Проект «Мир семейного очага»
Блок 2.
Тайны и загадки музейных реликвий
(занятие для учащихся 2 - 3 классов на этапе рефлексии).
Чистякова Наталья Викторовна
Тема: «И никогда не оборвётся веков связующая нить…»
Цель:анализ материала для оформления альбома «Петербуржская семья», собранного в результате работы над исследовательским проектом «Мир семейного очага»
Задачи:
- Познакомить учащихся с понятием «семейная реликвия»
- Вовлечь обучаемых и их родителей в исследовательскую работу по изучению прошлого своей семьи
- Создать условия для формирования коммуникативных умений
- Создать условия для позитивного отношения к реликвиям своей семьи и доброжелательного отношения к семейным реликвиям своих одноклассников
Оборудование:
- Семейные реликвии, старые фотографии
- Карта Ломоносовского района
- «Волшебный сундучок»
- Лента времени
- Раздаточный материал для детей
Ход занятия
1.Вступительная беседа.
- Мы продолжаем работу по созданию следующей страницы нашего альбома «Семейная реликвия».
- Что значит слово «реликвия»?
- Реликвия – это вещь свято хранимая, связанная с историческими или религиозными событиями прошлого.
Работа с видеорядом. Дети рассматривают слайды с изображением шапки Мономаха, старинного кольца, вазы, старой фотографии и др.
- Что видите?
- Предположите, из какого материала сделано?
- Кому могла принадлежать эта вещь?
- Почему эта вещь стала реликвией?
- Могла ли эта вещь стать семейной реликвией?
Сегодня будем говорить о семейных реликвиях. О том, что дорого каждой семье, хранится и передается из поколения в поколение. Человек живет, пользуясь, какими либо вещами, которые ему дороги, связаны с разными событиями в его жизни. И вот уже человека нет, а вещь остается. Мы продолжаем ее беречь, сохраняя с ее помощью память о дорогом нам человеке. Семейная реликвия это не только ордена, медали, редкие книги. Вещи, которые мы храним, дороги нам и как память о наших родных и близких. История вещи – история человека, история народа, история Отечества.
- Что могло бы стать или уже стало семейной реликвией?
- Почему?
Любой предмет, даже спичечная коробка, могут быть оценены как мусор, а могут оказаться реликвией (если изготовлены 70-80 лет назад). Все зависит от того в какие руки попадет это вещь.
2.Исследовательская работа с реликвией из «Волшебного сундучка»
- Предлагаю отправиться в необычное путешествие.
- Куда можно отправиться?
- На чем можно отправиться?
Нам это путешествие поможет совершить «Лента времени» и «Волшебный сундучок».
- Как вы думаете, что в нем? (Вещь).
- Отгадайте загадку:
Открыть свои тайны любому готова,
Но ты от нее не услышишь ни слова.
- Что это? Книга.
Учитель достает из сундучка старый школьный дневник 1962г.
- Похожа эта вещь на первый взгляд на книгу?
- Рассмотрите, но не открывайте.
- Что заметили?
- Какого цвета?
- Из чего сделан?
- Прочитайте надписи.
- Рассмотрите фотографию на дневнике. Кто это?
- Фамилия знакома?
- У кого из детей в классе такая же фамилия?
- Предположите, кто же этот мальчик?
Да. Это дедушка нашей ученицы Лазаревой Ксюши. В 1962 году Лазарев Володя учился в 4б классе. Ваш ровесник.
- Ксюша, как дневник попал в семью?
- Кто его сохранил?
Работа с «Лентой времени»
- Найдем на «Ленте времени» 2010 год.
- А теперь совершим путешествие во времени и найдем на ленте 1962 год.
- Посчитайте сколько лет дневнику?
- Где находилась эта школа?
Школа находилась в поселке Большая Ижора.
- Что знаете про эту местность?
- Давайте найдем на карте Ломоносовского района.
В поселке Большая Ижора жил орнитолог Бианки и его сын, впоследствии известный писатель Виталий Валентинович Бианки.
- В каком городе сделали этот дневник? (Ленинград)
- Как теперь называется этот город?
- Что еще можем узнать, открыв дневник?
3.Продолжение исследовательской работы. Письмо чернилами.
- Как звали учительницу?
- Как учился Володя?
Здесь можно рассмотреть ведомости Володи с отметками.
- Какие были предметы?
- Какие предметы сейчас называются по-другому?
- Сколько дней учились?
- Сколько уроков было каждый день?
- Сравните свой дневник и дневник Володи.
- Что общего? В чем отличие?
- Посмотрите на почерк мальчика?
- Что можно сказать о его личных качествах?
- Что делали на уроке чистописания?
