Виды практической деятельности учащихся
на уроках изобразительного искусства
Дубровина Алла Петровна
Эстетическое воспитание как составная часть нравственного воспитания призвано формировать эстетическое отношение к действительности, развивать способность видеть прекрасное в окружающих предметах и явлениях, заниматься искусством, посильно вносить красоту в жизнь.Эстетическое отношение к миру наиболее ярко выражается в искусстве. Основное понятие искусства-художественный образ, а средство совершенствования духовного облика людей и окружающей жизни-художественно-образная деятельность. Овладение практическими навыками и освоение технических приемов-не самоцель уроков изобразительного искусства. Они служат лишь средством формирования эстетического отношения к действительности, ее глубокого художественного познания и отображения в процессе занятий искусством.
Занятия по изобразительному искусству включают в себя два вида работы: 1. Восприятие действительности и искусства, 2. Практическую художественную деятельность. Эти виды работы служат основными структурными компонентами содержания урока, но в зависимости от цели занятия один из видов играет ведущую роль.
Подробнее хочется остановиться на декоративно-прикладной деятельности.
Декоративно-прикладная деятельность ставит своей задачей декоративное решение плоскости, объема и пространства. В работе со школьниками можно выделить два равнозначных направления: декоративная работа на плоскости и декоративное решение объемного предмета.
Декоративно- прикладная деятельность школьников решает «прикладные», то есть «полезные», имеющие применение к реальной жизни и деятельности людей задачи. Поэтому учитель стремится развить у детей понимание связи и зависимости между тремя свойствами вещи: функцией, материалом и украшением.
Практические занятия по декоративно-прикладному искусству включают задания, которые отличаются по материалам и общему характеру: аппликацию, конструирование из бумаги, картона и различных подручных материалов вроде фольги, пластмассы, проволоки и тому подобное, поделки из глины, пластилина и природных материалов. По технике выполнения эти задания близки к тем, которые предлагаются учащимся на уроках технологии, но в то же время на уроках ИЗО главной задачей является создание каждым школьником собственного, оригинального декоративного образа. Отсюда и различия в организации и методике проведения этих занятий. Приемы вырезания, сгибания, склеивания отрабатываются на уроках технологии, а на занятиях по декоративно-прикладному искусству на уроках изобразительного искусства их используют уже в качестве технических средств при создании образа.
Задания в технике аппликация могут выполняться из цветной бумаги, из ткани, а также из природных материалов: засушенных листьев, цветов, семян растений. Прежде всего учитель приучает детей не сразу наклеивать части изображения, а предварительно раскладывать их на листе, который служит фоном для аппликации. Затем все изображение или его основные элементы дети могут передвигать по листу, добиваясь их гармоничного, уравновешенного расположения. Благодаря этому дети наглядно и ощутимо, через реальные действия (перемещение фигур) подходят к пониманию компоновки листа как важного и необходимого средства создания изображения на плоскости. В рисовании это сделать сложнее, так ка поиск наилучшего расположения связан с исправлением рисунка и разметкой листа бумаги, то есть с отвлеченными или воображаемыми зрительными операциями, которые становятся доступными только уже в более старшем возрасте.
Своеобразным видом аппликации, более близким к живописи, является мозаика из цветной бумаги. Это может быть мозаика способом выщипывания, когда оторванные кусочки бумаги можно наклеивать друг на друга, что напоминает живопись мазками и облегчает детям понимание техники работы с гуашью. Или техника разрезной мозаики, когда рисунок, выполненный карандашом, сплошь заклеивается (с промежутками или без) небольшими кусочками цветной бумаги разных оттенков, нарезанными в виде квадратиков или треугольников.
Объемные декоративные изделия изготавливают либо в технике декоративной лепки, либо путем конструирования из бумаги и картона с добавлением деталей из фольги, проволоки, ткани. Особым видом объемной декоративной работы является составление забавных фигурок из природных материалов.
Дети знакомятся с декоративной лепкой и лепкой скульптуры, которая в начальных классах монохромна. В технике декоративной лепки, кроме игрушек, можно выполнять декоративные сосуды (например, сосуд в виде поющего петуха или плывущей утки), а также сосуды, изготовленные путем навивания по спирали длинного «шнура» из пластилина (таким способом пользовались до изобретения гончарного круга). К декоративной пластике относится также лепной рельеф и рельеф, выдавленный на мягком тонком металле (металлопластика).
Металлопластика выполняется на мягкой фольге и по внешнему виду напоминает чеканку в миниатюре, но она гораздо проще по технике и поэтому доступна младшим школьникам. Металлическая пластина кладется на мягкую подложку, и на ней делается вдавленный рисунок шариковой ручкой. Потом деревянной палочкой со скругленным концом металл внутри контура продавливается, так что на нижней (лицевой) стороне пластинки получается выпуклое рельефное изображение. Этим способом можно сделать декоративный рельеф или украшение для предмета, выполненного на уроке технологии.
Конструирование объемных изделий из бумаги и картона включает такие объемные задания, как изготовление забавных игрушек в виде животных и человекоподобных фигур, конструирование макетов мебели, сооружений для детской площадки, а также конструирование моделей транспортных средств, мостиков и несложных архитектурных макетов.
Главная цель этих занятий-научить детей понимать красоту объемно-пространственной формы, помочь им усвоить основные принципы дизайна: сочетание простоты, красоты и функциональности при художественном проектировании изделия. Одновременно развиваются пространственные представления учащихся и вырабатываются практические навыки конструирования.
И во всем этом ведущая роль принадлежит учителю. От его активности, творчества, вкуса зависит качество знаний, умений и навыков школьников, их интерес к явлениям и событиям современного искусства.