Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

Тема: Секреты знакомых предметов

Разгадываем секреты зеркал

Занятие – практикум в группе продлённого дня или во внеурочной деятельности  учителя начальных классов.Рекомендация: для учащихся 1- 4 классов.

Арсентьева Елена Леонидовна,учитель высшей категории ГБОУ

СОШ № 317 Адмиралтейского района

г. Санкт-Петербурга.

Введение.

Ни для кого не секрет, что дети  возраста начальной школы задают огромное количество вопросов, на которые мы часто сразу не можем ответить без предварительной подготовки.  Мне пришла в голову идея, а почему бы самим детям не попробовать отвечать на них, конечно под руководством воспитателя группы продлённого дня или учителя во время внеурочных занятий. Так у нас в группе продлённого дня появился «Клуб почемучек», а интересы детей можно учитывать, меняя темы занятий. Группа продлённого дня благодатное время для развития детей по интересам, а поскольку я являюсь их учителем, классным руководителем, можно считать, что проходит внеклассное мероприятие, которое удобно готовить и легко контролировать подготовку детей по ступеням. . Во второй половине дня дети устают быстрее (особенно 1 - 2 класс), поэтому занятие рассчитано на

35 – 45 минут, а если видно, что дети устали, то можно сделать игровую паузу, а затем продолжить или перенести часть работы на следующий день. Конечно, лучше рассчитывать  время так, чтобы все дети, которые готовились, смогли выступить  по своим темам. Ведь они очень старались  и самое главное,  чтобы ответить на вопросы своих одноклассников, ребятам приходится  часто проводить самую настоящую исследовательскую (научную)  работу, во время которой они учатся находить нужный материал, правильно и понятно выражать свои мысли, узнавать новое о привычных предметах и явлениях и даже делать для себя и друзей неожиданные открытия. Конечно, на занятиях часто  возникают предметные связи, полученные знания мы применяем на разных предметах, а многое пригодится детям на физике, химии, биологии и т. д.   Новые знания помогают детям  посмотреть на многие предметы или явления совсем по-другому: осмысленно, с пониманием причин происходящего вокруг них. Очень важно, чтобы при подготовке и на занятиях возникла атмосфера заинтересованного научного поиска, появился первый успех – столь необходимый в самом начале пути  в познание.

Начинаем мы с определения темы, которая заинтересовала  больше всего, затем определяем вопросы (дети называют их сами с некоторой поправкой воспитателя, учителя, если это необходимо), на которые нужно подготовить ответы для раскрытия темы. Каждый сам выбирает себе вопрос, на который он хочет найти ответ. В этом случае  работа будет выполняться с желанием и интересом не только им самим, но и родителями, даже самыми занятыми своей работой. Увлечение ребёнка увлекает  родителей, бабушек и дедушек. Если это произошло, то работа пошла в правильном направлении. Иногда мы проводим наши практикумы, конференции, занятия вместе с родителями, чаще с бабушками и дедушками.

Вот с одним таким практикумом хочу вас и познакомить. Зеркало – очень привычный предмет, которым все пользуются каждый день. Ребята заметили, что в классе над раковиной на зеркале появились пятна…

 Вот и новая тема для разгадки – «Секреты зеркала».За один день  все вопросы обсудить невозможно, поэтому часть вопросов мы перенесли на второе занятие, предварительно договорившись с ребятами.

 А какая благодатная почва для развития УУД по новым стандартам обучения и воспитания. В основном дети работают в тройках или по группам в 5 – 6 человек, воспитание коммуникативности во внеурочной деятельности  очень помогает и в работе на уроках. Дети лучше узнают друг друга, начинают понимать  и взвешивать возможности и способности  своих одноклассников. Учатся выслушивать друг друга и задавать вопросы. Во время таких занятий возможности для этого больше, чем на уроках.

«Клуб почемучек» обеспечивает работу по всем видам УУД, которые по значимости  можно поставить, пожалуй, в таком порядке: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.

