Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности развития художественных способностей младших
школьников на уроках изобразительного искусства

Петрова Екатерина Дмитриевна 
Если рассматривать начальную школу с психологической точки зрения, то она так же как и дошкольный возраст, является сензитивным периодом для развития творческих способностей ребёнка, что обусловлено характерными особенностями данного возраста. Дети младшего школьного возраста чрезвычайно любознательны и любопытны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир, узнавать нoвoе и неизведанное. Взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний − это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности ребёнка .
Некоторые современные исследователи (М.С. Каган, Н.И. Киященко, А.А. Мелик-Пашаев, О.В. Ощепкова, Е. Л. Мельникова и другие) исходят из положения o тoм, что структуру художественных способностей составляют все основные психические механизмы: мышление, эмоции, воображение, чувства. Самостоятельное место и определенную функциональную нагрузку в этой структуре имеет и коммуникативная деятельность: в основе всякого художественного акта лежит не только потребность самовыражения, но и потребность коммуникации, передачи другим людям собственных душевных переживаний, а также, склонность к эмпатии. Пoэтому общение входит самостоятельным компонентом в структуру художественных способностей. В процессе обучения в рамках различных учебных дисциплин формируются и получают свое широкое развитие коммуникативные навыки ребенка .
Коммуникация и общение играют важнейшую роль в развитие художественных способностей младших школьников и вообще в процессе воспитания в целом. По словам знаменитого японского педагога Масару Ибуки, воспитание и развитие проходят более успешно, если в них применяется диалог (общение), «так сказать, воспитание через диалог». В диалоге есть ощущение преемственности. В процессе общения ребёнок может высказать свои чувства, мысли. Эти действия помогут ребёнку лучше узнать себя и окружающих, поможет научиться выражать свои мысли и эмоции, что немаловажно в развитии художественных способностей детей.
Так же, Масару Ибука говорит о том, что ребёнку нужно давать право на ошибку. Учёный называет это «позволением совершать ошибки с последующим желанием решить их самостоятельно или вместе с родителями. Следуя данному совету, можно прийти к тому, что ребенка не испугают никакие трудности, он будет счастливым в независимости от ситуации. В современном мире это очень важное качество. Ребенок будет спокойно относиться к любой критике, в том числе в свой адрес. Эти умения пригодятся ребенку в детском коллективе, на учебе и в дальнейшем, на работе.
Основное, что характеризует особенности развития эмоциональной сферы младшего школьника – это формирование личности ребенка. Разрешая этически сложные ситуации, ребенок накапливает необходимый практический опыт морального поведения в коллективе и в семье, испытывает чувство высокого морального удовлетворения от выполнения этических норм и правил .
Огромный эмоциональный опыт ребенок приобретает в процессе общения с искусством, постигая смысл и усваивая те общечеловеческие ценности, которые воплощены в художественных произведениях. Мышление младшего школьника только начинает развиваться от эмоционально-образного к абстрактно-логическому, поэтому сравнение, обобщение, абстрагирование даются ему с трудом. Сошлемся на мнение Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина, которые в свою очередь считают, что именно мышление в этот период детства становится в центр развития: изменения в восприятии, в памяти являются производными от мышления. В силу этого развитие восприятия и памяти идет по пути интеллектуализации. Исследователями установлено, что примерно до 10 лет у детей активизируется преимущественно правое полушарие и первая сигнальная система, поэтому подавляющее большинство младших школьников относятся не к мыслительному, а к художественному типу. Это еще раз подтверждает мысль о том, что занятия искусством следует отнести к наиболее благоприятным средствам развития художественных способностей младших школьников.
Особое значение в деятельности детей этого возраста играет воображение. Оно тесно связано с мышлением, поэтому способно активно преобразовывать жизненные впечатления и переживания, полученные знания, данные восприятия и представления. Воображение превращает, переводит внешнюю деятельность во внутреннюю, самостоятельную, позволяющую осуществлять элементарное словесное и художественное творчество. Особенностью воображения младших школьников является его опора на восприятие и мышление. Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения за счет все более правильного и полного отражения окружающей действительности .
Процессы воображения имеют огромное значение в художественно- эстетическом воспитании и обучении детей, в том числе, младших школьников. Только воображение позволяет прочувствовать образный строй произведения искусства, эмоционально «достроить» его, по отдельному фрагменту, штриху, детали восстановив, представив себе картину в целом. Именно степень эмоциональности ребенка определяет силу и интенсивность его воображения. Эмоции и воображение связаны напрямую и неразрывно. Вот почему так важно, чтобы уроки искусства, в том числе изобразительного, эмоционально заряжали, вызывали у ребенка удивление, восхищение, радость и восторг! Наконец, характеризуя особенности воображения младших школьников, отметим еще одну очень важную деталь: воображение в этом возрасте является способом освоения нормативности социального пространства. Т.е. нормы социума и общества младший школьник познаёт при помощи воображения .
Художественные способности младшего школьника во многом зависят от уровня его  сенсорного развития, которое отличается остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Малая дифференцированность восприятия, проявляющаяся в том, что дети в начале младшего школьного возраста, так же как и в дошкольном возрасте, выделяют при предъявлении предметов наиболее яркие, бросающиеся в глаза свойства, отчасти компенсируется у младших школьников присущей им эмоциональностью. По словам Жана Пиаже, ребенок хочет увидеть сразу все. У детей преобладает своего рода тяга к познанию. В этот период важнейшая задача для педагога – сохранять и поддерживать в ребенке интерес к занятиям, к учению, к постижению нового, к искусству и художественному творчеству .
Художественные способности нив коем разе не могут пониматься как чтo-тo статичное, неизменное. Каждый их структурный компонент находится в стадии становления, развития, прогресса. А поскольку компоненты художественных способностей в этом возрасте сформированы в разной степени, то и их проявление весьма индивидуально. Отсюда – индивидуальное своеобразие продуктов и способов деятельности младших школьников, с которым учителям обязательно необходимо считаться. Индивидуальные различия выступают, в частности, в разной восприимчивости к учению и в творческих проявлениях детей. Развитие художественных способностей напрямую зависит от окружения, в котором ребенок проводит свои первые годы обучения .
Таким образом, мы рассмотрели следующие особенности развития художественных способностей младшего школьника:
  1. Особенность формирования моральной стороны личности ребенка;
  2. Воображение;
  3. Особенность сенсорного развития.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»