Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

 

  Предлагаю Вам создать урок-проект по творчеству С.Я.Маршака. Создав вариант такого урока, мы заодно вспомним этапы проекта, их классификацию, поговорим как составить паспорт проекта.

   Разные источники по-разному рассматривают этапы проекта: от одного до тринадцати. Остановимся на самой распространённой форме (так называемая форма «Пять П»):  Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

   Итак, первый этап – Проблема. Иногда проблема возникает стихийно, но можно её создать самому учителю. У нас проблемная ситуация будет разыграна в виде небольшой сцены, в которой две ученицы обсуждают творчество С.Я.Маршака. Одна ученица играет роль поклонницы Маршака, другая рассказывает что жил он очень давно и в нашей жизни его творчество не современно.

   Мозговой штурм поможет перейти нам к этапу Проектирования. Предлагается назвать все темы, которые подходят к нашей проблеме. Всё названное записывается на доске в форме «звёздочки идей». Ни в коем случае нельзя ограничивать участников проекта при выдвижении идей, какими бы фантастическими или нелепыми они бы ни были. Записываем все идеи. При обсуждении неподходящие стираем. Осталось предложения пронумеровать – это и будет план работы над проектом. Можно работать по каждой теме всем коллективом, группами, индивидуально – это зависит от целей, которые ставит перед собой педагог.

   Возможные темы:

  • Биография С.Я.Маршака
  • Что мы знает о времени, когда творил Маршак
  • Как из нашей речи уходят слова и появляются новые
  • Музей одного дня
  • Викторина по произведениям Маршака
  • Вечные темы в произведениях Маршака

   Переходим к этапу Поиск информации.  Ресурсы информации не ограничены рамками класса – это Интернет, услуги библиотеки, помощь педагогов, родителей и другое.

   Изучив материалы по выбранной теме, предлагается перейти к созданию продукта данного проекта: выбираем устный журнал со страницами. На одном занятии для учителей по проектной деятельности участникам было предложено составить список продуктов проектов на каждую букву алфавита. Получился очень внушительный список! Пусть и в нашей работе продукты проектов будут самыми разнообразными!

   Итак, информация обработана, продукт создан. Переходим к презентации. Пусть это будет устный журнал. 

После Презентации целесообразно составить методический паспорт данного проекта. Это актуализирует знания по данной теме.

Приложение 1. Биография С.Я.Маршака

Приложение 2. Время

Приложение 3. Обновление словарного запаса языка

Приложение 4. Как создать музей одного дня

Приложение 5. Из какого произведения эти строки

Приложение 6. Вечные темы в произведениях Маршака

Приложение 7. Методический паспорт проекта

 

Приложение 1. Биография С.Я.Маршака

   Самуил Яковлевич Маршак (1887–1964), русский поэт, переводчик, драматург, литературный критик, редактор. Родился 22 октября (3 ноября) 1887 года в Воронеже в семье техника-мастера на химических заводах. С раннего детства писал стихи. В 1902 году вместе с семьей переехал в Петербург, где случай помог ему познакомиться с В. В. Стасовым, а через чего с Ф. И. Шаляпиным и М. Горьким, принявшими горячее участие в судьбе талантливого мальчика. Хлопотами Стасова Маршак, сын еврея из черты оседлости, был определен в гимназию; впоследствии Горький поселил его у своей жены, Е. П. Пешковой, в Ялте (1904–1906), где Маршак продолжал учебу на средства Горького и Шаляпина. С 1907 году, вернувшись в Петербург, начал выступать в одном из популярнейших журналов Серебряного века – «Сатириконе». В 1912–1915 годах жил в Англии, слушал лекции на филологическом факультете Лондонского университета (1913–1914); в 1915–1917 годах в журналах «Северные записки», «Русская мысль» и др. изданиях опубликовал свои первые переводы (стихи Р. Бернса, У. Блейка, У. Вордсворта, английские и шотландские народные баллады). Вернувшись в Россию, участвовал в организации помощи малолетним сиротам и беженцам – жертвам Первой мировой войны. Летом 1917 года в Екатеринодаре (Краснодар) организовал и возглавил «Детский городок» – комплекс детских учреждений (школа, библиотека, мастерские и т.п.), включавший в себя и один из первых советских театров юного зрителя. Для него Маршак и поэтесса Е. И. Васильева (Дмитриева; псевд. – Черубина де Габриак) писали пьесы-сказки (совместный сб. Театр для детей, 1922).

