Проектные задачи на уроках изобразительного искусства в начальных классах
Несенко Юлия Владимировна
В Государственных стандартах II поколения наибольшее внимание уделяется деятельностному подходу в обучении. Умение не только найти, отсортировать нужную информацию, но и эффективно применить ее на практике для решения жизненных проблем позволяет проектная деятельность. Если ребенок научится самостоятельно продвигаться в учебном предмете, получит навыки сотрудничества с одноклассниками и учителем, ему будет комфортно в школе.Учебный проект – целенаправленная, управляемая деятельность по нахождению способа решения проблемы, фиксированная во времени. Для того чтобы ребенок мог с высокой степенью самостоятельности выполнить его, я ввожу работу над проектными задачами с первого класса. “Проектная задача – система действий, направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального продукта” [1]. Для решения проектной задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы. Проектные задачи, которые решаем мы с детьми на уроках изобразительного искусства обучают взаимодействию в группе и групповой деятельности. Построенные на принципах проблемного обучения, они готовят почву для того, чтобы дети в дальнейшем могли самостоятельно заниматься проектной деятельностью.
Решение проектных задач позволяет сохранять личностный, социальный, интеллектуальный, а также физический компонент здоровья.
В качестве примера хотелось бы привести несколько вариантов проектных задач.
Тема “Интерьер кукольного домика”.
Класс: 1
Тип проектной задачи: творческая
Форма работы: в парах.
Актуальность: Первоклассники еще не умеют работать в группе, распределять обязанности, относиться ответственно к своей части работы. Переходным этапом является работа в парах, где возможен только общий а не персональный результат.
Педагогический результат:
- Формирование элементов сотрудничества при работе в паре, (решить, какие будут комнаты, какая в них подойдет мебель и бытовая техника и т.д., тактично прислушиваться к мнению соседа, находить общее решение).
- Закрепление приемов лепки из пластилина при выполнении практической работы.
- Знакомство с новым словом – интерьер, но не навязчиво, вскользь, хотя по деловому, использовать его на протяжении всей работы над проектной задачей
Проблема: Ребята, вы сразу можете выполнить работу, вы знаете, как это сделать? Что должно быть в вашем интерьере? (Пока нет)
Цель: Слепить из цветного пластилина интерьер кукольного домика (обязательно в парах).
Задачи:
- Изучить варианты интерьера на фотографиях и иллюстрациях.
- Слепить их из пластилина и “удобно” расположить на листе картона все элементы интерьера.
- Представить ваш вариант интерьера
- Фотографии, иллюстрации образцов мебели и бытовой техники
- Письмо от куколки
- Пластилин, стеки, картон, ножницы
- Подготовка рабочих мест.
- Распределение обязанностей (либо картон режется на две части, каждый выполняет свою работу на отдельном куске, а потом соединяется; либо ребята сразу работают на одном листе, соотнося свои действия с соседом).
Лепка в паре интерьера кукольного домика.
Текущий контроль, внесение изменений, корректировка (обращение – Ребята вы хорошо обсудили, какие комнаты у вас будут, чтобы не получилось, что у вас есть два санузла и ни одной кухни? и т.д.).
Результат своей практической работы ребята выставляют на столике в углу кабинета, рассматривают и обсуждают с позиции “нравится” (почему?), “не нравится” (почему?)
Обобщение учителем всего того, что ребята узнали, сделали на практической работе, соотнося выполненное с проблемой, целью, задачами:
– трудно ли было работать в паре (почему)?
– вы сразу пришли к единому мнению, или было трудно договориться?
– что из предложенного на доске вам пригодилось, а какие иллюстрации и фотографии оказались бесполезными?
– у вас в работе оказались лишние, или недостающие комнаты?
– размер, цвет мебели вы соотносили с соседним вариантом?
– куколка будет рада вашему домику и почему?
Тема “Пейзаж-настроение”.
Класс: 2.
Тип проектной задачи: творческая.
Форма работы: совместное взаимодействие в больших группах (девочки и мальчики).
Педагогические результаты:
- Раскрыть выразительные и изобразительные возможности живописных материалов. Часто дети способны услышать друг друга при помощи слов, увидеть настроение и переживание через эмоции, но не умеют пока это сделать при помощи изобразительных и выразительных средств живописи.
- Дети должны сами сделать вывод, что в больших группах работать не удобно, трудно договариваться, не все работают, многие прячутся за спинами товарищей.
- Понимание того, что в условиях ограничений (только 2 больших листа бумаги, нет кистей) можно создавать живописные работы, но это сложней, хотя иногда интересней.
Подведение к проблеме:
- Возможно ли второклассникам будущего без слов рассказать о том, что вы услышали в музыке.
- Что делать, если вы не взяли с собой кисти, а только краски.
- У вас только два больших листа, резать которые нельзя.
Цель: Передать свои переживания после прослушивания музыки К. Дебюсси “Море” и В. Мей “Шторм” в коллективной живописной работе “Море”.
Задачи:
- Используя знания о выразительных и изобразительных средствах живописи нарисовать два морских пейзажа, соответствующих характеру музыки в тактильной технике.
- Формирование элементов сотрудничества в коллективной работе.
- Формирование ориентации во времени, соотнося события с цепочкой: прошлое – настоящее – будущее.
- Анализ имеющейся информации (репродукции картин художников, рисунки второклассников прошлого года).
