Декоративно-прикладное искусство как средство
эстетического воспитания младших школьников
Иманмурзаева Аида Умаровна,
учитель изобразительного искусства,
канд. пед. наук ГБОУ СОШ № 630
Приморского района Санкт-Петербурга
Одной из важных задач современной школы является эстетическое воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства. Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении, везде, прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет удовольствие и удовлетворение, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми.учитель изобразительного искусства,
канд. пед. наук ГБОУ СОШ № 630
Приморского района Санкт-Петербурга
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля в плоть до наших дней.
В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н. Джола, Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев и др.
Д.Б. Лихачев в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» основывается на определение, данное К. Марксом: «Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты» [25, с.51]. Автор выделяет основную роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. К примеру, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно, как неуправляемый, стихийный и самопроизвольный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок таким образом развивается. Однако, ребенком это не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие нередко обуславливается рвением к веселью, к тому же без вмешательства извне у ребенка могут сформироваться не правильные представления о жизни, ценностях, эталонах. Б.Т. Лихачев, также, как и многие другие педагоги и психологи полагает, то что только целенаправленное педагогическое эстетика–воспитательное воздействие, привлечение ребенка в разнообразную художественную творческую деятельность, способны развить их сенсорную сферу, обеспечить полное понимание эстетических явлений, поднять вплоть до осмысления подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности [25, с.42].
Так как художественно-эстетическое направление в системе дополнительного образования детей является массовым, его основная цель заключается не формирование музыканта, танцора, художника и т.д., а воспитание личности, осуществляемое средствами искусства. Педагог дополнительного образования, являющийся профессионалом в определенном виде искусства, вводя в нее детей, может создать более благоприятные условия для обогащения их внутреннего мира, приобщения к ценностям отечественной и мировой художественной культуры, формирования духовных и нравственных качеств. Познавательные возможности различных направлений художественно-эстетической деятельности делают совместные с педагогом творческие занятия особенно эффективными для развития личности.
С эстетическим любованием тесно связана способность к полному переживанию. «Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения от общения с прекрасным; чувства отвращения при встрече с безобразным; чувства юмора, сарказма в момент созерцания комического; эмоционального потрясения, гнева, страха, сострадания, ведущих к эмоциональному и духовному очищению, возникающему в результате переживания трагического, — все это признаки подлинной эстетической воспитанности», - подмечает Б.Т. Лихачев [25, с.169].
Задача преподавателя изобразительного искусства заключается в расширении, обогащении и систематизации знаний ученика об особенностях декоративно-прикладного искусства, развитии эстетического отношения к окружающему миру, художественно-творческого воображения, памяти, представления и пр. Данный процесс учащихся следует стимулировать выполнением ими разнообразных декоративных композиций, используя стилизованные формы и творческие принципы народного искусства.
Учитель должен преподнести детям и подчеркнуть художественно-эстетическую ценность рассматриваемого изделия декоративно-прикладного искусства. Это очень важно, поскольку ценность красоты предмета эстетики, произведения народного мастера, естественное и правильное понимание его может быть достигнуто только при активной мыслительной и творческой деятельности школьника.
Поэтому развитие у младших школьников способностей, подготовки к
правильным эстетическим отношениям, суждению и оценке, есть одно из
важных условий по обучению процессу познания и понимания произведений декоративно-прикладного искусства.
Нам представляется, что сегодня, в условиях средней общеобразовательной школы, необходимо осуществлять педагогический поиск, направленный на формирование эстетических отношений учащихся, используя предметы декоративно-прикладного искусства, которые с детства знакомы школьнику, то есть с самого начала познания им окружающей среды. Задача преподавателя изобразительного искусства заключается в расширении, обогащении и систематизации знаний ученика об особенностях декоративно-прикладного искусства, развитии эстетического отношения к окружающему миру, художественно-творческого воображения, памяти, представления и пр. Данный процесс учащихся следует стимулировать выполнением ими разнообразных декоративных композиций, используя стилизованные формы и творческие принципы народного искусства.
Учитель должен преподнести детям и подчеркнуть художественно-
эстетическую ценность рассматриваемого изделия декоративно-прикладного
искусства. Это очень важно, поскольку ценность красоты предмета эстетики,
произведения народного мастера, естественное и правильное понимание его
может быть достигнуто только при активной мыслительной и творческой
деятельности школьника.