    В 1922 году переехал в Петроград, где стал заведующим литературно-репертуарной частью Театра юных зрителей, а вскоре начали выходить стихотворные книжки Маршака, мгновенно завоевавшие любовь маленьких читателей: "Детки в клетке", "Пожар", "Сказка о глупом мышонке" (все 1923), "Цирк", "Мороженое", "Вчера и сегодня" (все 1925), "Багаж" (1926), "Пудель", "Почта" (обе 1927), "Вот какой рассеянный" (1930) и др. В игрушечный мир дореволюционной детской литературы Маршак (как и К. И. Чуковский и Д. И. Хармс) ввел живые и узнаваемые, обаятельные и забавные, фантазийные и поучительные образы людей, взрослых и маленьких, зверей, птиц, вещей, попадающих в самые разнообразные ситуации, вызывающие смех, сочувствие, понимание, недоверие – целый спектр чувств, в основу которых писатель ненавязчиво и тонко кладет назидание, наставляющее без принуждения и скуки.

    В 1924–1925 годах – редактор журнала «Новый Робинзон», в котором впервые стали печататься Б. С. Житков, М. Ильин (брат Маршака), В. В. Бианки, Е. Л. Шварц и др. будущие классики отечественной детской литературы. В 1924–1934 годах, возглавляя Детский отдел Госиздата, Маршак ввел в детскую литературу не менее ярких Л. Пантелеева, Г. Г. Белых, Хармса, А. И. Введенского и др. Вполне заслуженно Горький еще в начале 1930-х годов назвал Маршака «основоположником детской литературы у нас».

    В 1937 году переехал в Москву, продолжая писать стихи для детей и переводить на русский язык английскую поэзию. В «детских» произведениях поэт не боится затрагивать и производственные, и мировоззренческие, и серьезные морально-психологические («Ежели вы / Вежливы / И к совести / Не глухи, / Вы место / Без протеста / Уступите / Старухе. / Ежели вы / Вежливы / В душе, а не для виду, / В троллейбус / Вы поможете / Взобраться / Инвалиду...»), и политические проблемы, искусно, остроумно, даже весело расширяя границы мира юных читателей ("Мастер-ломастер", "Война с Днепром", "Мистер Твистер", "Рассказ о неизвестном герое" и др.).

    В годы Великой Отечественной войны Самуил Маршак выступал с сатирическими текстами на газетных полосах ("Юный Фриц, или Экзамен на аттестат «зверости»"; по его мотивам – киносценарий "Юный Фриц, или Сентиментальное воспитание", 1942–1943; одноим. к/ф Г. М. Козинцева), во фронтовых листовках и агитационных плакатах (в т.ч. составлял подписи к рисункам Кукрыниксов, напр., «Днем фашист сказал крестьянам: / „Шапку с головы долой!“ / Ночью отдал партизанам / Каску вместе с головой»). В то же время в стихах Маршака военных и послевоенных лет усиливается лирическое начало, углубляется психологизм, появляется пейзаж – без утраты светлого, жизнерадостного, «детского» мироощущения (сборники "Почта военная", 1944; "Разноцветная книга", "Быль-небылица", оба 1947; "Круглый год", 1948; "Тихая сказка", 1956; "Вакса-Клякса", "Угомон", оба 1958; энциклопедия в стихах "Веселое путешествие от А до Я", 1953, и др.). Особенно это ощутимо во «взрослых» стихах Маршака, над которыми он начал интенсивно работать в эти годы, и в его переводах (кроме вышеназванных авторов, Дж. Г. Байрон, Д. Китс, Р. Киплинг, Р. Стивенсон, Р. Браунинг, Э. Лира, Г. Гейне, Дж. Родари и др., в т.ч. украинские, белорусские, армянские и др. иноязычные поэты).

