Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Инструменты культурно-образовательных практик
для освоения языка изобразительного искусства
у младших школьников

Демидова Ольга Викторовна
Искусство - один из важнейших инструментов в воспитании человека. Оно несет в себе культурный код человечества, способствует духовному развитию.  Но освоить язык искусства не так уж и просто, необходимо знать массу тонкостей в данном вопросе. Не достаточно просто видеть картину художника, необходимо знать кто ее нарисовал, в какое время жил художник, какие жизненные ценности он имел и хотел передать поколениям. Для анализа картины необходимо иметь хотя бы базовые знания о видах искусства, их средствах выразительности, композиции. При этом очень важно чтоб произведение у зрителя нашло свое отражение. Как правило неопытный человек считывает произведение искусства на предмет нравится/не нравится, при этом не имея возможности точно аргументировать свой ответ, поэтому особенно важно обучать пониманию произведения искусства детей. 
Конечно, когда ребенок приходит в школу, он как правило не имеет представления о средствах выразительности картины, к тому же в детском саду неопытными воспитателями в данном вопросе может сформироваться вполне "конкретные" понятия об изображении окружающего мира (трава зеленая, небо голубое). С такими ограничивающими установками трудно смело и не думая о "правильности" ответа ребенку начать высказываться о картине, поэтому начинать работу с произведениями искусства необходимо в форме культурно-образовательных практик..
Культурно-образовательные практики несут в себе совокупность культурно-искусствоведческого занятия, урока изобразительного искусства (музыки, театра и .т.д.), психологических практик. Оснавная цель арт-педагогического урока всегда ориентирова на личность ребенка. В данном занятии важно  опираться на жизненный опыт обучаемого, тем самым замотивировать, т.к. дети очень часто с интересом начинают включаться в процесс, когда они себя чувствуют экспертами в том или ином вопросе, и только потом основываясь на опыте обучающегося открывать с ними новые знания. Успех любой образовательной практики - это мотивация к познанию и исследовательской деятельности.
Так как же возбудь желание анализировать картину?
Во-первых, прежде чем дать анализ картины, необходимо учителю владеть знаниями о художественном произведении, о видах искусства, средствах выразительности, о композиции, о жизни и творчестве художника.
Во-вторых необходимо подготовить вопросы для детей. Важно, чтоб вопрос был основан на их опыте, например показав картину И.И. Шишкина "Бурелом" 1889г., можно спросить:"Как там?", "Как вы думаете, какой сказочные герой живет в этом лесу", "Хотели бы вы прогуляться там?", "Кого там можно встретить". С такими вопросами дети с удовольствием начинают фантазировать и высказывать свое мнение. Затем можно переходить на конкретные вопросы о картине, к примеру: Если ребенок отвечает что в лесу живет медведь, то можно спросить: "А почему ты так решил", "А какие цвета/тона использует художник что ты так подума" и т.д.
В-третьих необходимо закрепить данные знания, например отыграть мини постановку с героями леса. Либо применить технику дорисовывания картины (разместить репродукцию картину на листе, дорисовать окружени, затем убрать репродукцию и дорисовать в середине, например жителя этого леса).
В-четвертых сделать выставку работ и предложить детям дать название своей картины.
Данные приемы позволяют детям спокойно выражать свое мнение о картине, фантазировать, обращать внимание на средства выразительности и композицию произведения, воспринимать и запоминать новую информацию. Помогают обогощать речь ребенка, уметь аргументировать, описывать и анализировать произведения искусства. Благодаря такому подходу происхоть передача культурного кода и духовного воспитания. 
  1.  Булатова О.С. Арт-педагогический подход в образовании. – Тюменский государственный университет., 2004. – С. 231.

  2. Сергеева Н.Ю. Арт-педагогика как ресурс гуманитаризации непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2014. – Выпуск 2 (6). URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=2362 (дата обращения 01.03.2017). 

  3. Сергеева Н.Ю. Содержание понятия «артпедагогика». Научная библиотека КиберЛенинка: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-ponyatiya-artpedagogika#ixzz4clBHBDvO. (дата обращения 20.03.2017). 

  4. Хащанская М.К. Арт-педагогика как инновационное педагогическое направление // Современные образовательные технологии освоения культурного наследия. Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции. СПб. – 2011. – с. 63-65. 

URL: http://art-psychology.org/category/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/ (дата обращения 01.03.2017).

  1. Верховодова Р.А., Галустов Р.А. Зарубежный опыт арт-педагогики как система интегративного применения элементов искусства в образовательном процессе. Научная библиотека открытого доступа «Киберленинка». – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-art-pedagogiki-kak-sistema-integrativnogo-primeneniya-elementov-iskusstva-v-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения 01.03.2017).

  2. Вершинина Н.А., Хащанская М.К. Арт-педагогика как основа совместного обучения взрослых, работающих с детьми дошкольного возраста / Теория и практика образования. – 2017. – № 5(77) – С.45–54.

  3. Хащанская М.К. Творчество как ресурс. URL: http://www.oppl.ru/vyipusk-8-1/na-soiskanie-avtorskogo-svidetelstva-oppl-haschanskaya-artpedagogika.html (дата обращения 05.11.2017).

  4. Хащанская М.К. Потенциал рефлексивных методов в системе постдипломного образования. URL: http://art-psychology.org/wp-content/uploads/2017/05/refleksivnye-metody.pdf (дата обращения 01.03.2017).

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»