Проблема творческих способностей в психолого-педагогической литературе
Бирюкова Вера Дмитриевна
Для того, чтобы определить сущность творческих способностей, обратимся к рассмотрению таких понятий, как «творчество» и «способности».В научной литературе существует множество определений понятия «творчество». В Новой философской энциклопедии Института философии РАН дается следующее определение творчества: «Творчество присущее индивиду иерархически структурированное единство способностей, которые определяют уровень и качество мыслительных процессов, направленных на приспособление к изменяющимся и неизвестным условиям в сенсомоторных, наглядных, оперативно-деятельностных и логико-теоретических формах. Творчество представляет собой также некоторый аспект развития личности, относящийся к переходу на высокий интеллектуальный уровень» [Степин 2010: 18].
Согласно большому психологическому словарю Б. Мещерякова, под творчеством следует понимать «практическую или теоретическую деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты)» [Мещеряков 2003: 484].
Создателем первой, целостной концепции творчества принято считать И. Канта. Он полагал, что творческий процесс – это совокупность сознания, индивидуальность представлений и воображения каждого ребёнка.
По мнению И. Канта: «Творческая способность – это связь чувственных впечатлений и рассудка», «Воображение – это единство сознательной и бессознательной деятельности» [Ильин 2009: 90].
Основатель школы психоанализа З. Фрейд считал, что: «Творчество – это активность личности, возникающая в процессе снятия внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально-приемлемых целей» [Ильин 2009: 15].
Наиболее близкими к взглядам отечественных психологов, изучающих творчество, оказались взгляды сторонников гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс). По их мнению: «Творчество – это способность к глубокому осознанию собственного опыта, это самоактуализация, самовыражение» [Ильин 2009: 16].
Что касается отечественных учёных, можно выделить следующие определения:
- Я.А. Пономарёв рассматривает творчество как взаимодействие, ведущее к развитию [Пономарёв 1960: 9];
- Е.Л. Яковлева определяет творчество как реализацию человеком собственной индивидуальности [Яковлева 1994: 39];
- Д.Б. Богоявленская понимает под творчеством проявление неадаптивной активности, подразумевая под этим стремление выйти за рамки требований заданной (исходной) ситуации, потребность в выдвижении оригинальных познавательных задач [Богоявленская 2002: 102].
В отечественной психологии наибольший вклад в экспериментальные исследования способностей внес Б. М. Теплов. Советский учёный-психолог выделял три главных признака способностей, которые лежат в основе их общей характеристики:
- Способности – это индивидуально-психологические особенности, то есть такие особенности, которые присущи только данному индивиду.
- Способностями называются не только те индивидуально-психологические особенности, которые обеспечивают эффективный результат деятельности.
- Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, а создают готовность к успешному овладению ими и эффективному их использованию. Таким образом, способности обеспечивают быстрое приобретение, фиксацию и практическое применение знаний, умений, навыков [Теплов 1961: 9].
В.А. Крутецкий, доктор психологических наук, под способностями понимал индивидуально-психологические особенности, которые соответствуют требованиям определенной деятельности и являются условием успешного ее выполнения [Крутецкий 1980: 171].
Способности принято разделять на учебные и творческие. Учебные способности связаны с усвоением уже известных способов выполнения деятельности, приобретением знаний, умений и навыков. Творческие способности связаны с самостоятельным открытием новых знаний и новых способов выполнения деятельности [Крутецкий 1980: 174].
Рассмотрим творческие способности более подробно. В словаре-справочнике по проблемам творчества дается следующее определение творческим способностям: «творческие способности – это синтез свойств и особенностей личности, ее уровневая характеристика, предполагающая наличие определенного свойства, обеспечивающего новизну и оригинальность продукта совершаемой деятельности, уровень ее результативности» [Барышева 2008: 124].
Творческие способности могут быть специальными и общими. Специальные творческие способности связаны с конкретными видами творческой деятельности и обеспечивают успех в определенных областях творчества. Любая специальная творческая способность в ее формировании и проявлении связана с определенной деятельностью.
Общие творческие способности, в отличие от специальных, осуществляются в большем диапазоне и обеспечивают успешность в самых разных ее областях. Выражается она в готовности личности к успешной активной деятельности [Вергелес 2009: 11].
Советский учёный-философ, специалист по теории творчества А.Н. Лук разделил творческие способности на три группы: способности, связанные с мотивацией (интересы и склонности), с темпераментом (эмоциональность), и умственные способности [Лук 1976: 26]. Также учёный предложил следующую классификацию творческих способностей, связанных как с психофизиологией человека, так и с психическими процессами. Автор выделил свыше десятка творческих способностей, среди которых:
- способность увидеть проблему и способ ее решения;
- способность манипулировать с различными типами символов (кодами);
- способность к использованию емких в информационном отношении символов;
- способность к выработке обобщающих стратегий (поиск аналогий);
- способность увидеть путь к решению, используя «постороннюю» информацию. [Лук 1976: 26-44].
- отсутствие шаблона правильного поведения;
- наличие позитивного образца творческого поведения;
- создание условий для подражанию творческого поведения.
Поэтому, в целях гармонизированного и благоприятного развития личности при процессе обучения, школьникам младшего возраста необходимо давать возможности реализовывать не только учебные, но и творческие способности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Барышева, Т.А. Творчество: теория, диагностика, технологии: Словарь–справочник / Под общ. ред. Т. А. Барышевой. СПб. : 2008. 296 с.
Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.
Вергелес, Г. И. Развитие общих творческих способностей как проблема педагогической психологии // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. № 100. – С. 7–18.
Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. / В. Н. Дружинин – 3-е изд. – СПб. : Питер, 2007. – 368 с.
Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2009. – 448 с.
Крутецкий, В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. / В. А. Крутецкий; под ред. С. Д. Крекова – М.: Просвещение, 1980. – 352 с.
Лук, А. Н. Мышление и творчество / А. Н. Лук. – Москва : Политиздат, 1976. – 144 с.
Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – 3-е изд., расширенное. – СПб. : Прайм–Еврознак, 2003. – 632 с.
Пономарев, Я. А. Психология творческого мышления / Я. А. Пономарев; под ред. проф. А. Н. Леонтьева. – Москва : Акад. пед. наук РСФСР, 1960. – 352 с.
Степин, В. С. Новая философская энциклопедия : в 4 т. / Ин–т философии РАН; Нац. общ.–науч. фонд; Председатель научно–ред. совета В. С. Степин. – М. : Мысль, 2010. – Т. IV. – 736 с.
Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий : Избр. работы. М. : Изд–во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. – 536 с.
Яковлева, Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста / Е.Л. Яковлева // Вопросы психологии. – 1994. – №5. – С. 37–43.