Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Роль волшебных сказок для развития
речевого творчества детей

Удович Елена Васильевна,
учитель ГБОУ школы № 14 Санкт-Петербурга

 

      В настоящее время изучению проблемы речевого творчества младших школьников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в младшем школьном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем.

      Важными источниками развития речевого творчества являются художественная литература и фольклорные произведения. Корней Иванович Чуковский в книге "От двух до пяти" отмечал: "Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного русского языка". Поэтому в качестве литературного материала для исследования проблемы речевого творчества в младшем школьном возрасте мною были использованы русские сказки, прежде всего волшебные. Поиск путей формирования самостоятельности в речевом творчестве младших школьников на основе знакомства с русскими волшебными сказками стал целью моего исследования.

      Волшебная сказка является феноменом национальной культуры, отражающим опыт нравственной и интеллектуальной жизни предыдущих поколений в виде общечеловеческих первообразов-символов, архетипов коллективного бессознательного (Л.С. Выготский, Дж. Кули, К. Юнг). Заданность этических и нравственных норм и специфика героического содержания волшебной сказки способствуют моральному воспитанию детей, приобщению к идеям патриотизма, формированию национальной гордости.

      Объектом исследования является словесное творчество детей седьмого года жизни, а его предметом - процесс формирования детского словесного творчества под влиянием волшебной сказки.

      Основная идея опыта:

      Предполагаем, что основу способности к сочинению сказок в младшем школьном возрасте составляет взаимосвязь ее компонентов, что будет являться структурой способности:

1-ый компонент: Придумывание сказки - умение ребенка отличить сказку как жанр от других жанров, почувствовать особенности ее стиля, языка, а также знание ее композиционного состава (построения) и видов (классификация по признакам).

2-й компонент: Развитая наблюдательность и память на образы сказок (персонажей, сюжеты).

3-й компонент: Связная выразительная речь, ее грамматическая оформленность, необходимый для сочинения сказок словарный запас.

4-й компонент: Склонность к театрализации, к умению брать на себя роли при разыгрывании сценок, спектаклей по мотивам народных и авторских сказок..

5-й компонент: Наличие оригинальной фантазии, склонность к выдумкам, как незаменимое условие при придумывании сказок.

Предполагаем, что в ярком проявлении эти компоненты одновременно могут и не просматриваться у ребенка, практически их наличие может сводиться к 2-3 компонентам с одной стороны, а с другой - могут быть и исключения.

Педагогическими условиями формирования способности к сочинению сказок будут являться:

- Благоприятные среда, способствующая словесному творчеству (оформление кабинета "В гостях у сказки", наличие всех видов театра и прочее);

- Эмоционально - положительное и культурно - этическое общение педагога и детей по поводу фольклора;

- Активизация педагогом различных творческих проявлений в области слова у детей, совершенствования навыков выразительного чтения и рассказывания по воображению.

- Наличие специальной методики работы и программы по формированию способности к сочинению сказок.

      Особое место в словотворческом процессе по праву занимает русский фольклор, а точнее один из самых излюбленных детьми его жанров - сказка.

Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей младшего школьного возраста написано много. Значимость народной сказки подчеркивал К.Д. Ушинский. О сказках и их роли положительно отзывались В.Г. Белинский, А.С. Пушкин...

      "Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании" - писал К.Д. Ушинский.

      Сказка проникает во все виды деятельности ребенка. Она лежит в основе изобразительной деятельности (исследования Т.С. Комаровой, Н.М. Сокольниковой и другие); музыкальной деятельности (С.И. Букатина, Ш.А. Ветлугина, О.П. Радынова и др.); игровой (Т.А. Антонова, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин и другие). Особым же вниманием сказка пользуется в художественно - речевой деятельности.

       Интерес к словесному творчеству в младшем школьном возрасте прослеживается практически у каждого ребенка и выражается в различных его формах таким образом, что у кого-то из них это "сочинение" действительно оригинально, а у кого нет. Но придумывают все дети. Их воссоздающее воображение, память побуждают к самостоятельной попытке реализовать свои замыслы сказки истории словесно. С точки зрения творчества вообще, объективно нового ребенок при этом не создает.

      Ценность процесса сочинительства сказки ребенком - в его субъективной новизне (Т.С. Комарова, Е.А. Флерина и другие), поскольку ребенок сам придумывает сказку, своими словами, на основе своего замысла начинает осознавать свою способность к сочинительству, несмотря на оперирование знакомыми сюжетами и персонажами. Комбинирование и заимствование на мой взгляд, говорит о хорошей памяти на образы сказок и аналитическом свойстве ума ребенка, благодаря которым у него развивается способность к нахождению индивидуальности в области речетворчества.

      Ученые подчеркивают, что главное, чтобы ребенок умел различать сказочный вымысел и правду жизни при сочинении сказок, мог критически относиться к собственным сочинениям, чтобы у него не развился ложный обман /A.M. Бородич, В.А. Сухомлинский и другие)/. Поэтому необходима помощь со стороны взрослого в этом развивающем и увлекательном процессе.

      И поскольку словотворчество благоприятствует совершенствованию всех сторон личности ребенка, то в необходимости развития способности к придумыванию сказок нельзя сомневаться.

      Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их в жизни сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. В школе ребятишек  учат оперировать понятиями, воспитывать у них способность делать умозаключения. Это означает, что в школу они должны прийти хотя бы с элементарными, но достаточными знаниями об окружающем физическом мире, о животном и растительном царствах, о людях, с некоторыми эстетическими и нравственными понятиями – о красоте и безобразии, о добре и зле, о правде и лжи. И всё это становится доступно детям только через посредство речи.

      Развитие речевого общения должно происходить не только на специально организованных занятиях, но и в ходе игр, рисования, лепки, конструирования и других видов детской деятельности. Комплексный подход к воспитанию детей подразумевает наличие взаимосвязи в работе всех сотрудников детского учреждения: логопеда, учителей, воспитателей, специалистов, врачей и, несомненно, важная роль отводится семье.

      Формирование этого процесса можно успешно провести, используя метод сказотерапии, созданного петербургскими авторами Т.Д. Зинкевич и А.М. Михайловым и нацеленного на интеграцию личности, расширение сознания и совершенствование взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Основной принцип сказотерапии - духовное, целостное развитие личности ребёнка, забота о его душе (терапия в переводе с греческого означает “забота о душе”).

      Методом сказотерапии возможно решение следующих задач:

- снижение уровня тревожности и агрессивности у детей;

- развитие умения преодолевать трудности и страхи;

- выявление и поддержка творческих способностей;

- формирование навыков конструктивного выражения эмоций;

- развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

      Сказки делятся на несколько групп:

  • сказки о животных;
  • сказки о взаимодействии людей и животных;
  • сказки-притчи;
  • бытовые сказки;
  • сказки-страшилки, истории о нечисти,
  • заветные сказки;
  • волшебные сказки и другие.

      У каждой группы сказок есть своя детская и взрослая аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных, В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Царевнами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир. Примерно с 6-7 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.

      В ходе занятий по речевому развитию осуществлялись следующие основные виды деятельности детей:

1. Слушание и запоминание сказок.

2. Пересказывание сказки одним ребёнком или поочерёдно (по фразам) группой детей.

3. Придумывание продолжения к известной сказке или другого конца сказки.

4. Придумывание сказок (групповое или индивидуальное).

5. Рисование сказок.

6. Разыгрывание сказок (инсценировки, кукольный театр, музыкальные спектакли).

7. Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природой и животными.

      Пластические импровизации на тему сказок.

Мы, педагоги,  должны руководить процессом формирования у детей правильного звукопроизношения начиная.

      Развитию точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движением губ, язычка.

      Параллельно с данной работой проводилась артикуляционная гимнастика.     Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.

      Все упражнения проводились по подражанию. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют детей к правильному естественному подражанию.

      Во всех случаях речь педагога должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашенной.

      Основные этапы, формы и методы работы со сказкой, педагогические задачи:

1). Формировать у детей умение слушать, сопереживать, анализировать поступки героев.

2). Активизировать словарь через диалоговую речь.

3). Формировать умение правильно строить и формулировать ответ на вопрос по содержанию прочитанного.

4). Формировать навыки пересказа: понравившегося отрывка, всего произведения, с продолжением, по ролям и т.д.

      Мотивация:

1). Красивая книга, серия книг (работа с обложкой - "О чем эта сказка? Давайте заглянем?").

2). Герой сказки (игрушка). Приглашение в гости к друзьям.

3). Загадка. "Поищем отгадку в сказке".

      Приемы и методы (рассказываем сказку):

1). Рассказчица (бабушка-загадушка, тетушка Арина и т.п.)

2). Герой сказки (игрушка).

3). Волшебный сундучок ("рассказывают" предметы).

4). Фланелеграф (рассказываем и показываем).

      Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что "игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности". Большое значение имеют игры, направленные на развитие речи, которые позволяют детям чувствовать себя комфортно, в окружении людей, понимать и быть понятым окружающими.

      Русская народная волшебная сказка в ходе продолжительных споров в силу высоких идейно-художественных достоинств была признана ценным педагогическим материалом, что привлекло к ней внимание исследователей.

      Итак, младшие школьники проявляют большой интерес к волшебным сказкам, осмысленно воспринимают их. Но в основном их знания и впечатления базируются на материале телепередач. Отсутствие богатого литературного и жизненного опыта ограничивает творческие и речевые возможности детей, которые не всегда могут самостоятельно создать новую линию повествования в соответствии с особенностями жанра сказки. Учителя, воспитатели и родители не уделяют должного внимания данной проблеме. А значит, необходима специальная работа по развитию навыков творческого рассказывания на основе знакомства с русскими волшебными сказками, их анализа.

 

Библиографический список

 

1.     Бородич А.М. Методика развития речи детей. Учебное пособие для студ. пед. ин-тов. – М. 1981.

2.     Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.. 1961.

3.     Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.

4.     Михайлова Н.Б. Адаптированный вариант Гейдельбергского теста речевого развития детей. // Современные модели психологии речи и психолингвистики. – М. 1990.

5.     Тихомирова И.М. Школа развивающего чтения. – Нижний Новгород. 1996.

6.     Яшина В.И. Изучение уровня речевой подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. Спецкурс. Диагностика готовности детей к обучению в школе. – М. 1992.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»