Технологическая карта урока изобразительного
искусства в начальной школе для 2 класса
искусства в начальной школе для 2 класса
Программа «Школа России»
Мякотина Елена Германовна
Тип урока: комбинированный урок
Тема урока |
Изобрaжение и фaнтaзия. Рисовaние по предстaвлению. Cкaзочное несуществующее животное |
Цель |
Cоздать уcловия для cовершенcтвования умений и нaвыков в cтилизaции объекта , научить передавать образные представления о персонажах, своё отношение к изображаемому, развивать творческие способности, фантазию, совершенствовать технику работы графическими материалами, воспитывать любовь к животным. |
Задачи |
Образовательные: 1) познакомить со сказочными, фантастическими существами, сформировать представления о изобразительных качествах злого и доброго сказочного героя; углубить знания детей о способах создания сказочных героев. 2) сформировать умение выполнять изображение фантастических существ, передавая характер зла и добра; закрепить навыки работы с художественными материалами, планирования работы, организации рабочего места, выполнения работы по плану; 3) совершенствовать приемы работы линией и в цвете. Развивающие: способствовать развитию памяти, расширению кругозора, образного, колористического и художественного мышления, мелкой моторики, творческого воображения, чувства цвета. Воспитательные: 1) способствовать воспитанию патриотизма, интереса к культуре и традициям своего народа 2) способствовать воспитанию общей культуры труда, художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия. |
Планируемые результаты | Личностные УУД: осознавать необходимость уважительного отношения к произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений искусства и работ учащихся. Метапредметные УУД:-Познавательные: осуществлять анализ реально существующих форм животных и умение творчески преображать формы реального животного мира в условно-декоративные.-Регулятивные: формировать навыки самостоятельной работы, развивать образное воображение, способность к творчеству, планировать время, работу, оценивать и анализировать ее результаты.-Коммуникативные: развивать потребность в коллективной деятельности, способствовать накоплению опыта общения, ведения диалога, дискуссии, определять общую цель и пути ее достижения, принимать активное участие в работе парами, учиться высказывать и отстаивать свое мнение. ПредметныеУУД: понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные способы стилизации и комбинировании форм для получения новой вымышленной формы, формировать изобразительные умения, навыки, чувство формы, ритма. |
Основные понятия | Украшение |
Межпредметные связи | русский язык, литература. |
Оборудование |
Оборудование учителя: иллюстративный материал к водной беседе; Оборудование учащихся Материалы гуашь, акварель. Инструменты: кисти Приспособления: клеенка (или газета), салфетки для вытирания кисти и палитра, стаканчик с водой. |
Литература, интернет-ресурсы | Литература:
https://educontest.net/component/content/article/10359 |
Ход урока
Задачи этапа урока (вида работ) |
Деятельность учителя Задания для учащихся |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
Время |
||||
Предметные | УУД | |||||||
I. Организация класса на работу | 1 мин | |||||||
Мотивировать учащихся к учебной деятельности. |
Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели. |
Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность. |
|
Коммуникативные Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. |
||||
II. Формулирование темы урока, постановка цели | 3-5 мин. | |||||||
Организовать формулирование темы и цели урока учащимися. |
" В ней всегда конец хороший, Добрый молодец пригожий Бабка- ежка у окна... Догадайтесь, кто она? " Вы любите сказки? Что такое сказка? Какие сказки вы знаете? О чём бывают сказки? Какие животные обычно бывают в сказках? А эти животные реальные? Чем отличаются сказочные животные от реальных животных? Как вы думаете, что нужно, чтобы придумать сказочного животного или сказку? Что необходимо изменить, чтобы реального зверя превратить в сказочного? Правильно. А еще можно соединять различные части от разных существ. И нужно уметь фантазировать Как вы понимаете слово фантазировать? Фантазировать, значит воображать, сочинять, представлять. Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? Верно, сегодня мы будем фантазировать и рисовать фантастических животных. |
С помощью учителя формулируют тему и цель урока, высказывают свое мнение о практической значимости работы |
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока с самостоятельно, после предварительного обсуждения | |||||
III Усвоение новых знаний | |
(10-12 мин.) | ||||||
Рассказать учащимся об украшениях и их значении. Научить передавать характер героя через его украшение. |