 

Рассматриваемые вопросы: 1 занятие.1. Первое зеркало.

2. Опыт 1 – зеркало из монет.

3.  Из истории стеклоделов из Венеции.

4.Опыт 2 – «хорошие» и «плохие» зеркала.

5.Старение зеркал, как делают зеркала.

6.Использование зеркал: а) (из истории). Архимед спасает Сиракузы.

б) Зеркальная метель. Показ опыта 3.

2 занятие.7. Опыт – игра 4. Узоры для ковра, или зеркала наводят порядок.

8.Опыт 5. Зеркальное письмо.

9.Загадочная фотография.

10.Подводим итоги первого изучения зеркала.

 

 

 

 

Цели и задачи воспитательные:

- воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к выполняемой работе;

- воспитание мотивов учения, положительного отношения к получению знаний;

- развивать психические способности детей: учить анализировать материал, выдвигать гипотезы и доказывать их;

- побуждать ребёнка к активной самостоятельной деятельности воспитывать самостоятельность

 

Цели и задачи обучающие:

- развивать мышление, формировать умения выделять существенные признаки и свойства, развивать умения устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала;

- учить оценивать результаты выполненных действий;

- учить познавать мир, видеть интересное в обыденном

- учить работать с книгой неторопливо, при желании возвращаться к прочитанному тексту ещё и ещё раз.

- познакомить с историей зеркала и с его интересными свойствами.

 

 

  Источники для подготовки: 1.А.И. Шапиро «Секреты знакомых предметов». Опыты и эксперименты для детей. Издательство «Речь» Санкт-Петербург 2010 год.

2.Сайт file:///C:/Users/Елена/Desktop/Из истории зеркал.

В опытах участвуют:

·        Зеркала разных размеров.

·         Металлические крышки, пуговицы.

·        Фольга.

·        Шар или мяч/на каждую группу/.

·        Зубная щётка, паста или порошок.

·        Фонарики /по количеству групп/.

·        Желательно солнце.

·        Миска с водой.

·        Цветная бумага.

·        Листы бумаги/по количеству групп/ с начерченным углом 60 градусов.

 

 

 

 

 

Ход занятия.

Вступление. Начинаем 1 занятие-практикум, посвящённое предмету, выбранному вами  - зеркалу. Сегодня, я думаю, вы поделитесь своими находками со своими одноклассниками. Рассказывать прошу чётко и громко. Первый вопрос звучит так:

 

1 ученик.Какое зеркало было первым? / Вопрос к учащимся.

Звучат разные ответы учеников. Опыт: на столе широкая миска с водой. Ученик предлагает  желающим  посмотреть на воду.

Что можете сказать? Ребята высказываются

Древнегреческая легенда рассказывает, что боги превратили в ароматный цветок прекрасного юношу по имени Нарцисс, который случайно увидел своё отражение на гладкой поверхности воды и не мог оторвать взгляда от него. Догадались в какой? (в нарцисс)

            Глядя на других, человеку всегда хотелось знать, как он выглядит сам.

Возможно, действительно зеркалом для человека стала лужица воды.  Люди стали думать, как бы сделать так, чтобы лужица всегда была рядом, чтобы можно было видеть себя в любой момент.

            Древние египтяне, жившие 5000 лет назад, уже придумали зеркала. Правда, они были совсем не такими, какими пользуемся сейчас мы. Представьте себе небольшой кружок из бронзы. Одна сторона кружка очень гладкая. Если всмотреться в гладкий бронзовый круг, то можно увидеть себя.

 

Учитель. Есть ли вопросы к выступающему? Тогда переходим к следующему интересному опыту.

/Опыт проводит ученик.На столах приготовлены металлические пуговицы, зубные щётки и зубной порошок, подкладные листы плотной бумаги/.

Возьмите в руки приготовленную пуговицу, щётку и порошок. Смочите пуговицу в воде, а затем зубным порошком хорошо потрите её. Даже опытным мастерам это надо делать очень долго. В конце концов, отполированная поверхность превратится в зеркало.  Я  несколько раз  примерно по30 минут полировал, чтобы получилась такая зеркальная поверхность./Ученик показывает заранее приготовленную отполированную монету/.

