Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка мастер-класса 

Изготовление куклы-оберега на занятии
«Верования и обряды финно-угорских племен»

Белова Татьяна Александровна,
методист
Актуальность: данная разработка может быть использована преподавателями ОРКСЭ, учителями начальных классов, воспитателями группы продленного дня, работающих в образовательных учреждениях, реализующих программы начального образования
Цель: формировать интерес к обрядам народностей, проживавших на территории нашего края в древности на примере изготовления куклы-оберега.
Место проведения:  ГБОУ школа № 558 Выборгского района Санкт-Петербурга
Участники мастер-класса: учителя начальных классов ОУ, воспитатели ГПД
Оборудование: материалы и инструменты необходимые для изготовления кукол (см. инструкции по изготовлению кукол), гаджеты с доступом к сети Интернет, карта «Наш край в древности» - Северо-Западный регион В X-XIV веках
Задачи:
Образовательные:
  • расширить знания о традициях, истории и культуре родного края
  • познакомить с различными технологиями изготовления куклы-оберега
  • восстановить и сохранить для новых поколений такое  явление, как народная традиционная кукла.
Развивающие:
  • развить творческое мышление, эстетический вкус,
  • самостоятельность в подборе материалов и инструментов
Воспитательные: заинтересовать педагогов возрождением и сохранением народных традиций рукоделия, вызвать интерес к народному творчеству.
Ожидаемый результат: расширение знаний о быте и культуре финно-угорских племен, населявших территорию нынешней Ленинградской области, сформированное умение изготовить куклу-оберег своими руками и научить этому учащихся начальной школы.
Форма работы: групповая
Ход мастер- класса :
1. Вступительная часть.
Вступительное слово ведущего мастер-класса:
Уважаемые коллеги!
Успешное изучение курса ОРКСЭ подразумевает большую внеурочную работу, которая служит для более детального раскрытия изучаемых тем. Внеурочные занятия способствуют расширению кругозора детей, развитию их интереса к конкретной области знаний. Участие во внеурочной деятельности детей носит добровольный характер и дает учителю  широкие возможности  воспитательного воздействия на ребенка.
Формы внеурочной деятельности могут быть разнообразными; это зависит от местных условий, целей и ожидаемых результатов. При этом стоит отметить, что использование краеведческого материала на занятиях всегда повышает у детей познавательный интерес, вызывает уважение к памятникам истории и культуры.
Изучение всех модулей по ОРКСЭ начинается с единой  для всех темы: «Россия – наша Родина». Изучение данной темы мы продолжаем на внеурочном занятии «Народы России», где знакомимся с особенностями жизни, быта, обычаях разных народов нашего края, а также куклами, которые изготовлялись в Х – ХIV веках представителями древних племен, которые проживали на территории нашего края. Это отправная точка для мастер-класса «Верования и обряды финно-угорских племен», в ходе которого участники должны найти информацию о возникновении того или иного вида куклы - оберега, сделать ее своими руками и представить результат свой работы.
2. Теоретическая часть.
История народов на территории Северо-Запада России неплохо известна и изучена. Они упоминаются в русских летописях, (начиная с самых ранних), берестяных грамотах, скандинавских сагах, хрониках, документах Ливонского ордена и даже в переписке римских пап. В средние века племя водь занимала запад современной Ленинградской области, восточнее жили племена ижора, севернее от ижоры проживала народность корела, ещё восточнее от ижоры - племя весь (вепсы). Если делать привязку к более конкретным ориентирам, то водь можно локализовать в бассейне реки Луги. Племя ижора селилось в основном на южном берегу Невы, корелы - на Карельском перешейке и северном берегу Ладожского озера, а народность весь проживала на перешейке между Ладожским и Онежским озёрами, на Вепсской возвышенности и далее вплоть до Белого озера в современной Вологодской области. В политическом смысле эти народы находились в орбите влияния Новгорода. Ещё в XI-XIII веках все эти народы были обращены новгородцами в православие. Христианизация была не очень глубокой (даже в XVI веке священники в Карелии жаловались на двоеверие: народы финно-угорских племен продолжали верить в духов и покланялись языческим богам).