Придумывать фантастические образы художнику помогает природа. Например, Мастер Изображения увидел сильную и мудрую птицу и превратил ее в птицу Сирин – волшебную птицу счастья. Сирин– светлый вестник радости и наслаждений. (Фото индюка и Дымковской игрушки.) - Кто изображён на фото? (индюк) - Где можно увидеть индюка? ( в деревне) - Как вы считаете, похожа ли дымковская игрушка на индюка? Чем они схожи? - А как вы думаете, индюк на картинке красивый? Почему? -Посмотрите на фото. Кто знает, что это? Это Сфинкс. Сфинкс — зооморфное мифическое существо. В древнеегипетском искусстве — животное с телом льва, головой человека или (реже) — головой сокола или барана. В древнегреческой мифологии — чудовище с человеческой головой, лапами и телом льва, крыльями орла и хвостом быка В Древнем Египте считали, что сфинксы отгоняют злых духов. Посмотрите следующее фото. Это грифоны. Грифо́ны мифологические крылатые существа, с туловищем льва и головой орла. Имеют острые когти и белоснежные (или золотые) крылья. Грифоны — противоречивые существа, одновременно объединяющие Небо и Землю, Добро и Зло. Согласно древнегреческим мифам, эти существа являлись хранителями золота. Грифон изображался с головой и крыльями орла и телом льва, поэтому обладал качествами и царя зверей, и царя птиц. В некоторых сказка и легендах можно прочитать о морских сказочных существах. Каких морских фантастических существ вы знаете? Русалки – женское водяное существо, чаще вредоносное. Русалки – девушки с рыбьим хвостом, с длинными распущенными зелеными волосами, которые они расчесывают золотым гребнем. Каких существ с телом человека и животного вы ещё знаете? Кто такой кентавр? Кентавры – это существа с головой и торсом человека на теле лошади, обитатели гор и лесных чащ. Посмотрите на изображение кентавра, как вы думаете, каким он был? В героических мифах одни кентавры являются воспитателями героев, другие — враждебны им. Каких злых мифических существ вы знаете? Змей Горыныч – огнедышащий дракон, имеющий несколько голов, представитель злого начала в русских народных сказках и былинах. Горыныч живёт обычно в горах, нередко у огненной реки и стережёт «Калинов мост», по которому попадают в царство мёртвых. - Какие ещё существуют необычные сказочные персонажи? - Как мы можем по изображению понять, какое это существо доброе или злое? Какие краски мы будем использовать для изображения злого существа? Какие для доброго? А сейчас мы с вами поиграем. Я нарисую голову животного. Каждый из вас будет подходить к доске и рисовать только одну часть тела . а потом мы посмотрим, что у нас получится. 2. Объяснение последовательности выполнения практической работы А сейчас каждый из вас будет работать самостоятельно. Мы будем изображать различных мифических существ. Вы можете нарисовать любое существо, соединив различные элементы животных, людей и даже растений. Работать будем красками и кистями. Выполнение педагогического рисунка. Давайте построим план работы:
Кто такие фантастические существа? Чем они отличатся от реальных животных? Что нужно, чтобы изобразить фантастическое существо? |
Участвуют в диалоге, наблюдают, слушают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. Совместно с учителем анализируют работу, разбираются в последовательности, составляют план практической работы, выполняют физминутку |
Формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека; ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них; получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности. |
Познавательные УУД: делать выводы и обобщения, перерабатывать полученную информацию Коммуникативные УУД: вступать в беседу и обсуждение, донести свою позицию до других, слушать и понимать речь других, уметь сотрудничать, уважительно относиться к позиции другого; высказывать суждения о художественных особенностях произведений. Регулятивные УУД: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий Личностные УУД: Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям) |
||||
IV.. Организация рабочего места | 1-2 мин. | |||||||
Подготовить учащихся к практической работе |
Посмотрите, всё ли у вас есть на столах. Краски, кисти, баночки с водой, карандаш, ластик. Давайте вспомним технику безопасности при работе с красками. |
Оборудуют рабочий стол в соответствии с требованиями. Включаются в обсуждение правил безопасной работы с материалами и инструментами | Уметь: организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы. |
Регулятивные УУД: учиться готовить рабочее место, объяснять выбор наиболее подходящего оборудования для выполнения задания. | ||||
V Практическая работа | 20-25 мин. | |||||||
Чтобы вы все смогли получить пятёрки, давайте посмотрим на критерии оценивания.
|
Выполняют практическую работу самостоятельно или под руководством учителя, осуществляют самопроверку с опорой на образец и предметную карту |
Уметь: Использовать Средства художественной выразительности; Применять изученные художественные техники при создании проекта; в |
Регулятивные УУД: учиться проговаривать последовательность действий на уроке; выполнять практическую работу по плану в соответствии с замыслом; корректировать свои действия. Личностные УУД: Развивать самостоятельность в поиске решений различных изобразительных задач; овладевать различными приемами и техниками изобразительной деятельности, уметь использовать их для создания красивых вещей или их украшения |
|||||
VI. Подведение итога урока. Рефлексия. | 3 мин. | |||||||
Подвести итог урока, выявить уровень освоения материала, оценить работы учащихся | Выставка работ. Дети оценивают друг друга. Молодцы, ребята! Что нового и интересного вы сегодня узнали? Чему вы научились? Что вам понравилось больше всего? |
Демонстрируют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и самооценку учебной деятельности | Регулятивные УУД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; проводить презентацию своего проекта. |
|||||
VII. . Уборка рабочих мест | 2 мин. | |||||||
Организовать уборку рабочего места. | Ребята вы все молодцы и хорошо сегодня поработали. А теперь убираем рабочее место. |
Наводят порядок на рабочем столе | Уметь: организовывать уборку рабочего места и поддерживать порядок на нём во время работы. |
Регулятивные УУД: учиться быстро и организованно убирать рабочее место | ||||