 

Учитель. Получилась у кого-нибудь пуговица похожая на зеркало?

Значит нужно дольше трудиться на таким зеркалом.

А сейчас мы предоставим возможность рассказать о стеклоделах  из Венеции.

Ученик./Выступающий ученик показал на политической карте, где находится Венеция и кратко сообщил о её особенностях/.          Стеклорезы из Венеции придумали зеркала, похожие на те, которыми пользуемся мы, очень давно.

Именно они догадались на стеклянную пластину нанести слой металла. Изготовление зеркал было долгим, сложным и опасным для здоровья. Зато зеркала получались изумительные. Они сверкали, отражая блеск свечей. А главное  - такие зеркала не темнели и не тускнели на воздухе, как это происходило с бронзовыми зеркалами.

            Мастера, изготовлявшие зеркала, пользовались в Венеции большим уважением, но под страхом смертной казни им запрещалось разглашать секреты своего ремесла. Все мастера – стеклоделы жили вблизи Венеции, на острове Мурано, куда никто из посторонних не мог попасть. Долгое время сохранялась тайна производства стеклянных зеркал. Но однажды французский посол в Венеции получил из Парижа секретное письмо. В письме требовалось найти рабочих для королевской зеркальной фабрики.

            Непросто было сманить мастеровых из Мурано. Посол хорошо знал венецианские законы. В одном из них писалось: «Если стекольщик перенесёт своё ремесло в другую страну, то его родственники будут отправлены в тюрьму, а к нему будут посланы люди , чтобы его убить».

             И всё же французам удалось вначале четырёх мастеров зеркального дела,  а потом ещё двух. Хранителей тайн производства зеркал поселили чуть ли не во дворце. Деньги им платили огромные. Исполняли все их прихоти и желания. И через несколько лет в королевских дворцах – в Версале, в Лувре – появились прекрасные зеркала, сделанные уже во Франции. С той поры большие зеркала украшали дворцы королей и замки богатых людей. Стоили зеркала очень дорого и служили символом богатства и достатка.

            Теперь зеркала доступны всем. Они есть в каждом доме. Мы уже не обращаем на них внимания.

            А вы ребята можете вспомнить, сколько зеркал в вашем доме?

Учитель. Очень интересные факты из истории зеркал мы узнали. Следующий опыт уже готов для проведения.

 /На столах: Два листа фольги, два куска стекла/.    

Ученик. Ребята, возьмите один лист фольги разглаженный, а второй должен быть слегка мятый. Положите на каждый лист фольги кусок стекла. Посмотрите в них как в зеркало. Какое изображение больше похоже на вас?

            Ну конечно, то, которое вы видите в стекле с разглаженной фольгой.  Каждый кусочек не разглаженной фольги можно рассматривать как маленькие зеркала, повёрнутые по отношению друг к другу. Изображения в них накладываются друг на друга и поэтому искажают ваш портрет.

            Разные искажения можно получить и в настоящих зеркалах, если стёкла, из которых они изготовлены, имеют неровности, утолщения, искривления. В «комнате смеха» можно удивиться странным изображениям, получаемым в таких зеркалах.

Учитель. Вот теперь вы знаете, как получают зеркала для «комнаты смеха».

Будем двигаться дальше. Сейчас, наконец, мы узнаем, как делают зеркала и почему на нашем зеркале появились пятна.

Ученик. Сегодня зеркала работают всюду. Они есть в каждом доме, в любой машине. Изготовляют зеркала из стекла, покрывают одну из поверхностей раствором некоторых металлов: среди них ртуть, хром, алюминий, серебро.

Раствор наносится тонким слоем. После застывания для защиты на него наносят ещё слой лака и вставляют в рамку.

