Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Проект по развитию толерантности в начальной школе (3 - 4 класс)

Из дальних странствий возвратясь…

(методическая разработка проекта)
 
Сухинина Зоя Ивановна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №141 Санкт-Петербурга

«Проектная деятельность учащихся по формированию
толерантной личности в начальной школе»
(С использованием учебно-методического комплекса Этнокалендаря)

По доминирующей роли учащихся
- информационный и творческий проект, игровой
По комплексности и характеру контактов
- внутриклассный проект
По продолжительности
– долгосрочный
Опытно-экспериментальная работа.
- подготовительный этап: разработка творческого комплексного проекта, знакомство учащихся и родителей с проектной технологией;
- формирующий этап: реализация проекта с учащимися класса, выявление уровня сформированности коммуникативной, информационной компетентностей и компетентности решения проблем в проектной деятельности;
- контрольный этап: определение динамики продвижения учащихся, анализ результатов опытной деятельности.
Опросник для контрольного этапа.
1. Хотели бы вы, чтобы представители изучаемой вами страны:
- были соседями по лестничной клетке;
- учились вместе с вами в одном классе;
- были друзьями;
- были родственниками;
2. Почему?
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
I.Актуальность.
- Почему выбрана именно эта тема?
Проблема национальных конфликтов – одна из самых актуальных в эпоху глобализации мира
- Какую проблему хотели бы решить?
Её обозначил президент В.В. Путин: «Мы должны работать, чтобы, в конечном счете, национальные отношения в нашей стране стали гармоничными».
- У кого возникает или возникнет такая проблема?
Проблемы взаимопонимания возникают у всех, независимо от времени, возраста, места и т.д.
- Почему эту проблему важно решать?
В последние десятилетия в России (в Петербурге в частности) увеличился приток семей мигрантов с детьми из бывших республик СССР, стран СНГ, зарубежья и т.д. Часты случаи неприятия между учащимися разных национальностей, конфликты, агрессия. Мы решили показать, как с помощью толерантности можно снять это напряжение. Толерантный путь- решение проблемы в школьной среде, поможет научиться жить в гармонии друг другу и вне школы.
II. ЦЕЛЬ.
Задачи проекта. - организовать исследовательскую и творческую деятельность учащихся, их родителей;
- создать условия для осознания и индивидуализации детьми основной мысли: между культурой моего народа и культурой других народов нет непроходимых границ;
- дать представление о многообразии народов нашей планеты, показать богатство существующих на земле культур, традиций, обычаев, которые помогают понять истоки формирования национального характера;
- развивать в детях этнокультурную компетентность; понять другого (представить себя на месте другого); принять другого (чувствовать симпатию, дружбу к другому); мирно жить рядом! (уметь уважать право другого быть другим, не морщась, не отвергая, что он не похож на тебя – и внешне и внутренне.)
- способствовать осознанию смысла общего дела: «на пользу кому, на радость кому»
- активизировать потребность учащихся в эксперименте и в самостоятельных исследованиях, создать условия для выработки собственной жизненной позиции и ее обоснование, опираясь на эмоциональный потенциал художественной культуры;
- учить взаимодействию детей в команде, развивать умение сотрудничать, учитывать возможности всех членов команды, быть ответственными перед другими, сдержанно реагировать на неудачи другого, развивать стремление к взаимопониманию: учить слышать, слушать и понимать другого;
- развивать мотивы соучастия, сопричастности, обогащать представления о единстве нравственных норм;
 III. ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСА.
Замысел проекта.
- Кто до нас занимался решением проблемы толерантности? Проблемы культуры толерантности, ненасилия и мира не новы.
IV. МЕТОДЫ РАБОТЫ.
1. Практический:
- изготовление декораций, костюмов;
- плакатов;
- рисунков;
- изготовление голубей мира;
- подбор музыкального сопровождения;
- подбор и разучивание стихов, сценок;
- создание выставки «Моя родословная»
2. Теоретический:
- изучение и подбор литературы;
3. Содержательный:
- создание сценария праздника;
- постановка театральных композиций;
- создание альманаха – журнала путешествий по стране;
4. Инновационный: - создание компьютерной презентации;
- слайд – шоу;
V. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ. ВЫВОДЫ.
Форма представления проекта.
- К какому практическому результату пришли?
- Составление журнала путешествий, выставки плакатов, выставки «Моя родословная», правил толерантного общения;
- Составление сценария праздника, проведение его;
- Снижение агрессивности и конфликтности;