Жизнь людей сопровождали куклы от рождения до смерти. Одни должны были защитить человека от болезней и бед, другие привлекать удачу, достаток, т.е служить оберегом. Куклы были без лица, так как считалось, что кукла с лицом обретает душу и может навредить человеку.
Обычно куклы изготавливались быстро и просто, используя кору деревьев, золу, семена растений, нитки или лоскутки ткани. Всё это сворачивалось и перевязывалось нитками (пояском), поэтому такие куклы назывались "свёртки". Некоторым куклам одевали нарядные платья. Кукол бережно хранили, передавали из поколения в поколение как самую большую ценность.
3. Практическая часть.
Все участники мастер - класса делятся на 4 группы. На выбор получают инструкции, материалы для изготовления и опросный лист по работе с информацией. Каждая группа делится на 2 подгруппы: поиск информации и изготовление продукта. Подгруппа «Поиск информации», используя гаджет с возможностью подключения к сети Интернет, должна заполнить опросный лист, который содержит следующие вопросы:
  • Причина появления данной куклы.
  • Народы каких племен изготавливали такие куклы?
  • Частью какой бытовой ситуации или какой обряда была кукла?
  • Важен ли цвет материала при изготовлении данной куклы?
  • Какой материал использовали для изготовления куклы?
  • Интересные факты об этом виде кукол
Подгруппа «Изготовление продукта», получив инструкцию по изготовлению и необходимые материалы и инструменты,  должна  изготовить куклу- оберег.
На данном мастер-классе участникам предлагается изготовить следующие куклы-обереги: «Мартиничка», «Крупеничка», «Пеленашка», «Кукла из лоскутков». Инструкции по изготовлению кукол-оберегов см. в приложении №1
4. Представление выполненных работ. Члены  каждой группы представляют свою куклу  - оберег, отвечают на вопросы опросного листа, добавляют интересные факты, найденные в сети Интернет, о куклах как части жизни древних племен, проживавших на территории нашего края. Отвечают на возможные вопросы от других групп и ведущего мастер класса 
5. Подведение итогов.
Представления результатов  выясняется, что почти все куклы в далеком прошлом были связаны с какими-либо обрядами. Мартинички – должны были обеспечить своевременный приход весны, Пеленашка  должна была  защитить младенца от нечистой силы и сохранить здоровье малыша, Кукла Крупеничка – должна обеспечить урожай следующего года. Кукла из лоскутков должна была сохранить от беды ребенка постарше, это был оберег, как девочек, так и мальчиков.  Разные племена изготовляли куклы-обереги, которые могли отличаться друг от друга, но их главное назначение было общим. Изготовление куклы оберега народностей, проживавших в древности на территории нашего края, расширяет знания о быте и культуре древних народов, вызывает повышенный познавательный интерес к истории родного края и готовит к изучению следующей темы из курса ОРКСЭ «Древние верования и религиозные культы»
6. Рефлексия участников мастер-класса.
Слушатели мастер-класса заполняю предложенные анкеты (см. приложение№2), высказывают сое мнение о данном мастер-классе.
Используемые источники:
Литература :
1.Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачева Т.М.  Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 класс.: учебник, ДРОФА, корпорация "Российский учебник", 2020
Интернет-источники:
https://holden-k.livejournal.com/416364.html
https://vashobereg.ru/kukly/kukly-oberegi
Приложение №1
Инструкция по изготовлению куклы «Мартинички»
Материалы и инструменты: моток толстых ниток красного цвета, моток толстых ниток белого цвета, ножницы, шаблон из картона 70х40 мм
Изготовление:
1 Намотать  красные нитки на картонку по длинной стороне
2.Под верхний сгиб пропустить нить и завязать.
3.Нижний сгиб разрезать. Отложить в сторону
4. Намотать  красные нитки на картонку по короткой стороне
5. Разрезать нитки с двух сторон
6.Обвязать концы ниток с двух сторон. Получились «ручки»
7.В первой заготовке отступить от узелка вниз и обвязать ниткой. Получилась головка.
8.Вкладываем под головкой ручки
9. Перевязать куколку по талии. Изделие готово.
10. Аналогично сделать куклу белого цвета
Инструкция по изготовлению куклы «Крупенички»
Материалы и инструменты: лоскутки ситцевой ткани, крупа гречневая  - 1 столовая ложка, нитки, кружевная ленточка, ножницы, иголка.