   Важной стороной деятельности Самуила Маршака была его мемуаристика и литературная критика (автобиографическая повесть "В начале жизни. Страницы воспоминаний", 1960; сборник статей о литературном мастерстве, заметок и воспоминаний "Воспитание словом", 1961), а также постоянное общение с коллегами по поэтическому цеху, в т.ч. начинающими (с ними Маршак был не только доброжелателен, но и предельно откровенен, называя, по свидетельству очевидцев, дурные стихи «дурными поступками»).

    Общепризнанный, читаемый и любимый классик отечественной литературы 20 века, Маршак был удостоен самых высоких наград (кроме Ленинской, Государственные премии 1942, 1946, 1949, 1951). Свидетельством широты и мощи его таланта стал венок из вереска, присланный на его похороны из Шотландии, с родины Бернса, свежую и естественную лирику которого поэт сделал фактом русской литературы. Стихи самого Маршака переведены на многие языки народов мира.

    Самуил Яковлевич Маршак умер в Москве 4 июля 1964 года.

Энциклопедия "Кругосвет"

Ссылки на эту страницу http://www.c-cafe.ru/days/bio/10/067.php

 

Приложение 2.Время, в которое творил Маршак

   Посмотрите на одну из площадей нашего города. Узнали её? Такой она была в годы жизни Маршака.

alt

      

   Раньше называлась эта площадь Знаменской. В 1909 году в центре площади был установлен конный памятник императору Александру III работы скульптора П. П. Трубецкого.

    В феврале 1917 года на Знаменской площади проходили многолюдные демонстрации и митинги, столкновения восставших с полицией. В память о революционных событиях с 1918 года это место стало называться площадью Восстания.

   В 1937 году памятник Александру III был перенесён во двор Михайловского дворца.

    В 1952 году посередине площади был разбит сквер. В сквере был установлен закладной камень, на месте которого планировалось поставить памятник В. И. Ленину. На месте Знаменской церкви в 1955 году по проекту И. И. Фомина, Б. Н. Журавлёва и В. В. Ганкевич был построен павильон станции метро "Площадь Восстания". Эта станция метрополитена стала одной из первых восьми, открывшихся в Ленинграде.

   Обелиск "Городу-герою Ленинграду" установлен на площади Восстания в 1985 году, к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне. http://walkspb.ru/ulpl/vosstaniya_pl.html

   А так выглядит эта площадь сейчас:

    alt

   Что изменилось за эти годы?

   Приложение 3. Обновление словарного запаса языка

   Словарный запас обновляется постоянно. Одни слова уходят из него, так как мы не пользуемся предметами, которые они обозначают. Например, все ли из вас знают значения этих слов: гамаши, огарочек свечи, пионеры, значок ГТО?  Эти слова можно встретить в произведениях С.Я.Маршака, ведь в его время эти предметы активно использовались.

alt

    А какие новые предметы и, соответственно новые слова, появились сейчас, а Маршаку были неизвестны?

   Приложение 4.Как создать музей одного дня.

   Возможно, у многих в доме найдутся такие предметы, назначение которых нам неизвестно. Из них и можно создать экспозицию Музея Одного Дня. В нём будут работать экскурсоводы (дети, которые принесут старинные предметы). Они расскажут, что это за вещь, как ею пользоваться, как она попала в Музей. Среди экспонатов Музея могут быть перьевые ручки, коллекции фантиков от жвачки, диапроектор и многое-многое другое.

 

   Приложение 5. Из какого произведения эти строки

   Учащимся предлагается назвать произведение, строки из которого прозвучали.

