но воспитатель может предлагать их вниманию те или иные незамеченные детьми аспекты темы. Разные области интересов внутри темы могут пересекаться между собой, чтобы при любом выборе детей, значительная часть сведений по теме была бы получена. Несмотря на то, что тема едина для всех, возможность выбора аспекта темы самим ребенком, создает для него ситуацию свободы выбора.
В качестве примера можно представить, какие аспекты темы можно рассматривать, изучая тему «корабли»;
- история кораблей;
- история кораблей в нашей стране;
- корабли в нашем городе;
- «профессии кораблей» (корабль-рыболов, воин, ученый и т.д.);
- кто работает на кораблях и что они делают (матрос, боцман, штурман, кок, капитан и т.д.);
- ориентация в море (карта, компас, звезды, солнце и т.д.);
- какая сила движет корабли;
- как и из чего люди делают корабли;
- корабельные языки ( флаги, азбука Морзе);
- корабельный словарик ( камбуз, оверкиль и т.д.);
- экологический аспект ( нефтяные танкеры, атомные подлодки );
- корабли в живописи;
- корабли в стихах, рассказах, в песнях;
- корабли в кино и мультфильмах.
Очевидно, что этот список открыт для пополнения.
Выделение аспектов изучаемой темы позволяет объединить детей в группы по интересам и создать изначальную основу для систематизации сведений.
В последующем дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации – это записи, рисунки, вырезки или ксерокопии текстов и изображений. Кроме того можно собирать информацию и на носителях, требующих для воспроизведения соответствующее устройство ( аудио- и видеозаписи, дискеты, компакт-диски и т.д.).
Основная задача воспитателя на этапе сбора информации по теме – это направление деятельности детей на самостоятельный поиск информации.
В качестве источников информации могут выступать:
- отдельные объекты (книги, фильмы);
- организации (музеи, библиотеки, предприятия);
- мероприятия (экскурсии);
- консультанты (родители, специалист, учителя);
- ресурсы сети интернет.
3. Проектная деятельность.
После завершения этапа сбора информации дети принимают участие в реализации проектов, при этом воспитатель знакомит детей с множеством возможных проектов по изучаемой теме. Дети могут самостоятельно выбрать вид проекта, в реализации которого хотели бы участвовать, либо придумать свой новый проект. Составляя список проектов, учащимся предоставляются разнообразные виды деятельности.
Например, по теме «Корабли» дети могут:
а) получить новые сведения о кораблях и занести их в «информационный проект»;
б) отразить новые знания в какой либо совместной или индивидуальной изобразительной деятельности (рисунки, коллажи, аппликации и т.д.);
в) сделать своими руками какие-то поделки, в данном случае – макеты кораблей;
г) поучаствовать в концертно-драматической деятельности.
Кроме того, выбранные проекты могут относиться к разным видам деятельности детей по следующей классификации:
- индивидуальная деятельность детей (проект является результатом работы одного ребенка), далее из таких индивидуальных проектов можно создать коллективный проект, объединив их в выставку;
- работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты и т.д.);
- коллективная деятельность детей (концерт, спектакль, видеофильм,
одна общая поделка).
Среди всех проектов выделяется информационный проект, который вмещает в себя весь объем сведений по теме, собранных детьми. Особая роль информационного проекта связана с возможностью хранения с его помощью всей информации, собранной детьми, и, следовательно, сохранение работы каждого ребенка по поиску информации. В дальнейшем, в процессе работы над другими разнообразными проектами, дети обращаются к своим информационным проектам для получения требуемых сведений.
Во время работы над проектами важно придерживаться следующих принципов проектной деятельности:
- каждый ребенок имеет право не участвовать ни в одном из проектов;
- каждый ребенок имеет право участвовать одновременно в разных проектах;
- каждый ребенок имеет право в любой момент начать свой новый проект;
Следование этим принципам позволяет создать у ребенка ощущение свободы выбора.
4. Презентация проекта.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за свою работу и полученный результат. После завершения работы над проектом детям предоставляется возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, услышать похвалу в свой адрес и получить свою долю аплодисментов.
На презентацию результатов проектной деятельности можно пригласить родителей, детей из других классов. Проведение презентаций совмещается с постоянной работой с семьей. Например, раз в месяц или в четверть дети могут приглашать в класс родителей и демонстрировать им результаты работы над проектами.
Таким образом, даже не вполне успешный в основной учебной деятельности ребенок, имеет возможность раскрыть свои творческие способности, утвердиться в глазах сверстников, учителей и родителей и, соответственно, повысить собственную самооценку и положительную мотивацию к обучению. Это позволяет превратить учебный и воспитательный процесс в личностно-ориентированный, то есть способствующий развитию личности ребенка, приняв ее как самоценность.