Социально-экологический проект
Зелёная школа
Кабанова Анастасия Дмитриевна
Актуальность и проблемаНад данным проектом школа работает уже пять лет (с марта по сентябрь). В нём участвует 260 учеников начальной школы и 14 учителей. Каждая школа уникальна и неповторима своими учителями и учениками. Но как театр начинается с вешалки, так школа начинается с прилегающей к ней территории. Мы хотим, чтобы любой человек, подходящий к школе остановился, улыбнулся, с интересом разглядывая клумбы у школы, и сказал: «Да, здесь работают и учатся творческие люди, которые любят свою школу!».
Проект по озеленению школы необходим прежде всего для учеников. Они учатся быть ответственными, внимательными и наблюдательными (как сажать семена, ухаживать за ними, как высаживать в открытый грунт), учатся презентовать свои исследования. Этот проект необходим и учителям, которые видят как раскрываются их воспитанники не только в учебной деятельности. Благодаря ему сплачивается коллектив, ведь он выполняет одно общее дело, успешный финал которого зависит от каждого. Важен он и администрации школы, которая радеет за то, чтобы школа была прекрасной внутри и снаружи. Завершается данный проект коллективной высадкой всех саженцев и фотографированием на память. А какой радостно-разноцветной встречает каждый год всех школа осенью…
Прилегающая территория школы должна быть особенной. Стратегическая цель данного проекта – сплочение классного коллектива. Были определены временные этапы работы и формы фиксации результатов (это дневники наблюдений, которые учащиеся заполнят в каждом классе). Сначала необходимо рассказать о проекте, заинтересовать учеников. В разные годы мы презентовали старт проекта по-разному: с анонсом проекта в каждый класс старшеклассники. Так было в первые три года данного проекта, а затем каждый класс начальной школы утром получал письмо о проекте и первое задание.
В первый год работы предложили ученикам придумать название проекта. Ребята выдвинули свои идеи. Всей начальной школой проголосовали и выбрали актуальное название – «Зелёная школа». Во второй год классы придумывали эмблему. В холле были вывешены все предложения учеников.
Снова голосовали. Победили работы двух учеников. С их разрешения свели их эмблемы в одну общую.
Через год начало работы по проекту назвали «Аукцион идей» и состоял он из следующих этапов:
1. Каждый класс дал название классному проекту.
2. Придумывали девиз.
3. Рисовали эмблему классного проекта.
4. Выбирали капитана.
Поэтому первая проблема при систематическом проведении проекта – не повторяться, чтобы не потерять интерес учеников.
На четвертый год ребятам было предложено придумать талисманы для школьных клумб. Но было условие: при создании использовать пригодные для улицы материалы. В пятый, юбилейный, год, перед нами встала такая проблема: в основном классы выращивали ежегодно одни и те же растения. Поэтому в четвертых классах, изучая агротехнику всё тех же бархатцев, настурций и петуний, интерес у ребят терялся. Было решено распределить растения по параллелям в начальной школе: первые классы – низкорослые бархатцы и агератум, 2 классы – низкорослые астры, цинии и петунии, 3 классы – низкорослые подсолнухи, ценерарии (голубые и серебристые), 4 классы – низкорослые хвойники (туи, можжевельники), серая спирея, жасмин.
Первые дневники наблюдений учащихся были рисованными, на второй год мы изменили форму для дневника наблюдений. Было несколько страниц по этапам проекта: титульный лист, история растения (Родина, происхождения названия, как появилось в России), фотографии, рисунки на тему «Каким вырастет цветок?».
Ребята продумывали и фиксировали инструкцию по уходу за растением (агротехника растения: как ухаживать, поливать, удобрять), а также придумывали рекламу пикировки (необходимость растений).
Одна из страниц была литературная. Ребята находили стихотворения, рассказы, сказки о растении. Седьмая, заключительная страница – фотографии цветоводов с саженцами, коллективная высадка растений в грунт. Высадка растений в открытый грунт проходит по специальному графику: экипированные по погоде ребята выходят на пришкольный участок и под руководством специалиста начинают посадку растений.
Заключительный этап работы над проектом: ученики готовят презентацию своей работы - защита проектной работы в классе (сравнительный анализ того, что планировали с тем, что получилось – самоанализ, самооценка) и сочиняют синквейны.
Презентации работ команд классов проходят в актовом зале школы, и в школьных кабинетах. В первые годы работы над проектом итоги мы подводили в мае, но три последние года ученики защищают свои проекты в сентябре, когда вся клумба в самом цветении. Также ребята участвуют со своими проектами в ежегодном фестивале проектов, который проходит в школе. Обязательно награждаем классы по разным номинациям, отдельных активных учеников. Говорим слова благодарности учителям и родителям, без которых данный проект не состоялся бы.
Были определены возможные риски и пути исправления в работе над проектом:
1. Угасание у учеников интереса к проекту. 2. Дополнительная нагрузка учителей. 3. Инертность родительского сообщества. 4. Некачественные семена. 5. Ненадлежащий уход за растениями. |
1. Работа творческой группы над разнообразием заданий проекта. 2. Стимулирование учителей за счет надтарифного фонда. 3. Своевременная вынесение благодарности родителям. 4. Посев новых семян. 5. Помощь одноклассников, учителей, родителей. |
В летнем лагере уход за клумбой продолжается руками трудового отряда. В этом учебном году работа над «Зелёной школой» продолжится. Мы открыты для общения и новых идей.