- Обсуждение оптимального способа достижения цели.
- План работы.
– разделение детей на две группы;
– подготовка рабочих мест;
– распределение обязанностей;
– подготовка к восприятию музыкального произведения;
– восприятие музыкального произведения с показом его характера через движения руками и всем телом;
– выполнение коллективной работы “Море в ясную (ненастную) погоду” в тактильной технике
– обсуждение качества выполненной работы с точки зрения выразительности используемых живописных средств;
– обсуждение способов взаимодействия в группе и его влияние на качество выполняемой работы.
Текущий контроль, внесение изменений, корректировка.
Публичное представление, демонстрация “продукта”.
Обсуждение качества выполнения “продукта” (итоговый контроль).
Обсуждение результата – качественное изменение в группе детей.
Тема “Макет города будущего”
Класс: 2
Тип проектной задачи: творческая
Форма работы: совместное взаимодействие в малых группах.
Актуальность: У каждого ребенка есть мечта жить в сказочно красивом городе, но окружающие улицы и дома далеки от совершенства. В макете мы можем воплотить свои взгляды на красивый город будущего.
Проблема. Вы – архитекторы будущего и только от вас зависит облик городов через 100 лет. Нас окружают однообразные, или некрасивые дома, зачастую уродливые улицы. Если вы не придумаете ничего нового, красивого, функционального, они останутся такими, как сегодня навсегда.
Цель: в смешанной технике придумать и создать макет города Будущего.
Задачи:
- Используя знания о единстве красоты и функциональности в архитектурных сооружениях придумать фрагмент (четверть) города будущего.
- Формирование умения собирать и сортировать информацию из различных источников, использовать ее для решения практических задач (создать макет города будущего).
- Формирование элементов сотрудничества в коллективной работе, ее совместно-взаимодействующей форме, усилием воли контролировать свою деятельность, чтобы не получить штрафы, оговоренные в трудовом договоре.
Анализ имеющейся информации, материалов и инструментов (все средства, материалы и инструменты представлены в начале работы на одном столике).
- Фотографии, иллюстрации городов прошлого и современных
- Энциклопедии
- Технологическая карта “ Изготовление макета здания”
- Трудовой договор, где оговариваются условия выполняемой работы, размер вознаграждения, система штрафов.
- Материалы и инструменты
- Разделение детей на четыре группы, каждая из которых выполняют четверть макета города будущего.
- Подготовка рабочих мест
- Распределение обязанностей, выделение одного человека из команды, который будет играть роль эксперта
- Четыре группы выполняют свой фрагмент макета, соблюдая несколько условий. Во-первых, все фрагменты должны сочетаться между собой, с этой целью детям необходимо совершать визиты в соседнее архитектурное бюро для согласований. Во-вторых, оговаривается время выполнения своей части работы для того, чтобы осталось время на соединение всего “архитектурного ансамбля”.
- Текущий контроль, внесение изменений, корректировка.
- Эксперты в листах отвечают на вопросы:
– какие задачи вы ставили перед собой;
– какие возникали идеи;
– какие были отвергнуты (приняты);
– какие трудности возникли во время работы, а что прошло легко;
– как велось обсуждение, как преодолевались трудности;
– какие источники информации оказались полезными (бесполезными) и в чем.
Соединение четырех частей города в единый ансамбль. Публичное представление, демонстрация “продукта”. Выступление экспертов, которые оглашают результаты работы.
Обобщение учителем всего того, что ребята узнали, сделали на практической работе, работа с «Карточками самооценки», сравнение с листами эксперта. Соотнося выполненное с проблемой, целью, задачами
Долгое время я не знала, как назвать то, что я делаю, готовя ребят к полноценной самостоятельной проектной деятельности, ведь уровень самостоятельности ребят на начальном этапе не высокий. Все необходимые средства и материалы предоставляются детям в начале урока, либо готовятся заранее по заранее составленному списку. С появлением книги о проектных задачах в этом году, все встало на свои места. Вся эта предшествующая работа называется ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ. Моя цель – показать детям в короткий промежуток времени (урок или два) весь процесс работы в целом.
Мои ребята также четко различают понятия “исследование”, как бескорыстное изучение доступной информации и проектную деятельность, где есть “продукт“. При подведении итога я отмечаю, как дети прошли все этапы работы, обращая особое внимание на то, что любой проект строго ограничен во времени.
На мой взгляд, работу над полноценным проектом, с высокой степенью самостоятельности ребенка стоит отложить до 5 класса, или даже, до более позднего времени. Нагрузка в школе и без того высока, “затянуть” ребенка дополнительно за письменный стол, в библиотеку, за компьютер – это противоречит здоровьесбережению, кроме того, первые неудачи могут дать обратный эффект: боязнь самостоятельно браться за дело и доводить его до конца.
На помощь мне пришла книга под редакцией А.Б. Воронцова “Проектные задачи в начальной школе”, который подтвердил мои сомнения.
Я готовлю ребят к самостоятельной работе над проектом непосредственно на уроке, в коллективной деятельности и во внеурочной работе.
То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.
Л. Выготский
Думаю, не стоит проектную деятельность превращать в массовое паломничество, ведь реальных проблем, детских противоречий, которые требуют разрешения в форме проекта не так много. А проектные задачи позволяют проблему придумать, представить парадоксальную ситуацию и коллективно, в короткий промежуток времени (урок, или серия уроков) разрешить ее.