Упражнения направленные на развитие художественных
способностей младших школьников на уроках
изобразительного искусства
способностей младших школьников на уроках
изобразительного искусства
Петрова Екатерина Дмитриевна
Развитие художественных способностей учащихся – одно из важнейших требований, предъявляемых к организациям учебного процесса в школе. Пробудить творческие и художественные основы ребенке, помочь сделать первые шаги в творчестве, направить мысли малыша на путь развития креативности и неординарности мыслей – задача не из легких. Период начального обучения в школе заключает в себе огромные возможности для развития младших школьников, в тoм числе и в изобразительном искусстве [11, с.112].Основной задачей уроков изобразительного искусства и мировой художественной культуры является развитие художественных способностей детей и подростков путем целенаправленного и организованного обучения, развития и воспитания. Только через кропотливую работу педагога, наполненную терпением возможно развитие творческих способностей ребёнка [10, с.151].
Проявление творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, ибо творчество – норма детского развития. Реализация художественных способностей ребенка делает более богатой и содержательной его жизнь, обогащает его сверстников, коллектив.
Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Особенно это относится к младшему школьному возрасту. Челoвек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовывать свои художественные возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию и саморазвитию, также находит неординарные способы действий и необычные пути решения различных задач [9, с.99].
Художественная индивидуальность может проявляться на разных уровнях и в разных ситуациях. Oт переноса старых знаний, умений, опыта в новую ситуацию до способности найти новый вариант решения проблемы. А значит развитие художественной индивидуальности и креативности играет немаловажную роль в будущей повседневной жизни ребёнка [8, с.21].
Естественной основой развития художественных способностей челoвека является развитость психических функций. Существенное влияние на ребенка оказывает и возраст. Чрезвычайно важное значение для развития личности школьника имеют богатство его жизненных впечатлений и социальный опыт. Окружение ребёнка также играет важную роль, особенно это значимо в дошкольном и младшем школьном возрасте [7, с.200].
Развивая навыки художественной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства, школа тем самым вооружает школьников представлениями о профессиональном искусстве живописи, скульптуры и графики, даёт им широкие представления о данных понятиях [6, с.71].
В младших классах авторитет уроков изобразительного искусства достаточно высок: в числе любимых их называют каждый пятый ученик, тогда как в пятых-седьмых классах – лишь 7-8% учеников. У школьников ослабевает интерес к художественной деятельности, дети перестают рисовать на уроках, дома, не посещают учреждения дополнительного образования художественной направленности. Следовательно, работу по развитию художественных способностей нужно сделать более интересной, познавательной и качественной [5, с.189].
На занятиях изобразительного искусства учитель первый, кто наблюдает психическое состояния ребенка по его рисунку. Можно определить настроение обучающегося, тревожность и что является причиной тому. Лев Семёнович Выготский писал, что «детский рисунок научает ребенка овладеть системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и, по прекрасному выражению, учит психику восхождению. Ребенок, нарисовавший собаку, тем самым победил, преодолел и поднялся выше над непосредственным переживанием» [4, с.126]
Существует большое количество упражнений для развития художественных способностей.
Получив результаты констатирующего эксперимента, мы составили систему упражнеий по развитию художественных способностей:
1. Упражнение «заливка». Для осуществления этого упражнения требуется один лист бумаги, достаточное количество красок, которые должны быть разведены на палитре. Приступая к упражнению, кисть макается только в этот раствор, ни в краску, ни в воду макать кисть не следует. Работа ведется сверху вниз. Кисть должна содержать достаточное количество раствора и помогать ему распределиться [3].
2. Упражнение «мазки». Для выполнения данного упражнения необходимы один лист бумаги, большая кисть и раствор красок. Большой кистью покрывается сухой лист бумаги, отдельными мазками слегка захватывая отдельные участки [3].
3. Упражнение «восприятие детьми книжных иллюстраций». Для проведения данного упражнения необходимы книжные иллюстрации. Рассматривая с детьми книжные иллюстрации и обсуждая все то, что на них изображено, учитель, тем самым, проводит с обучающимися косвенный метод обучения детей изобразительной деятельности, который позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения, помогает преодолеть стереотипность в рисовании [3].
4. Упражнение «дополнение элементов до полных фигур». С опорой на готовый элемент, при ограниченном размере движения, ребенок приобретает навык быстрее, при постепенном увеличении количества элементов для дополнения, увеличение амплитуды движения, оно скоро стабилизируется, приобретает уверенность и гибкость [2].
5. Упражнение «закипающий чайник». Детям дается таблица, с определённым количеством изображения чайника в разной цветовой гамме. Необходимо определить в какой последовательности закипает чайник. Данное упражнение поможет детям развить наблюдательность, а также внимание [2].
6. Упражнение «ассоциации». Детям раздаются различные картинки, неизвестных им предметов. Перед детьми ставится задача, рассказать на что похож тот или иной предмет. Данное упражнение помогает развить у детей воображение и мышление [2].
7. Упражнение «колористика». Детям нужно нарисовать квадрат, разделив его на несколько частей и используя только один цвет краски. Но, при этом, каждая часть должна быть светлее предыдущей. Это упражнение поможет научить детей работать с цветом [1].
Используя данную систему упражнений, учитель, с самого первого урока, начнет развивать у детей художественные и творческие способности, нестандартное и креативное мышление, а также память, внимание, смекалку.
- Голантарт. Официальный сайт художника Екатерины Голант [Электронный ресурс].URL: http://www.golandart.ru/watercolor1.html (Дата обращения: 22.03.20)
- Знанио. Образовательный портал для педагогов, школьников и родителей. Методические рекомендации по применению тренировочных заданий и развивающих упражнений на уроках ИЗО. [Электронный ресурс]URL:https://znanio.ru/media/metodicheskie_rekomendatsii_po_primeneniyu_trenirovochnyh_zadanij_i_razvivayuschih_uprazhnenij_na_urokah_izo-2807/3733 (Дата обращения: 01.03.20)
- Фестиваль педагогических идей. Открытый урок учителя ИЗО Шиховой Е.М. «"Богатырская" тема в искусстве». [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/561752/ (Дата обращения: 8.03.20)
- 34 Степанов, Е.Н., Горелик И.Ф., Создание системы дифференцированного обучения и воспитания учащихся: Научно-методическое пособие /И.Ф.Горелик. – Псков: ЭКБСОН, 2004 – 344с.
- 36 Федь, А.М. Воспитание прекрасным /А.М.Федь. – М.: Мол. Гвардия, 2008, 275с.
- Неменского, Б.М., Искусство вокруг нас: учебник для 3 классов /Б.М.Неменский. - М.: Просвещение, 2000 – 127с.
- Мещеряков, Б.Г., Большой психологический словарь /Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко. – СПб.: Олма-Пресс, 2004 – 246с.
- Шахова, Н.Л., Программа по ИЗО для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 2010 – 256с.
- Голицына, И.А. История русской живописи. убеж 19 – 20 веков/ И.А. Голицина – М.: ВАКО, 2007 – 119 с.
- 11 Занков, Л.В. Развитие школьников в процессе обучения /Л.В.Занков. –М.: Просвещение, 2007 – 152 с.
- Комарова, Т.С., Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов /Т.С. Комарова. - М.: Зерцало, 2005 –223с.