Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Домашняя работа как средство развития творческих способностей

Бирюкова Вера Дмитриевна
Одной из приоритетных задач современной начальной школы, согласно ФГОС НОО,  является развитие интеллектуальных и творческих способностей личности так, как интенсивное развитие страны невозможно без интеллектуального и творческого потенциала ее граждан, без развития их активности, инициативы и способностей.
Актуальность исследования объясняется тем, что проблемы творческого развития личности в учебно-воспитательной деятельности являются качественными изменениями потребности общества в подготовке творческих людей, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, нестандартным мышлением.
Проблема творчества, творческих способностей и условий их развития рассматривалась в разное время такими учеными как Д. Б. Богоявленская, В. Н. Дружинин, С. Л. Ермолаева-Томина, А.В. Морозов, А. Я. Пономарёв, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков.
Опыт изучения детского творчества и развития творческих способностей в нашей стране в XX веке описан в работах В.А. Левина, Р.С. Немова, Б.М. Теплова, С. Л. Рубинштейна, А.Н. Лука, А.А.Мелик-Пашаева.
Проблема исследования заключается в противоречии между существующими возможностями развития творческих способностей младших школьников через домашние задания и игнорированием на практике.
Цель исследования: определение основных возможностей и путей повышения эффективности домашней учебной работы младших школьников как средства развития творческих способностей учащихся.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что использование домашней учебной работы для развития творческих способностей будет эффективно осуществляться при следующих условиях:
  • формирования положительного отношения к творческой домашней учебной работе;
  • знакомства в ходе выполнения и проверки  домашней работы детей с приемами творческой деятельности и особенностями их применения;
  • регулярное использование творческих домашних работ на различном предметном материале.
В работе В.А. Тургель указываются ресурсы младшего школьника в плане формирования творческих способностей:
  • У младших школьников активно работают творческое воображение, фантазия, спонтанные механизмы творческой деятельности.
  • Присутствует интерес к творческой деятельности.
  • Младший школьный возраст является сензитивным периодом. 
А в трудах Г.И. Вергелес указываются условия формирования творческих способностей:
  1. Формирование общей творческой способности на различном учебном материале, использование потенциала, которым обладают учебные предметы, изучаемые в начальной школе.
  2. Отбор необходимых методов и приемов, способствующих осознанию всех компонентов творческой способности, проявлению творчества учащихся и побуждению их к самостоятельному и сознательному решению задач.
  3. Повышение степени самостоятельности учащихся в процессе формирования общей творческой способности.
По мнению педагогов-теоретиков (И.П. Подласый, И.Ф. Харламов), домашняя учебная работа – это форма организации обучения, предусматривающая самостоятельное выполнение учащимися определенных заданий учебного характера в послеурочное время без непосредственного руководства учителя и является продолжением и дополнением работы учащихся на уроке.
Авторы подчеркивают, что помимо привычных дидактических функций домашняя учебная работа может решать задачи, связанные с развитием творческих способностей. Хотя, следует отметить, что как отдельный вид домашней работы творческая работа долгое время в педагогике не выделялась. Сегодня  сущность самой домашней работы изменилась, затронув мотивацию и содержание мыслительного процесса.
В исследовании принимали участие учителя начальной школы, а также ученики 3 класса, в количестве 25 человек.
На этапе констатирующего эксперимента мы исследовали особенности развития творческих способностей и использования домашней работы как средства их развития.
Для реализации поставленной цели в ходе проведения констатирующего эксперимента решались следующие задачи:
  • выбрать и провести методики для диагностики уровня развития творческих способностей младших школьников;
  • проанализировать полученные данные и определить уровень развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста;
  • провести анкетирование учителей и учеников с целью выявления отношения к творческой домашней работе;
  • проанализировать полученные данные.
Организация исследовательской деятельности представлена в диагностической карте.
Анкетирование, проведенное среди учащихся показало, что дети слабо представляют, что такое творчество в широком его смысле. Школьники не смогли указать существенные признаки понятия. Творчество у детей ассоциируется с выполнением рисунка или поделки – ручным трудом. 
Также было установлено, что обучающиеся привыкли выполнять обычные домашние задания, но есть и те, кому нравится выполнять задания творческого характера, то есть рисовать и мастерить.
Также результаты говорят о том, что большая часть детей отдают свое предпочтение творческим работам по технологии и изобразительному искусству. 
Анализ ответов учителей показал, что педагоги не связывают  домашние задания и формирование творческих способностей, хотя достаточно высоко оценили творческий потенциал домашней работы.  
Анализируя результаты третьеклассников по Мелодике «Сказка» и Тест креативности Е. П. Торренса было установлено, что по параметру «Разработанность»  в обеих методиках преобладает средний уровень, но на неучебном материале он значительно выше. Низкий же уровень в два раза выше на учебном материале. Высокий уровень обнаружился лишь в методике «Сказка».
Это указывает на то, что владение детьми средствами и способами творческого характера, позволяющими уточнять и детализировать образ, в свободной деятельности проявляется ярче, чем в учебной. Умение пользоваться средствами художественной выразительности и художественными материалами, а также уместно использовать способы творческой деятельности: целесообразное и правомерное применение в практической работе навыков и средств художественной выразительности в изобразительной деятельности развито лучше. Однако оно не генерализуется автоматически и не распространяется самостоятельно младшими школьниками  на учебную деятельность.