            А вы замечали, что чаще всего зеркала портятся в ванной комнате? Водяные пары, частые изменения температуры в этом помещении разрушают отражающий слой зеркала. Оно постоянно тускнеет, появляются трещины, и пользоваться ими становится всё труднее.

            Надо беречь зеркала от перепадов температур. Не снимайте и не царапайте заднюю стенку. Тем самым вы продлите жизнь зеркал.

Учитель. Вот мы и узнали, почему на нашем зеркале появились пятна. Почему же они появились?/Дети дают ответы/.

А сейчас нам расскажут, как же можно ещё использовать зеркала.

Ученик. Давайте, ребята, начнём сразу с проведения опыта. У вас на партах приготовлены шары и есть кусочки фольги. Приклейте их плотно друг к другу на шарик.  Для чего можно использовать такой шарик? /Прозвучало много интересных предложений/. Я тоже хотел предложить вам устроить снегопад или зеркальную метель.  Подвешиваем шар на прочной нити и направляем луч фонарика на шар, а если шар вращается, то мы получаем… снег или метель. Хотите сильную метель – вращайте шар сильнее.

Учитель. Ребята, где же можно использовать зеркала?  /Дети называли

 множество разных вариантов использования зеркал/. А сейчас мы узнаем, что зеркала помогают не только отдыхать, но и умеют работать и сражаться.

Ученик. В 212 году до нашей эры древнегреческий город Сиракузы отличался значительным уровнем развития культуры и техники. Среди учёных выделялся Архимед – математик, инженер, физик и изобретатель. Легенда рассказывает . что римляне давно хотели захватить этот город. Однажды, когда римский флот подходил к Сиракузам, пытаясь захватить город, Архимед обратился к жительницам города: «Женщины! Что дороже вам: ежедневно следить за своей красотой или быть свободными? Если вы не хотите быть рабынями, то берите свои большие  и красивые зеркала и идите к гавани».

            Архимед расставил женщин с осколками зеркал в руках на склонах крутого берега так, что из маленьких плоских зеркалец образовалось огромное вогнутое зеркало, похожее на увеличенную во много раз внутреннюю поверхность новогоднего зеркального шарика.

            Тысячи солнечных зайчиков от каждого зеркальца, собранные вместе и направленные на паруса деревянных судов, поочерёдно поджигали корабли римлян. Врагу пришлось отступить. Город праздновал победу.

 

            Задание и вопросы для домашнего опыта: 1. Представьте, какой будет «снегопад», если зеркал будет мало, зато размеры их будут большими, с какой стороны лучше освещать шар – снизу, сверху, сбоку? Попробуйте свой ответ проверить на опытах.

2. Что изменится, если освещать вращающийся шар двумя фонариками? Как их лучше расположить относительно друг друга (рядом, на некотором расстоянии, с противоположных сторон шара)?

 

 

2 занятие (продолжение)

Стадия рефлексии по домашним опытам. Дети рассказывают о своих открытиях при проведении опытов/один от группы/. Делают выводы.

Учитель. Сегодняшнее занятие мы начнём с опыта – игры. Мы узнаем, как зеркала наводят порядок.

Ученик. Ребята, у каждой группы на столе лежит лист бумаги , на котором начерчен угол 60 градусов. Набросайте беспорядочно яркие цветные бумажки разной формы. Красивый рисунок получился? Нет? Нет узора?

Тогда по сторонам начерченного угла поставьте два плоских зеркала. На мой взгляд, произошло чудо! Беспорядок превратился в удивительный узор для вышивки или ковра.

            Зарисуйте сотворённый вами узор. Но посмотрите, стоит изменить угол, и узор изменится, станет совсем другим, но тоже очень красивым.

/ Дети пробуют и удивляются увиденным узорам/.

 По такому же принципу и создана детская игрушка – калейдоскоп.  Изобрёл его шотландский физик Дэвид Брюстер. Название игрушки происходит от двух греческих слов и буквально означает красивый вид. Вращая трубку, вы меняете взаимное расположение  стёклышек, и картинки симметричных узоров становятся «живыми», сменяя друг друга.

