Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проект «Мир семейного очага»

Блок 2.

Тайны и загадки музейных реликвий
(занятие для учащихся 2 - 3 классов на этапе рефлексии).

Чистякова Наталья Викторовна

 

Тема: «И никогда не оборвётся веков связующая нить…»

Цель:анализ материала для оформления альбома «Петербуржская семья», собранного в результате работы над  исследовательским проектом «Мир семейного очага»

 

Задачи:

  • Познакомить учащихся с понятием «семейная реликвия»
  • Вовлечь обучаемых и их родителей в исследовательскую работу по изучению прошлого своей семьи
  • Создать условия для формирования коммуникативных умений
  • Создать условия для позитивного отношения к реликвиям своей семьи и доброжелательного отношения к семейным реликвиям своих одноклассников

 

Оборудование:

  • Семейные реликвии, старые фотографии
  • Карта Ломоносовского района
  • «Волшебный сундучок»
  • Лента времени
  • Раздаточный материал для детей

 

Ход занятия

1.Вступительная беседа.

  • Мы продолжаем работу по созданию следующей страницы нашего альбома «Семейная реликвия».
  • Что значит слово «реликвия»?
  • Реликвия – это вещь свято хранимая, связанная с историческими или религиозными событиями прошлого.

Работа с видеорядом. Дети рассматривают слайды с изображением шапки Мономаха, старинного кольца, вазы, старой фотографии и др.

  • Что видите?
  • Предположите, из какого материала сделано?
  • Кому могла принадлежать эта вещь?
  • Почему эта вещь стала реликвией?
  • Могла ли эта вещь стать семейной реликвией?

Сегодня будем говорить о семейных реликвиях. О том, что дорого каждой семье, хранится и передается из поколения в поколение. Человек живет, пользуясь, какими либо вещами, которые ему дороги, связаны с разными событиями в его жизни. И вот уже человека нет, а вещь остается. Мы продолжаем ее беречь, сохраняя с ее помощью память о дорогом нам человеке. Семейная реликвия это не только ордена, медали, редкие книги. Вещи, которые мы храним, дороги нам и как память о наших родных и близких. История вещи – история человека, история народа, история Отечества.

  • Что могло бы стать или уже стало семейной реликвией?
  • Почему?

Любой предмет, даже спичечная коробка, могут быть оценены как мусор, а могут оказаться реликвией (если изготовлены 70-80 лет назад). Все зависит от того в какие руки попадет это вещь.

 

2.Исследовательская работа с реликвией из «Волшебного сундучка»

  • Предлагаю отправиться в необычное путешествие.
  • Куда можно отправиться?
  • На чем можно отправиться?

Нам это путешествие поможет совершить «Лента времени» и «Волшебный сундучок».

  • Как вы думаете, что в нем? (Вещь).
  • Отгадайте загадку:

Открыть свои тайны любому готова,

Но ты от нее не услышишь ни слова.

  • Что это? Книга.

 

Учитель достает из сундучка старый школьный дневник 1962г.

  • Похожа эта вещь на первый взгляд на книгу?
  • Рассмотрите, но не открывайте.
  • Что заметили?
  • Какого цвета?
  • Из чего сделан?
  • Прочитайте надписи.
  • Рассмотрите фотографию на дневнике. Кто это?
  • Фамилия знакома?
  • У кого из детей в классе такая же фамилия?
  • Предположите, кто же этот мальчик?

Да. Это дедушка нашей ученицы Лазаревой Ксюши. В 1962 году Лазарев Володя учился в 4б классе. Ваш ровесник.

  • Ксюша, как дневник попал в семью?
  • Кто его сохранил?

 

Работа с «Лентой времени»

  • Найдем на «Ленте времени» 2010 год.
  • А теперь совершим путешествие во времени и найдем на  ленте 1962 год.
  • Посчитайте сколько лет дневнику?
  • Где находилась эта школа?

Школа находилась в поселке Большая Ижора.

  • Что знаете про эту местность?
  • Давайте найдем на карте Ломоносовского района.

В поселке Большая Ижора жил орнитолог Бианки и его сын, впоследствии известный писатель Виталий Валентинович Бианки.

  • В каком городе сделали этот дневник? (Ленинград)
  • Как теперь называется этот город?
  • Что еще можем узнать, открыв дневник?

 

3.Продолжение исследовательской работы. Письмо чернилами.

  • Как звали учительницу?
  • Как учился Володя?

Здесь можно рассмотреть ведомости Володи с отметками.

  • Какие были предметы?
  • Какие предметы сейчас называются по-другому?
  • Сколько дней учились?
  • Сколько уроков было каждый день?
  • Сравните свой дневник и дневник Володи.
  • Что общего? В чем отличие?
  • Посмотрите на почерк мальчика?
  • Что можно сказать о его личных качествах?
  • Что делали на уроке чистописания?
  • Чем писали?