Обработка результатов параметра «Законченность» показала, что в обеих методиках преобладает средний уровень, но на неучебном материале он значительно выше. Высокий же уровень в шесть раз выше на учебном материале. Возможно, это объяснятся наличием у младшего школьника необходимых знаний и отработанностью умений: дети хорошо знают, что такое сказка и как ее написать. Низкий уровень обнаружился лишь в тесте креативности Е. П. Торренса.
Выраженность среднего уровня в Методике «Сказка» и тесте креативности говорит о том, что отсутствует целостное видение проблемы, произведения. Значит, младшие школьники не умеют сознательно  управлять творческим процессом. Их творчество спонтанно, не осознаваемо и инициируется случайными стимулами или раздражителями, что также не позволяет говорить о развитости творческих способностей.
Обработка результатов параметра «Оригинальность» показала, что на учебном материале уровень оригинальности у детей имеет более низкие показатели, чем на неучебном материале. Считаем, что это объясняется неосознанностью опыта творческой деятельности, а также незнанием ключевых приемов творческой деятельности или неготовностью их использовать в рамках учебной деятельности.
Высокие показатели на неучебном материале, объясняются тем, что задания, которые необходимо было выполнить в данной методике, направлены на изобразительную деятельность, которая в возрасте 9-10 лет совершенствуется и индивидуализируется.
Низкие показатели на учебном материале обусловлены тем, что дети, обучаясь в одном классе, проходя общую программу обучения, перенимают на себя одинаковый опыт. А значит, при решении возникшей проблемы дадут приблизительно одно и тоже решение, в случае, если не ведется целенаправленной работы по формированию творческих способностей.
На основе анализа полученных данных были выделены уровни сформированности творческих способностей младших школьников: низкий, средний, высокий.
Высокий уровень характеризуется тем, что испытуемые разделяют творческую и репродуктивную деятельность, в большинстве случаев предлагают оригинальные ответы, которые отличаются от общепринятых, могут продуцировать разнообразные идеи, а также совершенствовать и дорабатывать объект.
Средний уровень характеризуется тем, что младшие школьники затрудняются в выделении характеристик  творчества, отличается более медленным темпом решения творческой задачи, способны предлагать нестандартные решения задачи, а также совершенствовать и дорабатывать конечный продукт, но после стимулирования или подсказки со стороны учителя.
Низкий уровень характеризуется тем, что испытуемые не обладают ярко выраженным интересом к творческой деятельности, испытывают трудности в решении творческих задач, не могут создавать и принимать необычные образы, решения.
Подводя итоги диагностического исследования на выявление уровня сформированности творческих способностей младших школьников, мы констатировали, что большая часть (52%) учащихся класса со средним уровнем развития творческих способностей, 40% – с низким уровнем и 8% – с высоким. Данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о недостаточном уровне развития у учащихся оригинальности и творческих способностей в целом, что обусловливает необходимость проведения формирующего эксперимента.
Также в процессе анализа было установлено, что:  
  1. Дети положительно относятся к выполнению творческих работ в качестве домашних заданий. Однако их опыт связан в основном с выполнением рисунков и  поделок и, соответственно, требует коррекции и расширения по форме, видам и содержанию.
  2. Творчество понимается учащимися упрощенно, а используемые творческие приемы однообразны, применяются неосознанно, без учета особенностей задания.
Сделанные выводы позволили сформулировать основные идеи преобразующей деятельности:
Мы считаем, что важно:
во-первых, формировать положительное отношение к творческой домашней учебной работе, расширять сферу  ее применения, распространяя на все учебные предметы. Так, на начальных этапах детям на дом предлагались для выполнения пары заданий, связанные по смыслу или содержательно, одно из которых - главное  с точки зрения учебного процесса и служащее основой или подсказкой для выполнения собственно творческого. Со временем при формировании заданий содержательная или смысловая связь должна стать   все менее  очевидной. Поскольку творческое задание было не обязательно, ребенок был вправе его не выполнять. Творческое задание всегда должно проверяться на уроке в положительном контексте – отмечаться находки учеников, их сообразительность при решении творческих задач. Если творческое задание не выполняет никто из учеников, тогда «проверяется» творческая домашняя работа учителя.
во-вторых, знакомить в ходе выполнения и проверки  домашней работы детей с приемами творческой деятельности и особенностями их применения. Для этого  условие задания должно содержать указание на творческий прием, который необходимо использовать.
Среди творческих приемов большой популярностью у младших школьников пользуются – конкретизация, противопоставление или инверсия, объединение, уменьшение, увеличение. Также подобная работа позволит конкретизировать представление о  творчестве и познакомить детей с его сущностными характеристиками.
в-третьих, регулярное использование творческих домашних работ на различном предметном материале:
  • чередование давно знакомых и только что освоенных   приемов творческой деятельности;
  • перенос давно знакомых приемов творческой деятельности на новый предметный материал;
Уменьшение помощи со стороны учителя, формулирование творческих заданий как самостоятельных единиц для домашней учебной работы позволит не только закрепить опыт использования разнообразных  творческих приемов на различном учебном материале, но и целенаправленно учить анализу задания с целью поиска в условии дополнительных возможностей для его творческого решения. А также учить анализировать свою и чужую деятельность для пополнения собственного опыта творческой деятельности.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»