Учитель. Если вы захотите  сделать калейдоскоп, то мы с вами сможем это сделать позже. А сейчас вы будете проводить ещё один опыт./ Группам детей выдают листы с текстом/.

Ученик. Попробуйте прочитать текст. У кого  получилось? Нам опять поможет плоское зеркало. Поднесите маленькое зеркало к тексту. Обычно мы пишем слева направо. Каждое зеркальное изображение, как вы уже знаете, обращено (лево-право) по отношению к предмету. Попробуйте сами написать зеркальным письмом и прочитать записки друг друга.

Учитель. У нас осталось последнее интересное выступление. А называется оно «Загадочная фотография».

Ученик. У каждой группы на столе лежат 2 фотографии. Рассмотрите сначала их. Полюбуйтесь пейзажем на фотографии. Попробуйте определить, какой из двух снимков перевёрнут? Как вообще определить, где действительно предмет, а где его зеркальное  отражение в воде?/Дети выдвигают свои гипотезы, пытаются их доказать/.

            Я вам сейчас помогу. Сравните яркость и чёткость верхней и нижней частей снимка. Нужно учесть, что фотоаппарат располагался чуть выше поверхности воды. Из-за этого изображение в воде слегка сжато. Для точности можно воспользоваться методом «контрольных точек».

            Выберите две точки на одиноко стоящем дереве -  точку на вершине дерева  и точку в том месте, где дерево соприкасается с землёй. На верхнем и нижнем изображении дерева измерьте расстояние между этими точками. Фотография будет расположена правильно, если расстояние между точками больше в верхней части. И ещё, яркость изображения в воде меньше, чем в в воздухе, и резкость хуже.

            Вот теперь скажите, какая же группа правильно определила предметы и их отражения? Молодцы, вы правильно рассуждали.

Учитель. Молодцы, ребята, вы очень хорошо постарались. Разгадали много секретов зеркала, а вот какая команда будет награждена, мы узнаем после того, как покажите полученные знания при выполнении теста. Вам выдаются листы с тестами. Ваша задача выполнить его командой.

Вопросы для тестирования (рефлексия).

Обведите букву правильного ответа или подчеркнитеего.

     1. Каким бывает изображение в плоском зеркале в сравнении с размерами предмета?

а) уменьшенным;

б) равновеликим;

в) увеличенным;

г) любых размеров.

      2. Как можно получить разные искажения в зеркалах?

            а) с помощью царапин;

            б) если стёкла цветные;

            в) стёкла имеют неровности, утолщения, искривления.

     3. С помощью чего Архимед спас древнегреческий  город Сиракузы, когда это произошло?         

а) с помощью коней;

б) с помощью зеркал ( образующих вогнутое зеркало вогнутое зеркало);     

            в) с помощью кораблей.

    

     а) в 1800 году;

     б) в 221 году до нашей эры;

     в) в 212 году до нашей эры.

           

     4. Почему на зеркале могут появляться пятна?

а) от перепадов температур, от влажности, от нарушения слоя покрытия на обратной стороне зеркала;

            б) от света в помещении;

            в) от запахов в помещении.

     5. Что означает название игрушки – калейдоскоп?

            а) крутящиеся стёкла;

            б) красивый вид;

            в) живые стёкла.

     6.   Сформулируйте, каким образом возникает «зеркальная метель».

           

           

           

         

   

 


                

 


          

 

 

 

 

 


      7. Возможно, что было первым зеркалом для человека?

            а) отполированная пуговица

            б) металлическая пластина

            в) лужа.

      8. Кто придумал зеркала, похожие на те, которыми пользуемся мы?

            а) французские стеклоделы;

            б) стеклоделы из города Мурано вблизи Венеции;

            в) английские мастера.

      9. Подумайте, чем объяснить, что хорошо начищенная обувь – блестит?

           

         

 

 

 

 

 

 


 10. Запишите свой вопрос.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»