Поэтому развитие у младших школьников способностей, подготовки к
правильным эстетическим отношениям, суждению и оценке, есть одно из
важных условий по обучению процессу познания и понимания произведений
декоративно-прикладного искусства.
Нам представляется, что сегодня, в условиях средней общеобразовательной школы, необходимо осуществлять педагогический поиск, направленный на формирование эстетических отношений учащихся, используя предметы декоративно-прикладного искусства, которые с детства знакомы школьнику, то есть с самого начала познания им окружающей среды.
В процессе общения детей с явлениями искусства, накапливается множество всевозможных, в том числе и эстетических впечатлений. Искусство оказывает обширное и многостороннее, воздействие на человека. Художник, производя свое творение, глубоко изучает жизнь, одновременно с героями любит, ненавидит, погибает, волнуется, мучается, наслаждается. Каждая репродукция порождает встречное ощущение.
Б. М. Неменский таким образом трактует данное явление: «И хотя сам по себе творческий процесс создания художественного произведения как будто уже совершился, каждый человек вслед за художником творцом погружается в него всякий раз, когда воспринимает произведение искусства.
Эстетическое отношение включает в себя не только отношение к эстетическим ценностям, как таковым, но и нравственное отношение ко всему, что связано с осмыслением эстетической реальности. Прекрасное и творческое не могут быть вне духовно-нравственной направленности. Эстетическое отношение в том или ином виде отражает проблемы общества.
Одна из особенностей эстетического отношения в младшем школьном возрасте связывается с изменениями, которые происходят в сфере познавательных процессов ребенка, среди которых важную роль играет восприятие, обеспечивающее эстетическое развитие индивида.
Наиболее характерная особенность эстетического отношения младшего школьника заключается в непосредственности заинтересованного оценивающего «Я» от какой-либо ситуации; неотделимости эмоций от процесса мышления, восприятия, воображения; объединении впечатлений на основе общего эмоционального тона.
Эстетическое отношение строится и существует на фоне эмоциональной чувствительности к воздействию цвета, света, ритма, звука – то есть того, что непосредственно ребенок воспринимает органами чувств и что делает его потенциально предрасположенным к выражению собственного эмоционального и оценочного отношения.
Познание ребенком окружающего мира и формирование эстетической «картины мира» происходит в младшем школьном возрасте. В это же время ребенок активно усваивает сенсорный опыт, овладевает изобразительными материалами, выразительными средствами.
Важным компонентом процесса формирования эстетического отношения читаем творческий потенциал. Через радости и наслаждения, получаемые школьником от знакомства и восприятия прекрасного в искусстве и действительности, происходит процесс формирования эстетического отношения, передача умений и знаний, «выливающаяся» в собственный творческий процесс. Созидательный творческий потенциал в рассматриваемом возрасте «созревает» наряду с развитием и обогащением эмоциональных сфер, определяя побуждение к приобретению нужных эстетических знаний.
В содержании формирования эстетического отношения учащихся начальных классов выделим такие компоненты:
когнитивный (эстетическое представление, понятие, знание; эстетическое суждение и оценка);
эмоционально-побудительный (эстетическое восприятие; эстетическое переживание, чувства и эмоции; художественно-творческие способности, эстетические интересы и потребности; эстетический вкус; эстетические качества личности);
деятельностный (творческая активность; умение и навыки эстетико-предметной деятельности; эстетическое поведение).Возможности декоративно-прикладного искусства в формировании эстетического отношения младших школьников будут востребованы, если будет налажена связь с деятельностью, касающейся развития наблюдательности детей, их художественного вкуса, умения видеть в окружающей среде красивые предметы, оригинальные узоры, украшения построек, изящное сочетание цветов в природе и в предметах искусства. Эстетическое отношение, которое необходимо воспитывать у младших школьников, предполагает бескорыстное восприятие красоты произведений народного декоративно-прикладного искусства. Зримая красота, которой обладает декоративно-прикладное искусство, лучше всего подходит для формирования эстетического отношения у младших школьников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников [Текст] : учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / Б. Т. Лихачев. – М. : Просвещение, 1985. – 169 с.
Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников [Текст] : учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / Б. Т. Лихачев. – М. : Просвещение, 1985 – 42 с.
Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников [Текст] : учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / Б. Т. Лихачев. – М. : Просвещение, 1985 – 51 с.