Изготовление:
1.Сшить мешочек из ситца размером 30х60 мм
2. Наполнить мешочек крупой и зашить его.
3. Перехватить мешочек туго ниткой, формируя из него голову и тело.
4.вырезать  лоскуток размером 100х100 мм. Сделать в его центре дырочку для головы – это «платье»
5. Одеть «платье» на куклу.
6.вырезать платок из лоскутка размером 80х80 мм. Завязать  платок на голову куклы.
7.Украсить куклу кружевной ленточкой. Изделие готово.
Инструкция по изготовлению куклы «Пеленашки»
Материалы и инструменты: лоскуток белой ткани 30х30 см; ткань любого цвета – тоже 30х20 см; яркий кусочек материи для косынки – 10х10 см; отрезок ткани для пеленки – 25х25 см; нить красного цвета; яркий шнурок для завязывания; ножницы
Изготовление:
1.Положить белый кусочек ткани, разровняв его, наложить сверху второй, таких же размеров.
2.Отогнуть край ткани по длине, загнув его внутрь, а затем полностью накрыть его другим краем. Смотать получившийся отрезок в рулон, начав двигать край ткани в левую сторону.
3.Обмотав рулончик посредине красной нитью, делаем за косынку. Положите ткань для нее ромбиком, немного отогнув внутрь верхнюю часть. Сверху разместите сверток. Заведите назад ткань и заправьте ее в нитку.
4.Ткань, имитирующую пеленку, разложите тем же образом. Получившуюся треугольную форму подогните сверху по краям, а затем один из них заправьте внутрь. Второй нужно завернуть за спину, спрятав торчащий уголок внутрь.
5.Последний шаг – обматывание куклы шнурочком. Завязывайте его плотно, чтобы он не дал ткани размотаться, скрепив все это бантиком. Изделие готово.
Инструкция по изготовлению куклы из лоскутков
Материалы и инструменты: яркие лоскутки ситца, крепкие нитки, тесьму или ленту, ножницы
Изготовление :
1.Из белого ситца вырезаем  три квадрата 20х20см: два цветных и один – белый.
2.Берем один квадрат белой ткани и подгибаем края. Там, где подогнут более широкий край (справа) будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива.
3.В середину кладем  обрезки ткани, чтобы наша куколка не была слишком худенькой.
4.Выполняем тугое закручивание.
5.Получилась  скрутка - рулик.  Это «тулово» нашей куколки.
6.На уровне  шеи и пояса перевязываем скрутку ниткой.
7.Берем второй  квадрат белой ткани, в центр размещаем скрутку и кусочек ваты, чтобы голова получилась  более  круглой.
8.Завязываем ниткой на уровне шеи.
9.Расправляем ткань.  Постараемся  убрать лишние складки с лица куклы.
10.Формируем руки: определяем их длину и лишнюю ткань заворачиваем вовнутрь. Края рукава убираем  в середину.
11.Отмеряем размеры ладошек и перетягиваем их ниткой. Свободные уголки  подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе, стараясь распределить ткань равномерно.
12.Основа нашей куклы готова.  А вот наряд – это ваша фантазия и творчество. Можно сделать сарафан. Берем две узкие цветные полоски ткани и располагаем их крестообразно через плечи на груди и спине. Завязываем ниткой на поясе.
13.Квадрат цветной ткани сворачиваем пополам, располагая нитку внутри.
14.Стягиваем нитку, ткань прикладываем к поясу, равномерно распределяя вокруг, и завязываем
15.Повязываем куколке косыночку, завязываем пояс и изделие готово.
Приложение № 2
Уважаемые участники! Нам важно Ваше мнение и оценка проведения мастер-класса. Просим Вас проанализировать ряд предложенных утверждений. Обведите цифру, соответствующую степени Вашего согласия с предложенным мнением:
1 – не согласен, 2 – частично согласен, 3 – полностью согласен.
Я не сожалею о потраченном времени 1,2,3
Я узнал(а) много полезного 1,2,3
Мне было интересно узнать о куклах-оберегах древних племен 1,2,3
Я хочу изготовить куклу со своими учениками 1,2,3
На  мой взгляд, требуют доработки следующие моменты__________________________
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»