1 раздел
Пояснительная записка
Программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по изобразительному искусству, завершённой предметной линии учебников «Изобразительное искусство», авт. Неменская Л.А. (под ред. Неменского Б.М.) (УМК «Школа России»). Система учебников «Школа России» успешно прошла федеральную экспертизу на соответствие ФГОС НОО, получила положительные отзывы РАН, РАО и вошла в федеральный перечень учебников на 2011/2012 учебный год.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, поэтому в рабочую программу не внесено изменений.
В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Изобразительное искусство» реализует следующую цель:
-формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические задачи:
Øформирование у обучающихся нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;
Øформирование художественно – творческой активности школьника;
Øовладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.
2 раздел.
Общая характеристика курса.
«Изобразительное искусство» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные — живопись, графика, скульптура; конструктивные — архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); выполнение декоративной и конструктивной работы; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания.
Необходимо иметь в виду, что, представленные в начальной школе в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности должны сопутствовать учащимся все годы обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.
3 раздел.
Место курса в учебном плане.
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
4 раздел.
Результаты изучения курса
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
Ø чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
Ø уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
Ø понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
Ø сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
Ø сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
Ø Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
Ø Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
Ø Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения
Øсодержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
Ø овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
Ø овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
Ø использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
Ø умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
Ø умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
Ø осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметныерезультаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
Ø знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
Ø знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
Ø понимание образной природы искусства;
Ø эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
Ø применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
Ø способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
Ø умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази тельных средствах;
Ø усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
Ø умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
Ø способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
Ø способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно шение к природе, человеку, обществу;
Ø умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
Ø освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
Ø овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
Ø умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
Ø умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
Ø изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
Ø умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
Ø способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
Ø умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
Ø выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
Ø умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
5 раздел.
Содержание курса
Как и чем работает художник? (8 ч)
Три основные краски –красная, синяя, желтая.
Пять красок — все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия ( 7 ч)
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство (11ч)
Выражение характера изображаемых животных.
Выражение характера человека в изображении: мужской образ.
Выражение характера человека в изображении: женский образ.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Изображение природы в различных состояниях.
Выражение характера человека через украшение.
Выражение намерений через украшение.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство (9ч)
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий.
Ритм пятен как средство выражения.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
Знания и умения учащихся
В итоге освоения программы учащиеся должны знать:
Ø разнообразные материалы, которыми можно пользоваться в художественной деятельности;
Ø разнообразные выразительные средства (цвет, линия, объём, композиция, ритм);
Ø отличия рисунка с натуры от рисунка по памяти и от декоративного рисунка;
Ø правила расположения рисунка на листе бумаги;
Ø имена художников, чьё творчество связано с природой и сказками (И. Айвазовский, И. Левитан, В. Васнецов, М. Врубель).
Учащиеся должны уметь:
Ø пользоваться доступными средствами и материалами;
Ø в доступной форме использовать художественные средства выразительности;
Ø владеть навыком смешивания красок, выразительно использовать тёплые и холодные цвета, свободно работать кистью, проводить широкие и тонкие мазки согласовывать цвет декоративных элементов и цвет фона;
Ø использовать первые представления о передаче пространства на плоскости;
Ø выделять интересное. Наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;
Ø создавая аппликации. Вырезать бумагу по контуру, сгибать, получать объёмные формы.
6 раздел.
Тематическое планирование
Календарно - тематическое планирование уроков изобразительного искусства во 2 классе
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Характеристика деятельности обучающегося |
Страницы учебника |
Как и чем работает художник? (8 ч) |
||||
1 |
|
Цветочная поляна. (Гуашь) |
Освоение представления о правилах работы с гуашью. Формирование умения открывать новое в окружающем мире |
6-23 |
2 |
|
Природная стихия. (Гуашь, добавление чёрной и белой краски) |
Освоение представления о средствах художественно - образной выразительности. Формирование навыков работы с гуашью. Формирование наблюдательности |
24-35 |
3 |
|
Осенний лес |
Формирование навыков работы с восковыми мелками. Формирование чувства цветовой гармонии |
36-39
|
4 |
|
Аппликация «Осенний ковёр» (коллективная работа) |