- Чем писали?
Попробуем и мы провести минутку чистописания.
Работа в группах. Письмо ручками, заправленными чернилами.
- Трудно? Надо очень постараться.
- Посмотрите, у кого получилось лучше всех.
Рассмотреть классные групповые фотографии Володи.
- Сколько человек было в классе?
- Как одеты ученики, учитель.
- Почему пришли с цветами? Какие это цветы?
- На фоне чего сфотографированы дети?
- Почему на этой фотографии деревянная школа, а на другой фотографии кирпичная?
- Найдите в дневнике запись от 23 марта 1962 года.
- Прочитайте.
В 6 часов вечера родительское собрание в новой школе.
- Что за звездочки на груди?
- Что это за галстуки?
Эти реликвии учитель достает из «Волшебного сундучка»
- У кого дома сохранились такие реликвии?
- Какие были внеклассные мероприятия?
- В какие игры они любили играть.
- На фоне какого дворца ребят сфотографировали?
- Часто ли они фотографировались?
- Почему?
- Было ли это для них событием?
- Откуда это видно? Как догадались?
Рассказ об учительнице.
- Посмотрите внимательно на учительницу?
- Как вы думаете,сколько ей сейчас могло бы быть лет?
- Посмотрите на ленту времени.
- Открою секрет, а ведь вы ее знаете.
- ???
Учительницу зовут Митенева Ангелина Ивановна.
Первого декабря 2010 года она отпраздновала свой 80-летний юбилей. До этого дня она работала в нашей школе учителем начальных классов и воспитателем в группе продленного дня. Ангелина Ивановна учила дедушку Ксюши Лазаревой – Володю, папу Ксюши Лазаревой – Алешу, а сама Ксюша ходила к Ангелине Ивановне в группу продленного дня. А у меня Ангелина Ивановна была наставником, когда я только пришла в 1986 году работать в нашу школу. Обязательно пригласим ее в наш класс.
- Рассмотрим фотографии.
- Ваши родители помнят свою первую учительницу?
Продолжаем рассматривать дневник.
- Что еще заметили? Замечания?
- Прочитайте.
- А вы иногда получаете замечания от учителя?
- Что еще можно сказать о Володе?
Да, дети всегда остаются детьми, неважно в какое время они живут. Любят поиграть, пошалить.
Далее можно предложить детям посмотреть, что читали на уроках чтения. Поработать в группах и выбрать из предложенных произведений те, которые мог читать Володя. Прочитать из них отрывки, разыграть по ролям басню. Можно подобрать детские книги того времени и попросить предположить учеников, какие из них Володя мог держать в руках.
Можно попросить прочитать, что приносили на урок труда, предположить, чем ученики занимались. Попробовать вышивать крестиком на пяльцах. Так же поработать в группах.
4.Открытка из «Волшебного сундучка». Выполнение рисунков.
Учитель достает новогоднюю поздравительную открытку, в которой учительница поздравляет семью Володи с новым 1959 годом и благодарит Володю за хорошую учебу.
- Рассмотрите открытку.
- Что написано? Кто изображен?
- Написано от руки?
- Как напечатали, ведь компьютеров тогда не было?
Здесь можно показать картинку с изображением печатной машинки.
- Вы любите Новый год?
- Давайте найдем на странице 36 в старом школьном дневнике месяц декабрь.
- Прочитайте.
- Когда и куда поехали ребята на елку?
- А какие подарки им могли подарить?
- А вам какие дарят подарки на Новый год?
- Давайте нарисуем для ребят 4б класса подарки, которые вы хотели бы им подарить.
Далее ученики рисуют свои рисунки.
- Найдите, что нарисовал Володя на последней странице дневника?
- Чем он увлекался?
- Современные мальчишки любят военную технику?
- Предположите, кем стал Володя?
Володя стал военным переводчиком.
- Как могла сложиться его дальнейшая жизнь?
Выслушиваются предположения учеников.
5.Заключительная часть.
- Что особенно запомнилось?
- Что хотели бы спросить?
- Почему нужно бережно хранить семейные реликвии?
- О чем они могут рассказать?
- Какие предметы из современной жизни будут иметь значение семейной реликвии для будущих поколений и почему?
6.Задание.
Найди у себя самые старые вещи. Это может быть одежда, мебель, фотографии, игрушки, награды, грамоты. Узнай у родителей историю их появления. Что могло бы стать или уже стало семейной реликвией?
Примерные вопросы:
- Название
- Назначение
- Цвет
- Форма
- Свойства
- Кто владел этой вещью?
- Как попала в семью?
- Всегда ли была в семье или нет?
- Какие события связаны с этой вещью?