Создание условий успешности обучения и воспитания
через проектно-исследовательскую деятельность
Яковлева Алла Анатольевна
В данной статье рассматриваются вопросы формирования успешности обучения и воспитания через проектно-исследовательскую деятельность. В статье представлен педагогический опыт. Школа – самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где все жители этой страны в ответе за будущее.
Создавая условия успешности обучения и воспитания, свою работу я строю, обращаясь к эмоциям и чувствам детей, к поиску и творчеству.
Каждый год наблюдаешь, как эмоционально реагируя на все окружающее, ребенок открывает мир знаний и творчества. Поэтому стремлюсь создать ту эмоционально-интеллектуальную среду, в которой будет комфортно взаимодействовать не только ученику с учителем, но и ученику с учеником. А для этого необходимо учить детей чувствовать и понимать собственные эмоции и эмоции других. Ребенок с высоким эмоциональным интеллектом инициативен, найдет выход из любой сложной ситуации, легко решит все проблемы, приятен в общении, коммуникабелен, он живет в гармонии с самим собой и окружающими людьми. Эмоциональная и интеллектуальная поддержка - это прогнозирование успеха.
Развивать эмоциональный интеллект, как показала практика, помогают интерактивные технологии. В ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются различные виды работы с детьми: используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с видеоматериалами, документами и различными источниками информации.
О возможностях проектно–исследовательской деятельности говорить можно много, работа многогранна, я хотела бы представить проекты, которые мы реализуем через сотрудничество. У школы богатый опыт сотрудничества с Детской районной библиотекой №1, Городским Дворцом Творчества Юных (Аничков дворец), Елагиноостровским дворцом – музеем.
Начиная с первого класса вовлекаем детей и родителей в проектно-исследовательскую деятельность. Значимым и интересным в первом классе является проект «Мы школьниками стали», который мы реализуем совместно с Государственным Дворцом Творчества Юных. Благодаря этому проекту безболезненно проходит адаптационный период у первоклассников, мы заняты делом. Проект длится два месяца, заканчивается проект Торжественным приемом первоклассников 141 школы в залах Аничкова дворца:
- экскурсия по залам дворца;
- приветствие первоклассников;
- игры;
- танцы;
- вручение удостоверений.
В первом классе все проекты дают каждому ребенку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки.
Второй класс. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения. Мы принимаем участие в реализации проекта совместно с Детской районной библиотекой №1:
- экологический проект совместно с детским журналом «У Лукоморья».
Это долгосрочный проект, где дети представляли интересные истории из жизни домашних животных, придумывали планы по охране окружающей среды нашей области, сочиняли стихи о природе. Заканчивается этот проект поэтическим праздником, на котором дети читали стихи собственного сочинения. Много приятных моментов возникает – это и радостные лица детей, и довольные лица родителей, и, несомненно, то, что есть успех.
В третьем классе многие ученики уже начинают проявлять интересы. Кто – то занимается спортом, рисованием, музыкой, кто-то обладает литературными способностями. Творческие дети приняли участие в городском проекте «Муравьиный экстрим», в рамках общегородской экологической акции «День Муравья», который реализовался совместно с детской библиотекой города Зеленогорска и Центральной городской библиотекой имени А.С. Пушкина, в партнерстве с детским журналом «Костер». Участникам было предложено сочинить историю под названием «Муравьиный экстрим» из жизни муравейника, используя одну из предложенных фотографий Андрея Павлова.
Содержательным и увлекательным был проект, сочинили много историй, участвовали и победили в разных номинациях, таких как: «Самая весёлая история», «Выбор читающего муравья». История муравья Андрейки была опубликована в газете «Пионерская правда».
Вторым важным событием в третьем классе для ребят был проект «Белый город Рождества», реализуемый совместно с библиотекой ГДТЮ Аничков дворец.
В рамках этого проекта ребята могли раскрыть себя через выставки творческих работ, театральные постановки рождественских историй. Проект подарил нам радость общения с интересным человеком – директором Рождественского центра для детей и молодежи Санкт-Петербурга «Пастушок» Ольгой Першиной-Перри, певицей, композитором, поэтом, детским писателем.
От класса к классу темы проектов усложняются, становятся более объемными, носят групповую форму. И здесь хочется рассказать о литературном проекте, реализуемом совместно с библиотекой Аничкова дворца. Проект посвящался книге Александра Мелентьевича Волкова «Волшебник изумрудного города». Дети приняли участие в выразительном чтении отрывков из сказочной повести, мастер – классах, играх по станциям.
Совместно с Елагиноостровским дворцом реализован проект «История бала 18 века». В ходе проекта, который длился два месяца, проведено:
- изучение истории дворянского костюма;
- создание презентаций;
- разучивание танцев;
-экскурсия по залам дворца.
Заканчивался проект балом в стиле 18 века.
Следовательно, используя в работе интерактивные методы, педагог не только повышает уровень эмоционального интеллекта обучающихся, но и формирует, совершенствует УУД, что является залогом личного успеха.
Нужно сказать, что добиться успеха, сделать так, чтобы все ученики твоего класса захотели творить, проводить исследование, были успешными можно только тогда, когда ты живешь этим делом. Творите, живите детьми и ведите к успеху.