Попробуем и мы провести минутку чистописания.

Работа в группах. Письмо ручками, заправленными чернилами.

  • Трудно? Надо очень постараться.
  • Посмотрите, у кого получилось лучше всех.

Рассмотреть классные групповые фотографии Володи.

  • Сколько человек было в классе?
  • Как одеты ученики, учитель.
  • Почему пришли с цветами? Какие это цветы?
  • На фоне чего сфотографированы дети?
  • Почему на этой фотографии деревянная школа, а на другой фотографии кирпичная?
  • Найдите в дневнике запись от 23 марта 1962 года.
  • Прочитайте.

В 6 часов вечера родительское собрание в новой школе.

  • Что за звездочки на груди?
  • Что это за галстуки?

Эти реликвии учитель достает из «Волшебного сундучка»

  • У кого дома сохранились такие реликвии?
  • Какие были внеклассные мероприятия?
  • В какие игры они любили играть.
  • На фоне какого дворца ребят сфотографировали?
  • Часто ли они фотографировались?
  • Почему?
  • Было ли это для них событием?
  • Откуда это видно? Как догадались?

 

Рассказ об учительнице.

  • Посмотрите внимательно на учительницу?
  • Как вы думаете,сколько ей сейчас могло бы быть лет?
  • Посмотрите на ленту времени.
  • Открою секрет, а ведь вы ее знаете.
  • ???

Учительницу зовут Митенева Ангелина Ивановна.

Первого декабря 2010 года она отпраздновала свой 80-летний юбилей. До этого дня она работала в нашей школе учителем начальных классов и воспитателем в группе продленного дня. Ангелина Ивановна учила дедушку Ксюши Лазаревой – Володю, папу Ксюши Лазаревой – Алешу, а сама Ксюша ходила к Ангелине Ивановне в группу продленного дня. А у меня Ангелина Ивановна была наставником, когда я только пришла в 1986 году работать в нашу школу. Обязательно пригласим ее в наш класс.

  • Рассмотрим фотографии.
  • Ваши родители помнят свою первую учительницу?

Продолжаем рассматривать дневник.

  • Что еще заметили? Замечания?
  • Прочитайте.
  • А вы иногда получаете замечания от учителя?
  • Что еще можно сказать о Володе?

Да, дети всегда остаются детьми, неважно в  какое время они живут. Любят поиграть, пошалить.

Далее можно предложить детям посмотреть, что читали на уроках чтения. Поработать в группах и выбрать из предложенных произведений те, которые мог читать Володя. Прочитать из них отрывки, разыграть по ролям басню. Можно подобрать детские книги того времени и попросить предположить учеников, какие из них Володя мог держать в руках.

Можно попросить прочитать, что приносили на урок труда, предположить, чем ученики занимались. Попробовать вышивать крестиком на пяльцах. Так же поработать в группах.

 

4.Открытка из «Волшебного сундучка». Выполнение рисунков.

Учитель достает новогоднюю поздравительную открытку, в которой учительница поздравляет семью Володи с новым 1959 годом и благодарит Володю за хорошую учебу.

  • Рассмотрите открытку.
  • Что написано? Кто изображен?
  • Написано от руки?
  • Как напечатали, ведь компьютеров тогда не было?

Здесь можно показать картинку с изображением печатной машинки.

  • Вы любите Новый год?
  • Давайте найдем на странице 36 в старом школьном дневнике месяц декабрь.
  • Прочитайте.
  • Когда и куда поехали ребята на елку?
  • А какие подарки им могли подарить?
  • А вам какие дарят подарки на Новый год?
  • Давайте нарисуем для ребят 4б класса подарки, которые вы хотели бы им подарить.

Далее ученики рисуют свои рисунки.

 

  • Найдите, что нарисовал Володя на последней странице дневника?
  • Чем он увлекался?
  • Современные мальчишки любят военную технику?
  • Предположите, кем стал Володя?

Володя стал военным переводчиком.

  • Как могла сложиться его дальнейшая жизнь?

Выслушиваются предположения учеников.

 

5.Заключительная часть.

  • Что особенно запомнилось?
  • Что хотели бы спросить?
  • Почему нужно бережно хранить семейные реликвии?
  • О чем они могут рассказать?
  • Какие предметы из современной жизни будут иметь значение семейной реликвии для будущих поколений и почему?

 

6.Задание.

Найди у себя самые старые вещи. Это может быть одежда, мебель, фотографии, игрушки, награды, грамоты. Узнай у родителей историю их появления. Что могло бы стать или уже стало семейной реликвией?

Примерные вопросы:

  • Название
  • Назначение
  • Цвет
  • Форма
  • Свойства
  • Кто владел этой вещью?
  • Как попала в семью?
  • Всегда ли была в семье или нет?
  • Какие события связаны с этой вещью?

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»