- Принятие обращения учеников класса Детям Земли;
- Достигнут ли желаемый результат? Результат достигнут. Наблюдается снижение агрессивности и конфликтности учащихся класса. Сделан вывод о необходимости воспитания толерантности.
- Планируется ли продолжение работы по теме? Планируется продолжить работу по формированию этнокультурной компетентности учащихся. Следует раскрыть и такие аспекты толерантности, как социальная толерантность и толерантность как черта личности.
- Каким образом и кто может ознакомиться с этим проектом? Родители класса, ученики других классов школы, учителя.
Ход проекта 
I. Подготовительный этап
– погружение в проект.
- сообщение учителем темы проекта;
- совместное определение целей и задач проекта;
- обсуждение с учащимися критериев оцен проекта;
- обсуждение практического характера проектной деятельности
(результаты – презентация проекта; плакаты по толерантности на стенде; родословные и книга для просмотра родителями, детьми других классов);
- деление детей на группы (по интересам), определение «Правил дружной работы»;
- выбор страны, о которой хотели бы узнать;
- организация игры «Собираемся в путешествие»;
II. Поисково- исследовательский этап.
- непосредственная подготовка проекта при ведущей роли учителя;
- помощь в определении источников информации;
- совместное составление этапов Маршрутного листа исследователя;
- процесс сбора и систематизации материала;
-осуществление промежуточных отчетов:
* Какие слова, понятия являются для представителей народов выбранных стран священными, почитаемыми? Почему?
* Изменилось ли ваше мнение о представителях этих культур?
* Как обогатилась твоя жизнь культурой народов этих стран?
* Какие мифы, легенды, сказки, пословицы этих народов ты читал?
III. Трансляционно- оформительский этап. (предзащита проекта)
- дети дорабатывают свои творческие работы с учетом замечаний и предложений;
- подготовка к публичной защите проекта; 
- определение даты и места защиты;
- оформление книги, стенда;
- изготовление на технологии «Голуби мира» (техника Оригами);
IV. Рефлексивно-оценочный этап.
- публичная защита проекта;
- подведение итогов; - анализ выполненной работы;
- праздник (разработка сценария);
ПЛАН ВЫСТУПЛЕНИЯ творческих групп
1. Сформулируйте основную идею вашей группы.
2. Каков результат вашего проекта?
3. Какие материалы использованы при выполнении?
4. Достаточными ли знаниями вы обладаете? Как их пополняли?
5. Насколько комфортно вы чувствовали себя при подготовке проекта и ее презентации?
6. Кто вам помогал? В чем была эта помощь?
7. Какие комментарии вы получили по оценке вашего участия в проекте от родителей, одноклассников, учителя?
Ход работы над проектом
I. Подготовительный этап
– погружение в проект.
- сообщение учителем темы проекта;
- совместное определение целей и задач проекта;
- обсуждение с учащимися критериев оцен проекта;
- обсуждение практического характера проектной деятельности
(результаты
презентация проекта; плакаты по толерантности на стенде; родословные и книга для просмотра родителями, детьми других классов);
- деление детей на группы (по интересам), определение «Правил дружной работы»;
- выбор страны, о которой хотели бы узнать;
- организация игры «Собираемся в путешествие»;
II. Поисково- исследовательский этап.
- непосредственная подготовка проекта при ведущей роли учителя;
- помощь в определении источников информации;
- совместное составление этапов Маршрутного листа исследователя;
- процесс сбора и систематизации материала;
-осуществление промежуточных отчетов:
Какие слова, понятия являются для представителей народов выбранных стран священными, почитаемыми? Почему?
* Изменилось ли ваше мнение о представителях этих культур?
* Как обогатилась твоя жизнь культурой народов этих стран?
* Какие мифы, легенды, сказки, пословицы этих народов ты читал?
 III. Трансляционно- оформительский этап.
(предзащита проекта)
- дети дорабатывают свои творческие работы с учетом замечаний и предложений
- подготовка к публичной защите проекта;
- определение даты и места защиты;
- оформление книги, стенда;
- изготовление на технологии «Голуби мира» (техника Оригами);
IV. Рефлексивно-оценочный этап.
- публичная защита проекта;
- подведение итогов;
- анализ выполненной работы;
праздник (разработка сценария);
ПЛАН ВЫСТУПЛЕНИЯ  творческих групп
1. Сформулируйте основную идею вашей группы.
2. Каков результат вашего проекта?
3. Какие материалы использованы при выполнении?
4. Достаточными ли знаниями вы обладаете? Как их пополняли?
5. Насколько комфортно вы чувствовали себя при подготовке проекта и ее презентации?
6. Кто вам помогал? В чем была эта помощь?
7. Какие комментарии вы получили по оценке вашего участия в проекте от родителей, одноклассников, учителя?

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»