 

   Приложение 6. Вечные темы в произведениях Маршака

   Конечно, Маршак жил давно. Нам даже не всегда понятны некоторые слова в его стихах. Но есть вечные темы в его творчестве: Дружба, Скромность, Труд. Разве когда-нибудь устареют  его строки из Пожелания друзьям:

   Желаю вам цвести, расти,

   Копить, крепить здоровье.

   Оно для дальнего пути —

   Главнейшее условье.

   И таких Вечных тем в творчестве Маршака очень много. Поэтому каждое юное поколение обращается к его книгам.

   Приложение 7. Методический паспорт проекта

1.           Название проекта – Название проекту дает автор при его разработке

2.           ФИО – фамилия, имя и отчество разработчика(ков) учебного проекта

3.           Год разработки учебного проекта

4.           Опыт использования (Степень распространения)

•Проводился один раз в одном классе или с одной группой детей

•В нескольких классах или с несколькими группами детей

5.           Проблемная ситуация – описание ситуации, содержащей проблему и условия

6.           Проблема проекта – в основе любого учебного проекта лежит проблема, которая мотивирует учеников в проектировании. Она выделяется из проблемной ситуации в процессе проблематизации.

7.           Цель – цель вытекает из проблемы проекта, в самом общем виде она есть результат как способ(ы) решения проблемы

8.           Задачи – этапы – способы решения  - определяются в процессе рассмотрения цели в заданных условиях (смотрим проблемную ситуацию) и формулируются в процессе планирования работы. На одном этапе решается одна задача конкретным способом. 

9.           Форма организации детей –

•Индивидуальная работа

•Парная работа

•Групповая работа

10.         Ведущая деятельность –

•Исследовательский

•Творческий

•Информационный

•Другое

11.         Сфера применения результатов –

•Экологический

•Страноведческий

•Социологический

•Краеведческий

•Этнографический

•Лингвистический

•Культурологический

•Экономический

•Шоу-бизнеса

•Другое

12.         Форма продуктов проектной деятельности –

•Web-сайт

•анализ данных социологического опроса

•атлас, карта

•видеофильм

•газета, журнал

•мультимедийная презентация

•стендовый доклад

•групповой или личный отчет проектантов

•другое

16.         Класс  или возраст детей

17.         Количество участников

18.         Предметная область - Основная предметная область и/или дополнительные предметные области

19.         Состав участников

•индивидуальный

•одноклассный

•межклассный

•разновозрастной

•общешкольный

20.         Темы учебно-тематического плана предмета(ов) –

21.         Время работы –

22.         Цели обучения, развития, воспитания, достигаемые в проекте

23.         Стартовый уровень обученности и сформированности  ЗУН и специфических умений

Для самостоятельной работы учащихся в проекте необходимы конкретные заранее сформированные ЗУН и специфические умения проектировать (например,  в проекте Кислотные дожди необходимые ЗУН – измерение кислотности жидкостей. Специфические умения – целеполагание,

24.         Приращение в ЗУН и специфических умения – знания и умения, которые учащиеся приобретают в процессе работы над проектом (например, в проекте «Кислотные дожди» возможным приращением будет нанесение данных исследования на карту и обобщение результатов по региону), а приращение в специфических умениях – рефлексивные действия и самоанализ проектной деятельности.

25.         Режим работы (организационная форма)

a.           урочный

b.           внеурочный

c.           урочно-внеурочный

d.           внешкольный

26.         Техническое оснащение - такое материально-техническое обеспечение, без которого не получилось бы проведения работы в проекте

27.         Учебно-методическое оснащение  - учебники и учебные пособия, всевозможные руководства и методички, электронные пособия типа "Помощь" и обучающие программы для самостоятельной работы  учащихся.

28.         Информационное оснащение – средства работы с различными источниками информации и сами источники  (печатные, электронные, аудио и видео).

29.         Кадровое оснащение – дополнительно привлекаемые специалисты (например, политика, оператора для управления какими-либо приборами,  или  библиотекаря).

30.         Комментарий

ПП. 26-29 описываются / в том случае, если их использование не может быть заменено на аналоги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»