Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Арт-терапия как средство развития творческих
способностей младшего школьника
 

Фомина Анна Александровна,
воспитатель ГПД ГБОУ школа № 522
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.
 

 

Аннотация.
   В данной статье приводится теоретический обзор психолого-педагогической литературы по вопросам использования технологии арт-терапии в рамках начального общего образования, направленного на развитие творческих способностей обучающихся. Рассматривается понятие «творческие способности», далее рассматривается непосредственно сущность и основные виды технологии арт-терапии не только как метода психокоррекции, но и с позиции использования данной технологии в процессе формирования и развития творческих способностей младших школьников. 
 

Ключевые слова: арт-терапия, младший школьный возраст, творчество, творческие способности.  

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального образования, одной из целей, которая связана с модернизацией образования, является ориентация на личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала [4]. Перемены, которые происходят в образовании, выдвигают в приоритет проблему развития творчества, креативного мышления, которое способствует формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью и оригинальностью. Следовательно, развитие творческих способностей - важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс проходит через все этапы становления личности ребенка, пробуждает его к самостоятельным поступкам, учит брать инициативу, пробуждает привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе [2]. 

Одним из приемов формирования и развития творческих способностей в младшем школьном возрасте является технология арт-терапии. Необходимо отметить, что арт-терапия рассматривается как совокупность методик и имеет ряд форм: изотерапия; библиотерапия; имаготерапия; музыкотерапия; вокалотерапия; кинезитерапия. 

Роль искусства в формировании личности выделяли такие известные отечественные исследователи как, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, М.С. Каган, Б.М. Неменский, М.М. Бахтин. Они отмечали, что приобщение ребенка к миру прекрасного, «погружение его в удивительный мир единства чувств и мыслей, преобразующих человека, обогащает его, раскрывает творческий потенциал». 

История арт-терапии изначально связана с изучением творчества психически больных людей. Появление работы немецкого психиатра Ханса Принцхорна «Художественное творчество душевнобольных» (1922) привлекло внимание исследователей к роли искусства в психопатологии [1, с. 65]. 

Определенный вклад в развитие арт-терапии вносили представители самых разных психологических направлений, что отразилось на ее теоретико-методологической основе. Б.Д. Карвасарский утверждает, что арт-терапия находится еще в стадии эмпирических обобщений. Современные специалисты в сфере арт-терапии соглашаются, что такое мнение могло быть порождено анализом сложности, многофакторности, иногда противоречивости арт-терапии, а также трудностями прослеживания внутренних психических процессов во время арт-терапии. Однако считают, что такое мнение уже не совсем точно отражает современное состояние научных достижений в этой области, несмотря на короткий срок своего существования арт-терапия уже накопила не только большой практический опыт, но и немалое количество теоретических утверждений и концепций. 

Использование арт-терапии в образовании в качестве эффективного развивающего средства изучают Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская, Л.Д. Лебедева, А.В. Сизова и др. 

Педагогическая арт-терапия и арт-педагогика занимаются, прежде всего, вопросами социализации и воспитания личности через искусство и творческую активность, что может выступать одним из факторов сохранения здоровья и успешной психосоциальной адаптации. Термин «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности. 

Процесс арт-терапии включает такие составляющие, как творческая деятельность, коммуникация с творческим продуктом, авторские интерпретации созданного творческого продукта, ретроспективное обсуждение самого арт-терапевтического процесса и рефлексию результатов. Арт-технологии – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. После занятий арт-терапией детям становится легче разбираться и воспринимать разные виды искусства (музыка, театр, живопись, литература). Главной задачей применения техник арт-терапии является помощь в освоении сложного учебного материала, то есть арт-терапия и искусство выступает здесь как средство познания, а не конечная цель [3]. 

Совокупность данных компонентов способствует развитию творческой индивидуальности. На наш взгляд развитие творческой индивидуальности является необходимым компонентом в развитии эмоционального интеллекта. 

В целях формирования и развития творческих способностей детей младшего школьного возраста рекомендуется использовать комплекс арт-технологий: 

  1. арт-изо – это коррекционно-развивающая технология, которая опирается на изотерапию. С помощью изобразительного искусства можно выразить свои чувства линией, цветом, формой, рисунком, почувствовать себя художником, осознать свой творческий потенциал. Самые разные виды изобразительной деятельности – это творческий акт, который позволяет ребенку распознать самого себя, выразить чувства. Именно в этом заключается эффективность применения этого метода; 

  1. арт-лепка основана на психотерапевтическом методе глинотерапии, самом эффективном способе коррекции, в основе которого работа с пластилином, глиной, тестом. Работа с таким полезна для младших школьников. Сам процесс влияет на сенсорные ощущения и служит для детей мостиком между ощущениями и чувствами; 

  1. арт-песок. Этот вид творчества предполагает специально созданную песочную среду (специальные подносы для рисования песком, световые планшеты и столы)); 

  1. арт-сказка – положительно отражается при работе с младшими школьниками, которые испытывают проблемы в общении с коллективом других детей или у них имеются отклонения в поведении. Арт-сказка позволяет ребенку осознать свои проблемы и увидеть различные пути их решения. Положительный эффект от такой работы непременно будет заметен. Особое значение необходимо придать выбору героев сказок. В сказку включаются герои в соответствии с реальными участниками конфликта и между ними устанавливаются символические отношения, схожие с реальными; 

  1. арт-театр. В основе этой технологии лежит театрализация. Задачи состоят в укреплении и обогащении эмоциональных ресурсов и коммуникативных возможностей. Реализация арт-театральных технологий предполагает использование различных видов театра: кукольного, настольного; 

  1. арт-музыка – данный вид, связан с музыкотерапией, где музыка используется в коррекционных целях. Музыкотерапия – психокоррекционное направление, которое имеет два аспекта воздействия, лежащих в основе: психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма) и психотерапевтическое; 

  1. арт-ритм – основан на двигательных ритмических упражнениях танцевально-двигательной терапии. Снятие через танец мышечного напряжения, которое может возникнуть у младших школьников от усталости, стресса, несомненно, положительно влияет на личность ребенка. Использование движений при сложном состоянии ребенка основывается на принципе тесной взаимосвязи эмоциональных переживаний и телесного напряжения. Обрести осознанность собственного «Я» - главная задача танцевальной терапии [1]. 

Таким образом, творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода и эффективнее формировать творческие способности путем применения арт-технологий. Техники арт-технологий формируют творческое отношение младшего школьника к жизни, способность видеть разнообразие способов и средств достижения цели, тво8щ-151рческое мышление и воображение, а также развивают творческие навыки.   

Список литературы:   

  1. Арт-терапия и арт-педагогика: новые возможности для развития и социализации личности: Сборник материалов первой всероссийской научно-практической конференции / под общ. Ред. Копытина А.И. – СПб: Скифия-принт, 2016. – 112 с. 

  1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. –  СПб.: Питер, 2017. – 368 с. 

  1. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система знаний / Л.Д. Лебедева. – СПб.: Речь, 2003. – 115 с. 

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2018. – 29 с. 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»