Зачем нужны проекты в начальной школе
Верёвочкина Татьяна Анатольевна,
учитель начальных классов,
ГБОУ Гимназии № 622
Выборгского района Санкт-Петербурга
Отечественная начальная школа не в первый раз обращает внимание на проектную деятельность учащихся.
Работая более 30 лет учителем начальной школы, стараюсь использовать нетрадиционные формы обучения. Ни для кого не секрет, что в настоящее время у учащихся наблюдается слабая мотивация к учёбе. Большинство детейне заинтересованы в обучении, а необычные формы проведения уроков и занятий позволяеют сделать учение более интересным и увлекательным для младших школьников, сохранить познавательный интерес ребёнка. Если маленький человек ходит в школу потому, что ему там интересно, то и учёба даётся ему легко.
Для достижения нового результата образования необходимо внедрение новых технологий.Одной из наиболее интересных является проектная технология. Проектная технология - это последовательная совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.
Цели использования проектной технологии:
-развитие самостоятельности и творческого потенциала личности учащегося;
-формирование познавательных мотивов учения;
-развитие умений вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, уважительно относиться к чужому мнению.
Проектная деятельность позволяет связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое. Строгая добровольность участия школьников в работе над темой в проектной деятельности решает проблему возможности опасений от перегрузки школьников.
Проектную деятельность сначала я стала применять во внеурочной деятельности, а уже потом на уроках окружающего мира, математики, литературного чтения. Сейчас, в основном, мы с детьми выполняем проекты на межпредметной основе: "Миром правят числа", "Наследие древнего мира", "Человек во Вселенной", "Моя родословная" и другие проекты.
Самым интересным нашим проектом и продолжительным по времени стал проект "Грибы- часть живой природы", продуктом которого стала книга "Грибы- часть живой природы."
Успех превзошёл все ожидания. А начиналось это так...
На первом этапе обсудили с детьми создание проекта книги, учащиеся получили индивидуальные задания собрать материал для своего сообщения.
На втором этапе учащиеся обменялись найденной информацией, разбились на 4 группы по желанию: первая группа занималась оформлением книги, вторая - написанием вводной статьи, третья - составлением и написанием правил для грибника, четвертая - придумыванием формы презентации проекта.
На третьем этапе учащиеся обсудили предложения по выполнению конкретной групповой работы.
Мною контролировалась деятельность каждой группы, направлялась работа в нужное русло, помогала решать спорные вопросы, определяля лидеров группы.
На четвёртом этапе - каждая группа отчитывалась по анализу результатов своей деятельности . Происходила подготовка материалов для защиты проекта. Утвердили проект книги, подвели итоги о проделанной работе, оценили работу каждого ученика.
В заключительный день проектной недели прошла презентация . Был представлен продукт проекта "Грибы - часть живой природы". Был разработан сценарий презентации в стихотворной форме. Учащиеся подготовили пригласительные билеты для родителей, администрации школы, учителей, афишу презентации.получился настоящий праздник.Участники проекта получили ценные подарки и дипломы.
Сейчас мои выпускники в пятом классе. Классный руководитель и учителя 5-х классов отмечают, что дети легко адаптировались в основной школе, принимают активное участие во многих внеклассных мероприятиях., работоспособны, любознательны, умеют ставить перед собой задачи и самостоятельно их решать. Значит цель, которую я поставила перед собой.достигла своего положительного завершения - мои ученики освоили технологию умения учиться.