Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Упражнения направленные на развитие художественных
способностей младших школьников на уроках
изобразительного искусства
Петрова Екатерина Дмитриевна
          Развитие художественных способностей учащихся – одно из важнейших требований, предъявляемых к организациям учебного процесса в школе. Пробудить творческие и художественные основы ребенке, помочь сделать первые шаги в творчестве, направить мысли малыша на путь развития креативности и неординарности мыслей – задача не из легких. Период начального обучения в школе заключает в себе огромные возможности для развития младших школьников, в тoм числе и в изобразительном искусстве [11, с.112].
Основной задачей уроков изобразительного искусства и мировой художественной культуры является развитие художественных способностей детей и подростков путем целенаправленного и организованного обучения, развития и воспитания. Только через кропотливую работу педагога, наполненную терпением возможно развитие творческих способностей ребёнка [10, с.151].
Проявление творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, ибо творчество – норма детского развития. Реализация художественных способностей ребенка делает более богатой и содержательной его жизнь, обогащает его сверстников, коллектив.
Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Особенно это относится к младшему школьному возрасту. Челoвек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовывать свои художественные возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию и саморазвитию, также находит неординарные способы действий и необычные пути решения различных задач [9, с.99].
            Художественная индивидуальность может проявляться на разных уровнях и в разных ситуациях. Oт переноса старых знаний, умений, опыта в новую ситуацию до способности найти новый вариант решения проблемы. А  значит развитие художественной индивидуальности и креативности играет немаловажную роль в будущей повседневной жизни ребёнка [8, с.21].
Естественной основой развития художественных способностей челoвека является развитость психических функций. Существенное влияние на ребенка оказывает и возраст. Чрезвычайно важное значение для развития личности школьника имеют богатство его жизненных впечатлений и социальный опыт. Окружение ребёнка также играет важную роль, особенно это значимо в дошкольном и младшем школьном возрасте [7, с.200].
Развивая навыки художественной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства, школа тем самым вооружает школьников представлениями о профессиональном искусстве живописи, скульптуры и графики, даёт им широкие представления о данных понятиях [6, с.71].
В младших классах авторитет уроков изобразительного искусства достаточно высок: в числе любимых их называют каждый пятый ученик, тогда как в пятых-седьмых классах – лишь 7-8% учеников. У школьников ослабевает интерес к художественной деятельности, дети перестают рисовать на уроках, дома, не посещают учреждения дополнительного образования художественной направленности. Следовательно, работу по развитию художественных способностей нужно сделать более интересной, познавательной и качественной [5, с.189].
На занятиях изобразительного искусства учитель первый, кто наблюдает психическое состояния ребенка по его рисунку. Можно определить настроение обучающегося, тревожность и что является причиной тому. Лев Семёнович Выготский писал, что «детский рисунок научает ребенка овладеть системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и, по прекрасному выражению, учит психику восхождению. Ребенок, нарисовавший собаку, тем самым победил, преодолел и поднялся выше над непосредственным переживанием» [4, с.126]
Существует большое количество упражнений для развития художественных способностей.
Получив результаты констатирующего эксперимента, мы составили систему упражнеий по развитию художественных способностей:
1. Упражнение «заливка». Для осуществления этого упражнения требуется один лист бумаги, достаточное количество красок, которые должны быть разведены на палитре. Приступая к упражнению, кисть макается только в этот раствор, ни в краску, ни в воду макать кисть не следует. Работа ведется сверху вниз. Кисть должна содержать достаточное количество раствора и помогать ему распределиться [3].
2. Упражнение «мазки». Для выполнения данного упражнения необходимы один лист бумаги, большая кисть и раствор красок. Большой кистью покрывается сухой лист бумаги, отдельными мазками слегка захватывая отдельные участки [3].
3. Упражнение «восприятие детьми книжных иллюстраций». Для  проведения данного упражнения необходимы книжные иллюстрации. Рассматривая с детьми книжные иллюстрации и обсуждая все то, что на них изображено, учитель, тем самым, проводит с обучающимися косвенный метод обучения детей изобразительной деятельности, который позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения, помогает преодолеть стереотипность в рисовании [3].
4. Упражнение «дополнение элементов до полных фигур». С опорой на готовый элемент, при ограниченном размере движения, ребенок приобретает навык быстрее, при постепенном увеличении количества элементов для дополнения, увеличение амплитуды движения, оно скоро стабилизируется, приобретает уверенность и гибкость [2].
5. Упражнение «закипающий чайник». Детям дается таблица, с определённым количеством изображения чайника в разной цветовой гамме. Необходимо определить в какой последовательности закипает чайник. Данное упражнение поможет детям развить наблюдательность, а также внимание [2].
6. Упражнение «ассоциации». Детям раздаются различные картинки, неизвестных им предметов. Перед детьми ставится задача, рассказать на что похож тот или иной предмет. Данное упражнение помогает развить у детей воображение и мышление [2].
7. Упражнение «колористика». Детям нужно нарисовать квадрат, разделив его на несколько частей и используя только один цвет краски. Но, при этом, каждая часть должна быть светлее предыдущей. Это упражнение поможет научить детей работать с цветом [1].  
Используя данную систему упражнений, учитель, с самого первого урока, начнет развивать у детей художественные и творческие способности, нестандартное и креативное мышление, а также память, внимание, смекалку.
  1. Голантарт. Официальный сайт художника Екатерины Голант [Электронный ресурс].URL: http://www.golandart.ru/watercolor1.html (Дата обращения: 22.03.20)
  2. Знанио. Образовательный портал для педагогов, школьников и родителей. Методические рекомендации по применению тренировочных заданий и развивающих упражнений на уроках ИЗО. [Электронный ресурс]URL:https://znanio.ru/media/metodicheskie_rekomendatsii_po_primeneniyu_trenirovochnyh_zadanij_i_razvivayuschih_uprazhnenij_na_urokah_izo-2807/3733 (Дата обращения: 01.03.20)
  3.  Фестиваль педагогических идей. Открытый урок учителя ИЗО Шиховой Е.М. «"Богатырская" тема в искусстве». [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/561752/ (Дата обращения: 8.03.20)
  4. 34 Степанов, Е.Н., Горелик И.Ф., Создание системы дифференцированного обучения и воспитания учащихся: Научно-методическое пособие /И.Ф.Горелик. – Псков: ЭКБСОН, 2004 – 344с.
  5. 36 Федь, А.М. Воспитание прекрасным /А.М.Федь. – М.: Мол. Гвардия, 2008, 275с.
  6. Неменского, Б.М., Искусство вокруг нас: учебник для 3 классов /Б.М.Неменский. - М.: Просвещение, 2000 – 127с.
  7. Мещеряков, Б.Г., Большой психологический словарь /Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко. – СПб.: Олма-Пресс, 2004 – 246с.
  8.  Шахова, Н.Л., Программа по ИЗО для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 2010 – 256с.
  9. Голицына, И.А. История русской живописи. убеж 19 – 20 веков/ И.А. Голицина – М.: ВАКО, 2007 – 119 с.
  10. 11 Занков, Л.В. Развитие школьников в процессе обучения /Л.В.Занков. –М.: Просвещение, 2007 – 152 с.
  11. Комарова, Т.С., Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов /Т.С. Комарова. - М.: Зерцало, 2005 –223с.
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»