Формирование умения работать коллективно в группах. Освоение композиционных умений. Формирование бережного отношения к природе |
|
5 |
|
Графика зимнего леса |
Освоение выразительными возможностями графических материалов |
40-43 |
6 |
|
В мире животных |
Развитие умения передавать характерные особенности животных. Формирование умения работать с пластилином. |
44-47 |
7 |
|
Игровая площадка |
Освоение представления о работе художника - скульптора. Освоение выразительными возможностями бумаги |
48-53 |
8 |
|
Праздник в городе |
Освоение выразительными возможностями неожиданных материалов: серпантин, конфетти, семена, нитки. |
54-55
|
Реальность и фантазия (7 ч) |
||||
9 (1) |
|
Птицы родного края. (Изображение и реальность) |
Осмысление представления о понятиях «реальность» и «анималистика». Формирование умения птиц |
58-61 |
10 (2) |
|
Сказочная птица. (Изображение и фантазия) |
Осмысление представления о народных промыслах. Формирование умения изображать формы сказочные и декоративные |
62-65 |
11 (3) |
|
Паутинка. (Украшение и реальность) |
Формирование наблюдательности и умения видеть прекрасное в окружающем мире. Формирование умения работать гуашью |
66-69 |
12 (4) |
|
Кружева. (Украшение и фантазия) |
Освоение представления об украшениях, созданных людьми, о народных промыслах. Формирование образного мышления через преображение природных форм в декоративные |
70-73 |
13 (5) |
|
Подводное царство (Постройки и реальность) |
Осмысление представления о многообразии конструктивных форм в природе. |
74-77
|
14 (6) |
|
Коллективная работа «Городок-коробок» (Постройка и фантазия) |
Осмысление представления о работе архитектора. Освоение умения видеть в конструкции природный прообраз. Формирование умения работать в группе |
78-81 |
15 (7) |
|
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе |
Формирование умения работать коллективно |
82-85
|
О чём говорит искусство? (10 ч.) |
||||
16 (1) |
|
Море. Изображение природы в различных состояниях |
Освоение чувства цвета. Осмысление представления о выразительных средствах художественной деятельности для передачи настроения в природе. Формирование умения изображать разное по характеру море |
88-95 |
17 (2) |
|
Четвероногий друг. Изображение характера животных. |
Осмысление представления о выразительных средствах графики для передачи характера животного. Осмысление представления о работе художников-анималистов. Освоение умения работать с графическими материалами |
96-99
|
18 (3) |
|
Изображение характера человека: женский образ. |
Осмысление представления о способах изображения художником образа человека, о красоте внешней и внутренней |
100-103 |
19 (4) |
|
Изображение характера человека: мужской образ. |
Осмысление представления о способах изображения художником образа человека Формирование творческого воображения |
104-105 |
20 (5) |
|
Образ человека в скульптуре |
Осмысление представления о способах передачи характера в объёмном изображении человека. |
106-107 |
21 (6) |
|
Человек и его украшения |
Осмысление представления о декоративно-прикладном искусстве. Формирование навыков аппликативной деятельности. Формирование эстетического вкуса |
108-111 |
22 (7) |
|
Человек и его украшения |
Осмысление представления о декоративно-прикладном искусстве. Формирование навыков аппликативной деятельности. Формирование эстетического вкуса |
112-113 |
23 (8) |
|
«Морской бой Салтана и пиратов». |
Осмысление представления о декоре. Освоение представления о способах передачи намерений через украшение. Формирование умения использовать цвет для передачи характера изображения |
114-117 |
24 (9) |
|
Замок Снежной королевы. Образ здания. |
Формирование умения через творческую работу передавать настроение и характер изображаемого предмета |
118-119 |
25 (10) |
|
Замок Снежной королевы. Образ здания. Окончание работы. |
Формирование умения через творческую работу передавать настроение и характер изображаемого предмета |
120-121 |
Как говорит искусство? (9 ч.) |
||||
26 (1) |
|
Тёплые и холодные цвета. |
Осмысление представления о тёплых и холодных цветовых гаммах. Освоение навыков работы с гуашью. |
124-129 |
27 (2) |
|
Тихие и звонкие цвета. |
Создание колористического богатства внутри одной цветовой гаммы. Формирование умения работать гуашью |
130-131 |
28 (3) |
|
Что такое ритм линий? |
Расширение знаний о средствах художественной выразительности. |
136-137
|
29 (4) |
|
Характер линий |
Освоение представления о линии как средстве выражения чувств и настроения на рисунке. |
138-139 |
30 (5) |
|
Ритм пятен |
Развитие навыка творческой работы в технике обрывной аппликации. Формирование умения работать коллективно. |
132-135 |
31 (6) |
|
Птицы. Пропорции выражают характер. |
Расширять знания о средствах художественной выразительности. |
140-141 |
32 (7) |
|
Коллективная работа «Весна. Шум птиц». |
Формировать умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной творческой работы. Формирование умения использовать в работе различные средства изобразительного искусства. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности. |
|
33 (8) |
|
Коллективная работа «Весна. Шум птиц». Окончание работы |
Формировать умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной творческой работы. |
|
34 (9) |
|
Обобщающий урок года. «В гостях у Братьев-Мастеров» |
Формирование умения обобщать и делать выводы. Освоение навыков и умений коллективной работы. |
|
7 раздел.
Материально-техническое обеспечение.
а) Книгопечатные.
ØЕ. И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс. М- Просвещение. 2011.
ØБ. М. Неменский. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 класс. М- Просвещение. 2011.
ØН. А. Горяева, Л. А. Неменская и др. Изобразительное искусство и художественный труд. Рабочие программы. 1 – 4 классы. М- Просвещение. 2010.
ØМетодическое пособие к учебникам по изобразительному искусству: 1—4 кл. / Под ред. Б. М. Неменского. М- Просвещение. 2010.
ØСборник рабочих программ к УМК «Школа России» 1-4 классы. Изд.: Просвещение, 2011.
ØПроектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ под редакцией А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2011
Ø Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2011.
Ø Планируемые результаты начального общего образования/ под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Ø Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 частях. / под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Ø Планируемые результаты начального общего образования/ под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Ø Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 частях. / под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.
б) Печатные пособия.
Комплект таблиц с репродукциями картин русских художников.
в) Технические средства обучения.
Ø Интерактивная доска «Смарт»
Ø Магнитофон