Особенности развития художественных способностей младших
школьников на уроках изобразительного искусства
Петрова Екатерина Дмитриевна
Если рассматривать начальную школу с психологической точки зрения, то она так же как и дошкольный возраст, является сензитивным периодом для развития творческих способностей ребёнка, что обусловлено характерными особенностями данного возраста. Дети младшего школьного возраста чрезвычайно любознательны и любопытны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир, узнавать нoвoе и неизведанное. Взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний − это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности ребёнка .Некоторые современные исследователи (М.С. Каган, Н.И. Киященко, А.А. Мелик-Пашаев, О.В. Ощепкова, Е. Л. Мельникова и другие) исходят из положения o тoм, что структуру художественных способностей составляют все основные психические механизмы: мышление, эмоции, воображение, чувства. Самостоятельное место и определенную функциональную нагрузку в этой структуре имеет и коммуникативная деятельность: в основе всякого художественного акта лежит не только потребность самовыражения, но и потребность коммуникации, передачи другим людям собственных душевных переживаний, а также, склонность к эмпатии. Пoэтому общение входит самостоятельным компонентом в структуру художественных способностей. В процессе обучения в рамках различных учебных дисциплин формируются и получают свое широкое развитие коммуникативные навыки ребенка .
Коммуникация и общение играют важнейшую роль в развитие художественных способностей младших школьников и вообще в процессе воспитания в целом. По словам знаменитого японского педагога Масару Ибуки, воспитание и развитие проходят более успешно, если в них применяется диалог (общение), «так сказать, воспитание через диалог». В диалоге есть ощущение преемственности. В процессе общения ребёнок может высказать свои чувства, мысли. Эти действия помогут ребёнку лучше узнать себя и окружающих, поможет научиться выражать свои мысли и эмоции, что немаловажно в развитии художественных способностей детей.
Так же, Масару Ибука говорит о том, что ребёнку нужно давать право на ошибку. Учёный называет это «позволением совершать ошибки с последующим желанием решить их самостоятельно или вместе с родителями. Следуя данному совету, можно прийти к тому, что ребенка не испугают никакие трудности, он будет счастливым в независимости от ситуации. В современном мире это очень важное качество. Ребенок будет спокойно относиться к любой критике, в том числе в свой адрес. Эти умения пригодятся ребенку в детском коллективе, на учебе и в дальнейшем, на работе.
Основное, что характеризует особенности развития эмоциональной сферы младшего школьника – это формирование личности ребенка. Разрешая этически сложные ситуации, ребенок накапливает необходимый практический опыт морального поведения в коллективе и в семье, испытывает чувство высокого морального удовлетворения от выполнения этических норм и правил .
Огромный эмоциональный опыт ребенок приобретает в процессе общения с искусством, постигая смысл и усваивая те общечеловеческие ценности, которые воплощены в художественных произведениях. Мышление младшего школьника только начинает развиваться от эмоционально-образного к абстрактно-логическому, поэтому сравнение, обобщение, абстрагирование даются ему с трудом. Сошлемся на мнение Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина, которые в свою очередь считают, что именно мышление в этот период детства становится в центр развития: изменения в восприятии, в памяти являются производными от мышления. В силу этого развитие восприятия и памяти идет по пути интеллектуализации. Исследователями установлено, что примерно до 10 лет у детей активизируется преимущественно правое полушарие и первая сигнальная система, поэтому подавляющее большинство младших школьников относятся не к мыслительному, а к художественному типу. Это еще раз подтверждает мысль о том, что занятия искусством следует отнести к наиболее благоприятным средствам развития художественных способностей младших школьников.
Особое значение в деятельности детей этого возраста играет воображение. Оно тесно связано с мышлением, поэтому способно активно преобразовывать жизненные впечатления и переживания, полученные знания, данные восприятия и представления. Воображение превращает, переводит внешнюю деятельность во внутреннюю, самостоятельную, позволяющую осуществлять элементарное словесное и художественное творчество. Особенностью воображения младших школьников является его опора на восприятие и мышление. Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения за счет все более правильного и полного отражения окружающей действительности .
Процессы воображения имеют огромное значение в художественно- эстетическом воспитании и обучении детей, в том числе, младших школьников. Только воображение позволяет прочувствовать образный строй произведения искусства, эмоционально «достроить» его, по отдельному фрагменту, штриху, детали восстановив, представив себе картину в целом. Именно степень эмоциональности ребенка определяет силу и интенсивность его воображения. Эмоции и воображение связаны напрямую и неразрывно. Вот почему так важно, чтобы уроки искусства, в том числе изобразительного, эмоционально заряжали, вызывали у ребенка удивление, восхищение, радость и восторг! Наконец, характеризуя особенности воображения младших школьников, отметим еще одну очень важную деталь: воображение в этом возрасте является способом освоения нормативности социального пространства. Т.е. нормы социума и общества младший школьник познаёт при помощи воображения .
Художественные способности младшего школьника во многом зависят от уровня его сенсорного развития, которое отличается остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Малая дифференцированность восприятия, проявляющаяся в том, что дети в начале младшего школьного возраста, так же как и в дошкольном возрасте, выделяют при предъявлении предметов наиболее яркие, бросающиеся в глаза свойства, отчасти компенсируется у младших школьников присущей им эмоциональностью. По словам Жана Пиаже, ребенок хочет увидеть сразу все. У детей преобладает своего рода тяга к познанию. В этот период важнейшая задача для педагога – сохранять и поддерживать в ребенке интерес к занятиям, к учению, к постижению нового, к искусству и художественному творчеству .
Художественные способности нив коем разе не могут пониматься как чтo-тo статичное, неизменное. Каждый их структурный компонент находится в стадии становления, развития, прогресса. А поскольку компоненты художественных способностей в этом возрасте сформированы в разной степени, то и их проявление весьма индивидуально. Отсюда – индивидуальное своеобразие продуктов и способов деятельности младших школьников, с которым учителям обязательно необходимо считаться. Индивидуальные различия выступают, в частности, в разной восприимчивости к учению и в творческих проявлениях детей. Развитие художественных способностей напрямую зависит от окружения, в котором ребенок проводит свои первые годы обучения .
Таким образом, мы рассмотрели следующие особенности развития художественных способностей младшего школьника:
- Особенность формирования моральной стороны личности ребенка;
- Воображение;
- Особенность сенсорного развития.